На титул государств, построенных всего за одно поколение, претендуют удивительно много стран. Объединенные Арабские Эмираты находятся среди них совершенно заслуженно, а их столица, Абу-Даби, тем более. Ведь до середины двадцатого века, когда в космос отправился первый человек, здесь жили в соломенных хижинах и истребляли последних газелей. Все изменилось в тот момент, когда в окрестностях нашли нефть. Сейчас жители ОАЭ — одни из самых обеспеченных в мире. И, если и решат устроиться на работу, то исключительно на очень престижную должность. Все остальное делают иностранцы. Впрочем, арабский колорит и арабский же менталитет никуда не исчезли.Например, умение торговаться пригодится уже на выходе из аэропорта. Если повернуть направо, то таксист в безупречном костюме и мятой фуражке предложит подбросить до отеля за сто дирхам — мол, это «фиксированная цена». Его коллега всем видом показывает, что да, правда, но рукой при этом машет налево. Там уже дожидаются водители, готовые довезти вас по счетчику. А именно, за 37 дирхам, так как остров Yas славится своей близостью к аэропорту.
И огромным количеством строек. Поэтому мы получили возможность разглядывать пролетающие над головой самолеты, а также множество интересных сооружений и заборов.
Так как остров сравнительно недавно начал принимать гостей, да и размерами похвастаться не может, то девяносто процентов отелей сосредоточены в одном месте. Через дорогу от эконом варианта в три звезды стоит гостиница премиум класса - в двух минутах ходьбы от небоскреба, чей штат парковщиков и ответственных за открывание дверей приближается к количеству постояльцев.
А чем развлечь себя на острове миллионеров человеку, чей доход не исчисляется пятизначными суммами? Вариантов не так уж и много.
Для начала можно съездить на пляж. Примечателен он тем, что является одним из очень немногих публичных мест, где сервируют алкоголь. Поэтому пользуется популярностью. Уже к десяти утра (именно тогда он открывается) парковка забивается почти до отказа, а автобусы с туристами подъезжают каждые двадцать минут.
Хотя, наверное, это объясняется и тем, что пережить дневную жару можно только у воды. «Холодной» зимой после полудня температура в 25 градусов по Цельсию считается почти непригодной для пребывания на пляже - среди местных жителей. Рутинные 35 градусов или летний зной, когда термометр показывает уже за сорок - дело другое. Поэтому, наверное, чтобы получить лежак и полотенце, желательно прибыть сюда еще до открытия.
- Хотите отдохнуть? Приезжайте в любое время года, - говорит менеджер отеля, - хотите осмотреть город? Тогда к вашим услугам всего несколько зимних месяцев.
Если же вас все же угораздило попасть сюда летом, а на пляже больше не сидится, то придется пополнить ряды тех, кто прибыл в столицу на шоппинг. Именно на острове Yas находится крупнейший торговый центр.
Сравнивать его масштабы с европейскими сложно. Двигаясь в течении полутора часов в одном направлении и только по одному этажу, мы так и не сумели упереться в тупик. А этажей здесь три, с бесконечным количеством площадей, закоулков и бульваров.
Помимо огромного количества туристов, сюда заходят и те, кто здесь живет - по быстрому купить продуктов. Дело в том, что из-за жары работают в Абу Даби в два захода - с восьми утра до полудня, а затем с четырех до восьми вечера. Этот аналог сиесты захватывает большую часть небольших магазинов, супермаркетов и даже офисов.
Причаститься к жизни миллионеров можно, покатавшись на бесплатном автобусе. Он по иронии останавливается в тех же местах, где местная и заграничная элита проводит досуг в свободное время. Например у мира Феррари, где кроме возможности устроить тест драйв самых дорогих автомобилей (пусть и виртуальный), стоит походить и по музею компании. Кстати, неподалеку проходят испытания для претендентов на место водителя болидов формулы 1.
А помимо праздного времяпровождения, в Абу Даби можно вплотную заняться самообразованием или даже значительно улучшить уровень жизни. Правда, только в случае, если вы обладаете опытом в сфере альтернативных источников энергии.
Хотя ОАЭ располагают почти десятью процентами запасов нефти, руководство страны решило смотреть в будущее и обеспечить стране выживание во времена, когда ископаемых станет гораздо меньше. Поэтому 2007 году в Абу Даби началось строительство города Masdar. Жилую площадь здесь могут получить специалисты в сфере энергетики, причем вне зависимости от гражданства и национальности. Планируется, что ученым мужам (и дамам) обеспечат беззаботное существование, максимально располагающее к изобретению все новых и новых способов получать энергию из солнца, ветра, термальных и прочих источников. Они должны будут только думать - стирать, убираться и готовить за них будут другие, менее талантливые.
Чтобы непривычным к жаре иностранцам жилось приятно, дома здесь обдуваются специальными вентиляторами, охлаждаются башнями-холодильниками и имеют занятную волнообразную форму для максимального циркулирования воздуха. Логистику и общественный транспорт пустили под землей и максимально автоматизировали. В такси нет водителей, автобусы больше напоминают лифты, а из живых людей внизу можно встретить только рабочих.
