Идея открыть собственную компанию родилась сразу после того, как закончились макароны. Поймав последнюю спагетину, мы обнаружили, что до ближайший пары осталось еще полтора часа и организм, набитый пищей, начал сонно вырабатывать идеи. Одной из них и стал виртуальный туризм. И, то ли звезды заняли нужное положение, то ли еще что-то,
но эта идея не ушла в глубины сознания: «Сделать. Когда-нибудь».Практически за неделю накидав примерный план, как это все должно работать, мы поймали нашего преподавателя по маркетингу и выложили все как есть. В кратком пересказе это выглядело примерно так: есть великолепная идея, которая должна уже завтра перевернуть все представление человечества о туризме, есть чудесный бизнес-план, в котором недостаток точных цифр уравновешивал переизбыток слов типа «Уникальный» и «Инновационный». Присутствуют так же пара человек, которые готовы…
И тут возникла заминка. Ясно было только то, что они готовы, а вот что конкретно? Опасаясь за свои нервные клетки, чьи ряды под нашим напором стремительно таяли, преподаватель попросил записать весь поток энтузиазма и отослать ему. А там посмотрим.
В письменном виде идея подрастеряла свою целостность и законченность, которые имела, находясь в голове. Как продавать, через какую систему получать платежи, где искать работников, эти и многие другие вопросы быстренько и довольно поверхностно были решены и предоставлены преподавателю. Вот тут он совершил свою единственную ошибку.
То ли под впечатлением дешевизны идеи и неплохих дивидендов от нее, то ли купившись на виртуальность с использованием социальных сетей, но он пообещал связаться с одним своим другом, владельцем крупной компании, занимающейся, как он выразился «всякими компьютерными делами».
Окончательно ошалев от стремительности развития событий, мы раздулись от ощущения собственной важности и исключительности и стали ждать. Каждый раз, приходя на занятия мы глубокомысленно кивали вздрагивающему преподавателю и все полтора часа буравили его взглядом. Когда пошла третья неделя ожидания, наши кивки стали глубокомысленно-угрожающими. Выходили мы из аудитории последними, долго и фальшиво собирая уроненные ручки…В конце концов, ситуация стала немного неловкой и он согласился с нами встретиться. Рассыпаясь в комплиментах «студентам, которые «не боятся развиваться», работающих над «увлекательнейшим проектом, у которого, несомненно, большое будущее», преподаватель подошел к мысли, что встречаться с его другом нам пока не нужно. Зато в университете есть очень интересный бизнес-инкубатор. И, вероятно, нам будет очень полезно в него вступить.
-Там вам помогут. И доработать идею, и создать хороший бизнес план, и, даже – тут он неловко подмигнул – организовать компанию.
Встреча это происходила в последний рабочий день перед Рождеством, и выяснить, что за инкубатор, где он и почему в него надо вступать, мы немного не успели. Пришлось отложить знакомство на следующий год.
В инкубаторе персонал оказался более привычным к идеям, которые другим пока непонятны и выкрикиваются вам в лицо хором из двух голосов.
Пережив первый шквал, руководитель предложил нам записаться на курсы инкубатора, за которые полагалось 18 кредитов. Для примера: обычный курс типа английского или экономики, в среднем давал 3-4 кредита.
Кроме того, к нам был прикреплен куратор, который должен был оценить наш потенциал и по итогам решить, достойны ли мы вступления в этот самый инкубатор. Вступление грозило нам многочисленными благами, на тот момент, правда, достаточно неясными.
Оценка нашей достойности проходила в конференц-зале. За громким названием скрывалась комнатка в семь квадратных метров. Очередной раз выкрикнув всю прелесть нашей задумки печальной женщине, мы с ужасом осознали, что за два месяца так и не смогли четко и ясно сформулировать, что конкретно должна делать наша компания. Постоянно добавлялись новые детали, плодились гениальные мысли, старый бизнес-план натужно скрипел и грозил стать бесполезным. Женщина становилась все печальней, но было выработано волевое решение сесть и сделать все кристально понятным.
Для этого нам даже выдали специальную программу для составления бизнес-планов, а точнее их денежной части. Девять листов в программе Excel, полных всевозможными данными, от зарплаты и выплат по страховке до затрат на приобретение бумаги для принтера. Автоматически рассчитывающая всевозможные налоги и выводящая график окупаемости. Кстати, как с гордостью рассказывал директор инкубатора, эта программа разработана специально для университета. В большом мире пришлось бы ее покупать. И не дешево. Поэтому было бы неплохо, если мы не будем продавать ее.
