Времена, когда отпуск начинался еще у трапа самолета, к сожалению, прошли. При условии, конечно, что вы не летите частным самолетом. Ну в крайнем случае, бизнес-классом. Для всех прочих - «экономических» пассажиров - дежурная фраза пилота «enjoy your flight» стала чистой формальностью. Особенно это касается длительных перелетов. Как, в самом деле, можно «наслаждаться полетом», если расстояние между креслами постоянно уменьшается, потные путешественники сидят впритык друг к другу, впереди всю ночь хнычет младенец, сзади кто-то переключает вмонтированный в спинку кресла экран, беспрестанно толкая в спину, сбоку громко храпит солидный араб, а горячий завтрак почему-то приносят в два часа ночи?Кроме того, авиакомпании стали проводить режим жесткой экономии. При том, что цены на билеты значительно выросли, пассажиру, например, Finnair теперь нужно платить за каждый сданный в багаж чемодан. Если через Интернет — 15 евро, в аэропорту уже 30. И это только в один конец и только на «близких» рейсах. В Airberlin – даже при полупустом самолете — теперь нельзя пересесть на свободное место. Придется доплатить за него 30 евро при полете в Европу, и 85 — если летишь куда подальше. Например, в битком набитом рейсе из Абу Даби в Берлин четыре свободных кресла «с большим пространством для ног» весь полет так и остались свободными — никто из пассажиров раскошелиться на них не решился. Наиболее честно поступает, наверное, Norwegian. Выбирая дешевый билет (а он бывает действительно очень дешевый — например, Хельсинки-Зальцбург — 30 евро) — за все остальное хочешь плати, хочешь нет. Но тогда лети с ручной кладью, голодный и на том месте, что выдаст автомат при check-in. Кстати, этот рейс был единственным, на котором были свободные места и можно было пересесть на любое понравившееся. Все остальные самолеты (по крайней мере, во время наших перелетов) были забиты под завязку. Объясняется это не всегда только увеличением числа туристов, но, опять же, экономией. Например, из Хельсинки во Франкфурт ежедневно летает несколько рейсов самых разных компаний. Но поскольку не всегда их удается заполнить целиков, компании объявляют так называемые «совместные рейсы», запихивая всех пассажиров на какой-нибудь из них.
В частности, при нашем возвращении из Бильбао, это оказался рейс Luftganza – с возвращением в половине второго ночи. Кстати, Luftganza отличается от Airberlin лишь чуть более красивой формой у стюардесс. Что до комфорта, то он практически том же уровне.
Плюс введены ограничения на promotion tickets, например, для журналистов. Какие-то авиакомпании, наверное, никогда их и не выдавали. Другие — тот же Airberlin – честно признались, сейчас с этим стало трудно. В Finnair на наши письма так и не ответили, хотя автоответчик у пресс-секретаря как раз и предлагал посылать запросы по этому поводу.
Кстати, первый раз я попала в Хельсинки как по такому promotion ticket для прессы, причем в первом классе. Впечатления до сих пор незабываемые. Во-первых, стюардесса встречала возле трапа с подносом, на котором были роза и бокал шампанского. Во-вторых, обед был не хуже, чем в самых известных ресторанах — с горячими салфетками для рук, ассортиментом блюд на выбор и неограниченным количеством спиртных напитков. Чем вовсю пользовался сидящий впереди пассажир. Стюардесса начала носить ему маленькие бутылочки, когда самолет только выруливал на взлетную полосу. И закончила лишь при подаче трапа после посадки. Ничего страшного, кстати, не произошло. Пассажир не буянил, не кидался на экипаж... Наверное, он просто хотел получить абсолютно весь сервис — согласно купленному билету.
Да, тогда еще в самолетах можно было курить — на задних сиденьях или в последнем салоне. И тоже ничего особенного не происходило. Прочие пассажиры не задыхались от дыма — вентиляция-то хорошая, иначе никто бы вообще не смог летать из-за всевозможных запахов. Кстати, конструкция системы «проветривания» салона основана на подаче вентиляционного воздуха в каждый ряд кресел и на последующем сборе и удалении отработанного воздуха из пространства того же ряда. Такой подход снижает риск распространения по всему салону самолета инфекций... и сигаретного дыма. Поэтому еще с десяток лет назад курящий турист заранее выбирал себе подходящее место в среде «единомышленников» - чтобы не мучиться «от ломки» на протяжении 10 часов перелета и не искать лихорадочно после посадки smoking room.
Так что, скорее всего, «некурящие рейсы» просто еще один из выигрышей антитабачного лобби и, прежде всего, фармацевтических фирм. Например, тот же Pfizer производит - и очень активно продвигает на рынок - препарат для избавления от никотиновой зависимости «Чампикс», созданный в 2006 году. Благодаря грамотному маркетингу уже в 2007 его было продано на 883 миллиона долларов. Естественно, мучения курильщиков в самолетах играют в такой ситуации только на руку.
Да и вообще, тот факт, что задыхаться вдруг начали все поголовно, вызывает определенные подозрения. Между прочим, от еды, предлагаемой некоторыми авиакомпаниями, вреда гораздо больше, чем от пары сигарет за рейс: чипсы, картошка-фри, соленые крендельки, ну и так далее.
Кстати, о питании. Европейские авиакомпании перестали кормить пассажиров вообще — по крайней мере, на европейских же рейсах. В Finnair приносят лишь чай-кофе и черничный напиток, в Airberlin – на выбор пачечку печенья или чипсы. Лишь KLM выдает пассажирам на ближних рейсах что-то типа сэндвича.
На дальних полетах тоже не то, чтобы изобилие. Например, после взлета из Абу Даби пассажирам кинули по бутерброду, а ближе к утру, когда уже никто не мог не только есть, но и дышать, принесли «горячий завтрак» в виде омлета.
Чуть получше обстоят дела в Etichad. Во-первых, там выдают меню — горячие блюда в трех вариантах на выбор. Порции не особо большие, но еда, действительно, вкусная. Плюс несколько видов соков, чай, кофе и десерты. И очень неплохое вино — красное и белое, а также джин-тоник, ром-кола, водка и что-то еще. Что для нас было несколько удивительно — компания-то мусульманская, спиртное вроде запрещено. Как выяснилось, оно просто ограничено. Причем по национальным признакам. Стюард безропотно принес нам по две порции белого вина. На самом деле, конечно, это было чуть больше трети пластикового стаканчика, поэтому мы попросили еще по порции. Он несколько задумался, а потом спросил:
- А вы откуда? Из Финляндии? Ну тогда ладно, там много пьют.
Да, весь экипаж исключительно международный, в том числе, и пилоты: Украина, Россия, Китай, Эстония... И, если желающих поработать в Etihad вдруг по какой-то причине не хватает, представители «отдела кадров» сами выезжают — в европейские города, например, и набирают там будущих работников.
Ирина Табакова