История рижской типографии Veiters началась еще в девяностые годы, когда будущий владелец собирал по городу заказы на печать визиток, а потом отдавал их в производство в подвальные мастерские, которых в то время была масса.
Как ни странно, дела вскоре пошли настолько хорошо, что все свои заработки (плюс займы от родственников и друзей) решено было вложить в покупку первого печатного станка.«Производственный цех» в несколько квадратных метров тогда делили и дизайнер, и сам владелец, и его брат. А основными заказами были различные черно-белые самокопирующиеся декларации, которые тогда были необходимы при пересечении границы. (Напомним, границы еще были закрыты, а Латвия не входила в состав ЕС).
Потом, когда свободы в передвижениях стало больше и нужда обязательных декларациях постепенно стала не такой острой, решено было переориентировались на цветную рекламную печать. В связи чем пришлось расширить производство, переехав в другие помещения и перекупив маленькую типографию. Вместе с клиентской базой и оборудованием.
Сегодня типография Veiters является одной из крупнейших в странах Балтии.
Среди ее постоянных клиентов более двадцати издательств, тридцати рекламных агентств и около пятисот корпоративных клиентов из самых разных отраслей. Кроме того, типография продолжает обслуживать таможню, а также почти 90% латвийских транспортных компаний, изготавливая для них бланки CMR и таможенных деклараций.
Среди заказчиков Veiters немало и коллег. То есть, типографий, которые не всегда успевают обработать крупные заказы. Или у которых пока нет соответствующего оборудования.
Готовая же печатная продукция экспортируется в Германию, Норвегию, Данию, Финляндию, Нидерланды, Бельгию, Швецию, Великобританию, Венгрию, Литву, Эстонию и Хорватию.
Учитывая то, что сейчас Veiters работает как на местный рынок, так и на экспорт, то портфель заказов достаточно разнообразный. Латвийским клиентам требуется преимущественно коммерческая реклама – плакаты, буклеты, флаеры, рекламные газеты, листовки. Производителям продуктов нужна упаковка: этикетки, коробки, вкладыши, стенды и так далее.
На экспортных же рынках типография специализируется, в основном, на работе с издательствами, то есть, печатает журналы, книги, каталоги, детские наклейки, раскраски. Немало клиентов и из области B&B, так как сроки и условия печати в Veiters намного гибче, чем во многих местных типографиях. Не говоря уже о том, что и цена гораздо ниже.
К сожалению, в последнее время многие печатные СМИ прекращают свое существование или уходят в интернет, что существенно влияет на работу любой типографии.
И речь ведь не только о средствах массовой информации. Сейчас даже книги люди предпочитают читать на электронных носителях.
В Veiters задумались об этом еще в 2008 году, когда в Латвии рухнул рекламный рынок, а многие предприятия обанкротились. Нужно было предпринимать быстрые шаги по реанимации финансовых потоков, чтобы сохранить производство и рабочие места.
Поэтому был определен следующий этап развития – экспорт с ориентацией на упаковку, а также детскую литературу.
Почему именно это направление? Да потому, что детям дошкольного возраста родители покупали и всегда будут покупать раскраски, книжки с заданиями, сказки...
То же самое с упаковкой. Любому товару, будь то комплект стаканов, печенье или рыбные консервы, нужна упаковка. И каждый производитель старается сделать ее интересной и привлекающей покупателя.
В любом производственном процессе редко все идет идеально гладко, и в типографский — не исключение. Причем чаще всего проблемы касаются дисциплины. Например, обещал заказчик прислать готовые файлы в понедельник к одиннадцати утра с тем, чтобы получить готовый продукт в пятницу к 16.00. Печать его заказа ставится в график...
Но файлы присылают только в среду. Вопрос – как сдать работу в пятницу, если в это время должны печататься уже другие проекты: ведь с ними тоже согласованы сроки....
Поэтому сотрудникам нередко приходится задерживаться на работе или выходить на дополнительную смену.
Ну и нередки случаи, когда в файлах используются фрагменты низкого качества. Тогда связываются с заказчиком и предупреждают его об этом еще на стадии предпечатной подготовки.
А однажды поступил заказ на печать газеты, которая сшивалась скобкой. Клиент был для Veiters новый (до этого печатался в Финляндии) объем заказа большой, количество страниц немалое. Поэтому все спланировали, обсудили и запустили.
Но по какой-то нелепой случайности репро отдел «разложил» проект не как на скобку, а как на склейку. Обнаружили ошибку только после печати. Скрыть эту ошибку и перепечатать уже не успевали по срокам. Да и безумно дорого это: склеивать вместо того, чтобы ставить на скобку. Созвонились с заказчиком, договорились, что непредвиденные расходы на склейку типография берет на себя. И что вы думаете? Заказчику настолько понравился склеенный вариант, что он в итоге перешел полностью на него.
Еще одна немаловажная проблема в типографском бизнесе — где брать сотрудников? По объявлению? На бирже труда? Нужно ли проверять качество их работы или достаточно того, что написано в резюме? Тем более, что в Латвии ситуация в этом смысле очень сложная – специалистов практически нет.
Сейчас в Veiters работает 80 человек, большинство из которых - работники производства. И в типографии делают все возможное, чтобы они не уходили. А когда все же появляются вакантные места, то кандидат тестируется поочередно на нескольких заданиях, а затем ставится в пару с опытным сотрудником, чтобы тот оценил его навыки.