Получив новый бизнес-план, печальная женщина поцокала языком и выдала нам гору документов на разрешение официально присоединиться к инкубатору и его благам. О последних стоит рассказать подробнее.
Во-первых, это офис. Абсолютно бесплатный, если не считать депозита за ключ от него. Девять компьютеров с установленным Windows 7 и Linux. С парой удобных кресел, холодильником, микроволновкой и плюшевой собакой. Доской, проектором и собственным почтовым ящиком. Сначала хотелось просто бегать и кричать что-нибудь вдохновляющее, например, «У-и-и-и!».
Несколько позже (часа через полтора) начали всплывать мелкие и не очень недостатки. Проектор не работал и вскоре, вообще, пропал. Удобные кресла явили отсутствие задних ножек и беспомощно падали при попытке отодвинуть их от стены, а компьютеры…Компьютеры были защищены административным паролем, который не разрешал установку сторонних программ. Проблема была в том, что ничего кроме пакета Microsoft Office установлено не было. Так что работать с видео и фото, что для нас было критически необходимо, было невозможно.Почтовым ящиком была картонная коробка, куда складывались письма, и только плюшевая собака не преподнесла сюрпризов.
Семь компьютеров прозрачно намекнули, что работать здесь будем не мы одни. И действительно, с нами сидели еще человек пять. Такие же начинающие свое дело студенты. Впрочем, выяснилось, что это, скорее, плюс. Очень быстро нашлись люди занимающиеся созданием сайтов и позволившие нам серьезно сэкономить. К тому же, уже через месяц в офис приходили только мы, да наши знакомые разработчики. Куда то пропали девушки из Ирана с идеей открыть ресторан, китаец-декоратор и бизнес-аналитик из Судана. Последний, оказывается, получил индивидуальный офис, доказав конфиденциальность своей работы.
Вторым бонусом стали консультации. Сначала был выбран юрист, с которой мы хотели обсудить тип компании, которую мы собирались открывать. Потратив две недели на ее поиски, мы поняли, что юрист вездесуща и неуловима. Кто-то видел ее в одном кабинете, другой был уверен, что завтра, после трех она будет в аудитории, третий доказывал, что никакого такого юриста у нас вообще не работает. На письма она принципиально не отвечала. Выловить ее удалось абсолютно случайно, столкнувшись в коридоре, опаздывая на пару. Парой пришлось пожертвовать, так как второй встречи можно было и не дождаться. Жертвовали зря. Узнав, что нам известно, что такое OY(акционерное общество) и почему индивидуальный предприниматель не может иметь акций, юрист поскучнела, сообщила что «мы очень подготовленные», написала название некой полезной книжки.
-Но если мы чего-нибудь не поймем, тогда свяжемся с вами, – пообещали мы
-Разумеется, – согласилась она, – вы посмотрите в книжке.
И исчезла.
Периодически инкубатор устраивал встречи всех своих «цыплят» с руководством. Совместным мозговым штурмом мы должны были решать проблемы. В итоге первая встреча превратилась в наш бенефис. Больше часа мы доносили нашу идею, одновременно пытаясь не раскрыть никаких деталей. В конце встречи босс инкубатора устало тер переносицу и периодически жалобно вздыхал.
- Это очень интересная задумка, но я не вижу как вы будете делать на этом деньги…
Но, увидев, что мы собираемся еще раз объяснить все сначала, он быстро продолжил:
-А может, и будете. Так что если через несколько лет вы заработаете миллионы, забудьте, что я это говорил.
Ну и, наконец, есть более материальные бонусы. А именно гранты. Сам инкубатор «призовых» не имеет, о чем нам при каждой встрече прозрачно намекали. Зато связей с организациями, которые имеют, достаточно. Для одной из таких нас (и еще полсотни жаждущих) попросили подготовить презентацию своего проекта. Для другой- заполнить пухлую стопку документов и анкет. Третьи готовы были пригласить на интервью.
Самое главное при этом было -не иметь зарегистрированной компании, так как считается, если у вас уже хватило сил и средств для создания собственного OY, то помощь не требуется. Не менее важно: не проявлять лишней скромности. Найти бизнес-ангела готового вложить 5 тысяч евро в кафе практически невозможно, а вот двести тысяч на плавучий ресторан уже гораздо проще.
Алексей Табаков