Однако пока все не так радужно, как хотелось бы. Финансовый кризис 2008 года и нынешнее снижение цен на нефть привело к тому, что сейчас в Masdar живет 300 человек, в то время как по плану в 2017 году население должно было составлять тридцать тысяч, а затем и вовсе удвоиться. Так что пока открытые вакансии есть.
Сами мы не местныеГораздо больше пробок на дорогах, состоящих исключительно из очень дорогих машин, и бесконечных портретов лидеров нации, нас удивил тот факт, что большая часть прохожих на улице, работников отелей и магазинов, не говоря уж о таксистах, явно не местные.
Статистика и вовсе впечатляет- только 17 процентов населения составляют те, кто здесь родился. Остальные - трудовые мигранты. Из Индии, Пакистана, Филиппин, России, стран СНГ, США и Европы. По данным иммиграционной службы, на территории Абу-Даби проживает около двухсот различных национальностей.
Такой «Новый Вавилон» функционирует крайне занятно. Для начала, рабочий язык здесь английский, хотя статуса государственного он не имеет. Власти достаточно реалистично смотрят на возможность приехавших поработать выучить сложнейший арабский язык, поэтому на английском здесь не только говорят. Деловая переписка, документооборот, интерфейс кассовых аппаратов и пресса здесь тоже обходится без вязи.
Арабскую речь можно услышать только среди местных жителей.
В Абу Даби нет такого понятия, как безработный. Визу (если она не туристическая) можно получить, только имея так называемого «спонсора». Обычно это компания, взявшая человека в штат. Потеря рабочего места автоматически запускает таймер - у человека остается месяц, чтобы найти нового работодателя. В случае неудачи страну придется покинуть.
Оставаться на нелегальном положении можно, но очень рискованно: в случае поимки въехать в страну больше не удастся никогда.
Разумеется, никаких пособий по безработице и прочих субсидий никто не предлагает. Профсоюзов или правозащитных организаций в европейском понимании тоже нет.
Но зато есть много рабочих мест в самых разных областях. И часто иностранцы, приехав по тридцатидневной туристической визе, успевают за это время куда-нибудь да устроиться.
Насколько престижным будет этот пост, зависит от многих факторов. От национальности, в частности. Филиппинцу, тайцу или индийцу, скорее всего, достанется должность уборщика, садовника или помощника на кухне. Человеку с Запада — что-нибудь типа менеджера отеля. Причем, если он когда-то уже работал в ОАЭ, пост и зарплата будет выше.
Впрочем, никогда не бывает правил без исключений.
… Достаточно высокие зарплаты и стабильность (серьезных сокращений здесь не ожидают даже в условиях кризиса) омрачает только поиск жилья. В столице однокомнатная квартира может обойтись в более, чем тысячу долларов. Поэтому даже менеджеры, начавшие карьеру в этих краях, вынуждены снимать жилье на несколько человек. Причем иногда не всю квартиру, а только комнату. Строители же из Индии или Пакистана и вовсе перенимают опыт узбеков в Москве.
Так как по закону иностранец не может купить недвижимость, власти пытаются разработать альтернативные варианты. Например, не так давно появилась возможность долгосрочной аренды - на девяносто девять лет. Потом договор можно продлить. Впрочем, в масштабе такого срока поговорка о ишаке и имаме как нельзя актуальна.
Но пока число владельцев вилл с иностранным паспортом растет медленно. Дело в том, что лучшей инвестицией родившийся в Абу-Даби до сих пор считает недвижимость, а значит участки и новостройки раскупаются даже не на стадии котлована, а, скорее, чертежа.
Такого понятия, как вид на жительство, здесь тоже нет — только рабочая виза. Если она закончится лет через тридцать, то и тогда, вполне вероятно, иностранцу придется уехать.
Паспорт можно получить, только выйдя замуж за коренного жителя Абу Даби. Причем еще не так давно власти выдавали этот документ через пять лет. Но потом раскусили, что предприимчивые иностранки этим пользуются и, став гражданками ОАЭ, немедленно подают на развод, увеличили срок до пятнадцати лет.
Ну и, конечно, никаких беженцев здесь не принимают, в том числе, и «братьев по вере» из близлежащих стран. Которым, кстати, для въезда даже виза не нужна. То есть, нужна, конечно — в отличие от Европы, нелегально в Абу Даби никто въехать не сможет — но ставят ее прямо в аэропорту и бесплатно. Поэтому, если кто не желает жить в охваченной войной стране, то может приехать в любой момент, устроиться на работу, и будет ему и жилье, и медицинская страховка, и все прочие радости. К тому же, здесь климат привычный, места для обязательных молитв на каждом шагу, в том числе, в торговых центрах. Так раздражающие мусульман свинину и алкоголь в магазинах не продают, а женщины не расхаживают в шортах и не пьют спиртное прямо на улице. Кажется, они даже не курят.
