О взаимоотношениях Финляндии с Россией говорят все чаще. Еще два года назад этим занимались эксперты, журналисты и политики. То есть, именно те люди, которым подобные разговоры приносят кусок хлеба. Затем к ним присоединились военные, чиновники, социологи, депутаты Европарламента, имеющие не самые глубокие познания о России и о Финляндии.
И вот, наконец, решили высказаться представители малого и среднего бизнеса - как самые непосредственные участники процесса.Конференция предпринимателей New horizons for SME была организована союзом русскоязычных предпринимателей Финляндии при поддержке Торгового представительства.
- Уплотняйтесь, уплотняйтесь - пыталась организовать первое групповое фото одна из сотрудниц представительства, переодически уворачиваясь от термоса с кофе. Сосуд пустел со страшной скоростью - предприниматели не спешили занимать отведенные места, обменивались визитками, вспоминали декабрьский возврат налогов, узнавали, кто и почему сменил бухгалтера и, кажется, прямо на месте заключали договора.
Переводить беседу в более формальное русло и открывать конференцию пришлось главному торговому представителю и доктору экономических наук Валерию Шлямину
…Стереотип о том, что Россия торгует исключительно ресурсами хоть и имеет под собой основания, не относится к торгпредствам. Ведь, несмотря на крайне “государственное” название, эти организации все больше внимания уделяют среднему и малому бизнесу.
В первую очередь потому, что многие европейские страны получают большую часть ВВП именно от небольших компаний. В Финляндии, например, шестьдесят процентов.
В России фискальное начало сильнее креативного еще со времен Салтыкова-Щедрина, поэтому в процентном отношении число выходит скромнее - чуть больше двадцати. Торговое представительство (недавно отметившее 95 лет ) содействует улучшению ситуации практичным путем - помогая предпринимателям обеих стран найти клиентов, партнеров и финансирование по другую сторону границы. Хотя за последние несколько лет Финляндия изменила свой топ-лист торговых партнеров (на вершину попали Германия и Швеция) сотрудничество с Россией остается приоритетным направлением. Постройка атомной станции и арктических судов, совместные проекты в сфере экологии и альтернативной энергии привлекают десятки локальных компаний во всех сферах, начиная от строительства и заканчивая рекламой. И, возможно, с помощью торгового представительства некоторым начинающим предпринимателям удастся найти нужные контакты.
Также по словам Валерия Шлямина одним из позитивных моментов является факт, что финский бизнес сохраняет прагматический подход и пытается не брать во внимание политику.
Следующим высказал свое мнение о российско-финских деловых отношениях генеральный консул Финляндии Kauko Jämsén. Главные проблемой, по его мнению, для российских предпринимателей стал поиск партнеров и клиентов за рубежом. Ведь многие из решивших начать деловые отношения в соседней стране не хотят постоянно проживать в Финляндии или нанимать финских рабочих. С ним согласился владелец консалтинговой компании. Высокие требования к заработной плате и внушительный набор необходимых страховок вынуждают даже полностью финские предприятия сворачивать так называемые “программы развития”. А появление в штате даже нескольких необходимых специалистов полностью исключают возможность финансового роста.
Других отпугивает достаточное долгое ожидания разрешения на прибывание. В некоторых случаях процедура может затянуться на целый год, а находиться в “подвешенном” состоянии, не имея возможности планировать развитие компании - не лучшая ситуация для предпринимателя. Большие же фирмы из России зачастую пренебрегают небольшими компаниями в качестве партеров.
В теории, взаимовыгодное сотрудничество должно дать малому бизнесу толчок для роста, который в будущем принесет пользу и крупной компании. На практике же они ищут равноценных (по размеру фирмы) партнеров, и зачастую на это уходит слишком много времени.
Компании же со штатом до 50 человек (именно такие и в Финляндии, и в России считаются малым бизнесом) в свою очередь выделили три основные проблемы: сокращение количества квалифицированых сотрудников, высокие налоги, сложность получения финансирования. Снижение же потребительского спроса им, оказывается, пережить легче, чем фирмам, где трудится более двухсот пятидесяти человек.
Основная ошибка финского бизнеса, по мнению консула, является неверное восприятие рынка России. Он представляется единым и абсолютно одинаковым по всей страны. В действительности же, это десятки регионов с различными требованиями, нуждами и предложениями. Поэтому поиск партнеров “на местах” для финских предпринимателей
также является задачей номер один.
Профессор хельсинского университета Тапиока Йоксен выделил еще одну общую для обеих стран проблему - недоверие как предпринимателей, так и общества к инновациям. На словах это направление одобряют абсолютно все, но поддерживать финансово новый продукт спешат немногие. Даже в государственные проекты, такие, например, как Сколково, верит меньше половины респондентов.
Поэтому владельцам компаний приходится самостоятельно искать возможности для роста. Например, сотрудничая с конкурентами.
Когда я переехала в Финляндию, - вспоминает Надежда Петрова, владелица компании E-logos, - то обнаружила, что на улице, где я живу, находится восемнадцать салонов красоты. И ни один из них не остается без посетителей. Любой хороший мастер быстро находит “своих” клиентов, а вот совместные оптовые закупки, льготное обучение и взаимные консультации по любым вопросам позволяют почти двум десяткам компаний продолжать развиваться даже в кризис, как это было восемь лет назад.
Два года назад серьезно упали доходы в туристическом бизнесе. В какой-то момент директор и владелец акций обнаруживал, что его зарплата уступает пособию по безработице, которое, к тому же, еще и дополнялось льготами на аренду жилья. В будущем эту проблему сможет решить базовый доход. Пока же единственным вариантом, по мнению участников конференции, является повышение производительности труда, а не экономии на зарплате. В Европе никто не готов работать за копейки, и это нормально, а растущая доступность аутсорсинга и размытие географических границ позволит найти необходимого специалиста поти где угодно.
Александра Кольжанова, председатель союза русскоязычных предпринимателей Финляндии, объяснила идею, которая полтора года назад стала основой для создания подобной организации, довольно просто - вместе люди могут достичь большего, чем каждый по отдельности. Бизнеса это касается в той же степени. Тем более, во времена, когда политика вмешивается в дела людей чуть ли не на бытовом уровне.
И именно предпринимателям приходится разрушать стереотипы о финнах и россиянах. В конце концов, ведение взаимовыгодной деятельности границ не знает и не приемлет.
Хотя в реальности все не так уж идеально. Например, ухудшается ситуация в ритейле, когда покупатель начинает смотреть на гражданство или акцент продавца, а на качество обслуживания. В некоторых отраслях это снизило оборот почти в три раза.
Впрочем, никакого “сплотиться и работать только со своими” Александра не пропагандирует. Напротив, уже сейчас идет активная интеграция с финским союзом предпринимателей, в котором состоят тысячи владельцев фирм и предприятий, как финнов, так и иностранцев.
Впрочем, огромный перечень услуг, доступных членам союза, зачастую нивелируется тем, что все они оказываются на финском, а им (тем более его деловой частью) многие начинающие предприниматели не владеют. Поэтому возможно в ближайшее время в штат союза войдут несколько русскоязычных специалистов от организации. Подобную услугу Александра хочет ввести и в налоговой службе - дословное понимание законов один из путей их соблюдения. Правда такая инициатива потребует поддержки депутатами парламента. И, возможно, в 2017 году она будет получена.
Алексей Табаков