Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. А безработные чем хуже, пусть тоже сами себе рабочие места создают? Наверное, так решили умные люди, открывшие в Финляндии вакансию пастуха. Причем суть ее заключается в том, что «зарплату» пастух будет платить сам.
Это вовсе не шутка. Действительно, служба новостей Yle сообщает, что на лето можно пойти поработать пастухом. За такую редкую возможность соискателю придется выкладывать 300-400 евро в неделю. В объявлении указывается, что за эту сумму пастуху предоставляется жилье и почетное право расчесывать овец. Кормить не обещают, а пересчитывать овец будут.
Надо отдать должное находчивости господам из управления лесным хозяйством – им удалось переплюнуть одного всем известного персонажа Марка Твена, который весьма удачно продавал своим знакомым не менее почетное право красить забор.
Представьте, желающим поработать летом, придется откладывать на это деньги с зимы. В этом что-то есть.
Логично предположить, что в случае, если пастухи на лето на таких условиях все-таки найдутся, аналогичные предложения могут начать исходить уже не только от управления лесным хозяйством. И не только летом.
Не будем сейчас считать деньги в чужих карманах, и задаваться вопросом, где финны будут брать деньги на работу. Несколько сотен в неделю, конечно, немало, но ведь находят же где-то на хобби, на фитнес, на сигареты, в конце концов. Найдут и на работу – было бы желание.
Представляете, банки начнут выдавать ссуды, кредиты «на работу». Для оплаты работы будут (если банк откажет) просить в долг у друзей и знакомых. Не на водку же, на работу!
Такому уровню сознательности можно только позавидовать.
Жена, опять же, не сможет закатить скандал. На вопрос, куда дел все деньги, можно честно ответить – заплатил за работу.
Вместо «получки», будет «отдачка».
Друзья при встрече будут спрашивать не «сколько получаешь?», а «сколько отдаешь?». И, полный сочувствия, ответ-предложение: «Переходи к нам, у нас меньше берут». Хотя, с таким уровнем сознательности, престижнее будет работать там, где берут больше.
Отдельно придется рассматривать вопрос налогов. Так вот сразу и не скажешь, надо ли, например, тому же пастуху со своих четырех сотен в неделю платить налоги. Я думаю, что не просто надо, а даже необходимо.
С таксистами, конечно, тоже не совсем понятно. С одной стороны, за возможность работать, платить должен сам таксист. С другой стороны, пассажир тоже должен отдавать деньги. Думаю, что именно из-за этого несоответствия таксистов скоро не будет. Машины будут сами развозить пассажиров, а вместо водителя будет робот.
Совершенно не удивлюсь, если за собранные на улице пустые бутылки придётся платить тому, кто их сдает. Сумма будет указана на чеке, который выдает автомат, и платить указанную сумму надо будет на кассе. Это единственное, что сможет заставить уехать отсюда румынских цыган.
Но что нам все эти бутылки, таксисты и цыгане? Нас пастухи интересуют. Овец пасти – это вам не что-нибудь. Это новый (хорошо забытый старый) бесценный kokemus (опыт – финн.), и предлагать его бесплатно, по меньшей мере, несправедливо по отношению к овцам. А потому драть надо с этих пастухов три шкуры.
Алексей Абатов