Кстати говоря, и на Сейшелах ситуация аналогичная. Никаких пособий и прочей благотворительности — даже для своих.
Мусульманский мир Несмотря на то, что продажа нефти является основным источником наполнения бюджета, роль туризма за последние десять лет выросла в разы. Однако стоит повторить - законы шариата имеют абсолютный приоритет перед федеральными, поэтому европейцу многие вещи покажутся странными.
В частности, при входе в торговый центр сразу же натыкаешься на вывеску, сообщающую, что держаться за руки, а уже тем более обниматься или проявлять другие намеки на близость крайне не рекомендуется.
Прикрыть колени и плечи желательно даже мужчинам.
Что будет с нарушителем? Оскорбленный в лучших чувствах обнаженными частями тела правоверный может просто пройти мимо, приняв к сведению, что сорок градусов выше нуля и брюки для неподготовленного человека вещи не сочетаемые.
А может и позвать охрану. Или начать довольно громко выражать свое недовольство.
Реакция зависит от эмирата, в котором вы остановились. В Дубае, скорее всего, проигнорируют незначительное нарушение дресс-кода или поведения. А вот в Шарже можно ожидать проблем. Дело в том, что нефть здесь нашли поздно и эмиру пришлось обращаться за финансовой помощью к королю Саудовской Аравии. Помощь была оказана, а в обмен правитель гарантировал неукоснительное следование шариату. Поэтому местным жителям приходится отказываться даже от таких удовольствий, как кальян.
Узнать их - местных жителей - просто: женщины носят черные абайи, мужчины — в том числе и госслужащие (пограничники, например) — белые. Почему конкретно выбраны эти цвета, нам точно никто так и не объяснил. Белый еще понятно, на солнце не так жарко. А вот почему дамы выбирают черный?
Одни считают, что это потому, что в черном женщине когда-то легче было убежать, пока мужчины вели сражение: как правило, по ночам.
Другие — что черный цвет является показателем скромности. И, хотя в магазинах можно найти абайи всех цветов радуги и из абсолютно любых материалов, большинство жительниц Абу Даби предпочитают «классику».
Нужно сказать, что выглядит это очень красиво. И практично. Во-первых, абайя умело скрывает все недостатки фигуры — не очень значительные, конечно. Во-вторых, может служить деловым костюмом: мы видели немало местных дам, сидящих в бизнес-центрах на переговорах. А, в-третьих, здесь эта одежда ничуть не напоминает те жуткого вида тряпки, в которых ходят мусульманки в той же Финляндии, например. В комплекте со стоптанными кроссовками и драным рюкзаком. Или — как вариант — с хозяйственной тележкой на колесиках.
Нет, местные дамы до такого не опускаются. Из-под абайи обычно выглядывает нечто элегантное на каблуках. Через плечо перекинуты исключительно очень фирменные сумочки. В руках — максимум пакетик с логотипом дорогой косметики или аксессуаров.
По уверениям же нашего гида, абайя и, главное, одетый к ней хиджаб, означают то, что женщина защищена. Ведь хиджабом когда-то называли забор, возводимый вокруг жилья.
Да и целом, это слово имеет более широкое значение, чем часть одежды. Например, номер отеля для туриста — тоже своего рода хиджаб. Там он может делать все, что захочет: распивать привезенные с собой спиртные напитки (4 литра на человека — если он не мусульманин), курить (если номер для курящих), да и вообще расслабляться всеми доступными способами.
Неравенство полов в Абу Даби по сравнению с соседними государствами может показаться незначительным, но оно есть. В принципе женщина может все — но только с разрешения мужа (наверное о таком же порядке втайне мечтают немалое число европейских мужчин)
Если она еще не замужем, то «отмашку» дает отец. Или старший брат.
Причем в случае, допустим, водительских прав речь идет даже не о самой карточке, а о процессе обучения — без юридически подверженного разрешения инструктор к работе не приступит. Это правило действует и на иностранок. Только вместо главы семьи бумагу, что такая-то «может идти учиться водить машину, я не против» подписывает глава компании, где женщина работает. Лицензию на предпринимательство местная жительница также получает только после одобрения родни.
А вот выйти замуж за иностранца ей запрещено. Считается, что все самое главное идет от мужчины, поэтому отцом детей должен быть только коренной житель — чтобы «не портить кровь».
При этом жениться на иностранках вполне возможно. Официальных жен может быть четыре, но отнюдь не все этим правом пользуются. В Абу Даби брак — это договор, в котором муж обязуется обеспечивать семью, а жена — быть покорной и послушной. Ну и, конечно, рожать детей — чем больше, тем лучше.
Это по отношению к сидящим дома местным жительницам. Что касается иностранок, устроившихся на работу и успевших до обзаведения семьей достичь определенного служебного роста, то в случае появления потомства им придется начинать карьеру опять с самой начальной ступени - что и было записано в контракте.