Многие считают, что раньше было лучше. Люди добрее, фрукты свежее, трава зеленее, зарплата доставалась ценой меньших усилий, а будущее, которое внезапно стало настоящим, выглядело прекрасным. В том числе, для реализации всех своих задумок.
Ну а в экономике прошлое почти всегда выглядит лучше настоящего. К сожалению, ностальгия тут ни причем. Поэтому министерство финансов Финляндии каждые четыре года заказывает исследование текущей ситуации. И прогноз на ближайшее будущее. В этот раз он получился неутешительным. Ведущий специалист Центра предпринимательства города Хельсинки Тойво Утсо рассказал: где и как кризис ударит больнее всего.Цифры, полученные еще весной 2015, сами по себе довольно печальные. В тридцати трех регионах страны улучшение экономической ситуации не предвидится, а еще в двадцати восьми ожидается лишь ухудшение. Год спустя из первой категории во вторую перейдет еще пять регионов. Ближайший же рост эксперты надеются увидеть только через три года.
Первыми «пострадавшими» стали регионы на границе с Россией. Рост курса евро еще в 2014 году привел к тому, что мощный поток российских шоппинг-туристов обмелел. А поскольку большая часть местных компаний ориентировалась именно на массового клиента, то удар по торговым центрам вышел крепким. Весной и в середине лета некоторые покупатели вернулись, но спустя несколько месяцев ситуация снова начала ухудшаться.
Пострадали местные логистические и транспортные компании. И, если пассажирские грузоперевозки смогли переориентироваться на другие регионы (пусть и ценой серьезных потерь) то маленькие фирмы, перевозящие грузы через государственную границу, всерьез задумались о том, что их ждет дальше.
Немногочисленные, но крайне важные промышленные компании пока смогли остаться на прежнем уровне. Хотя покупателей стало меньше, упавшая цена на энергоносители помогла компенсировать эти убытки. Поэтому северные регионы, где находятся шахты и перерабатывающие заводы, до сих пор имеют наименьший уровень безработицы и привлекают как наемных работников, так и предпринимателей.
Одним из шести регионов, где возможен позитивный прогноз уже в этом году, является город Оулу. После распада Nokia лучшие инженеры массово перебрались в этот город, за несколько лет ставший аналогом кремниевой долины. Открылись десятки новых компаний, появились рабочие места...
Однако скептики считают, что немалую роль в этом сыграли многочисленные гранты от Евросоюза и финского государства. Поэтому, когда инвестиции закончатся, большую часть высокотехнологичных компаний ждут нелегкие времена. Не дожидаясь такого развития событий, некоторые местные предприниматели уже ищут выходы на мировой рынок. Причем не столько европейский, сколько на Азию и США.
Столицы, прошлая и настоящая, чувствуют себя относительно неплохо, хотя и по разным причинам. Верфи Турку заключили несколько очень многообещающих контрактов, что должно помочь городу пережить кризис.
Хельсинки же зарабатывает высокими технологиями и стартапами. Чтобы предложить свою бизнес - идею и получить финансирование на нее, в столицу приезжают сотни предпринимателей со всей Финляндии, а такие события как Slush привлекают их десятками тысяч. Правда, количество успешных стартов не так велико, как хотелось бы, а переживших свой первый финансовый год на рынке и вовсе немного.
Сокращение туристического потока сказалось и на Хельсинки. После ухода большого процента российских туристов пришлось срочно переориентироваться. Поэтому сейчас уже можно найти завлекающие надписи на других языках, а продавцов магазинов, работающих в самом центре города, переучивают с русского на китайский. Но, если торговые центры и туристические компании частично смогли перестроиться, то гостиницам приходится сложнее. Внезапно выяснилось, что в городе не хватает хостелов и отелей bed&breakfast. А ведь именно их предпочитают выбирать компании, организующие туры по типу «вся Европа за десять дней».
Одной из главных проблем эксперты называют рост безработицы. Причем, как именно с ним бороться, не совсем ясно. Для начала, часть регионов имеет рабочих мест меньше, чем трудоспособных граждан. Причем в некоторых городах (таких, как Ювяскюля) ситуация совсем плохая.
Рабочая же иммиграция, которая всегда в Финляндии отличалась относительной простотой, сейчас довольно затруднительна. Да, рабочие места есть в столичном регионе и других больших городах, но зато стоимость проживания и аренды квартир соответствующая. С другой стороны, безработные Хельсинки, даже имея предложения о работе из провинции, не спешат их принимать и готовы сидеть на «социалке», ожидая лучшего шанса.
Кстати, с социальными выплатами тоже все непросто. Количество безработных растет, доходы бюджета за ними не успевают. Между тем, любой политик поднявший вопрос о сокращении социальных льгот, немедленно попадает под критику получателей всевозможных пособий и правозащитных организаций. Тем более, что огромное количество потерявших работу имеют кредиты, которые необходимо выплачивать. И «неуплата по счетам» уже стала самым распространенным не уголовным правонарушением. Многим компаниям приходится предлагать своим клиентам разбивать ежемесячные счета на более мелкие части, но ситуацию в целом это не спасает.
Кстати, летом 2015 года даже появилась возможность взять билет на концерт или фестиваль в кредит.
Инвестиции и финансирование достаются крупным компаниям, которым получаемые от государства суммы иногда помогают избежать сокращений персонала, но кардинально ситуацию не меняют. Между тем, мелкий и средний бизнес (который занимает более 80% рынка) в ближайшее время будет рассчитывать только на собственные силы. Поэтому все больше и больше компаний использует на работе практикантов. Их можно разделить на две категории. Студенты, которые хотя и не получают полноценной зарплаты от компании,
все-таки поддерживаются государством, имеют какие-то амбиции, энергию и желание применить полученные знания. А временно сидящие без работы имеют достаточно опыта, чтобы помочь небольшой компании.
Народная мудрость гласит: в кризис нужно либо меньше тратить, либо больше зарабатывать. Первый вариант сейчас власти всерьез не рассматривают, хотя многие считают, что в ближайшее время ситуация изменится.
Алексей Табаков