Две тысячи семнадцатый год предлагает своим современникам целый ворох поводов для беспокойства - вне зависимости от географического положения и гражданства. События на Ближнем Востоке, выход Британии из Евросоюза, замедление экономического роста Китая, миграционные потоки из стран Африки и Азии, послевыборная суета в Соединенных Штатах… При этом ход глобальных процессов, не всегда соответствуют прогнозам аналитиков, что, впрочем, не мешает им делать новые. С более локальными проблемами дела обстоят получше, большей частью из-за того, что перед людьми, которые призваны их решать, ставятся конкретные задачи и не менее определенные сроки их решения. Одной из таких является экономическое партнерство двух соседних стран. О состоянии российской и финской экономик и будущем торгового сотрудничества стран-соседей рассказывает глава торгового представительства России в Финляндии Валерий Шлямин.Торгпред России в Финляндии: «Двусторонняя торговля вновь начинает расти»В архитектуре внешнеэкономических отношений России и Финляндии хотел бы выделить четыре базовых элемента – товарооборот, продажу услуг, инвестиционную деятельность и кооперацию в различных формах. К сожалению, в последние три года мы пережили серьезный спад. По сравнению с 2013 годом товарооборот и оборот услуг между Россией и Финляндией упали в два раза.
Кстати, введение взаимных санкций вряд ли можно назвать основной причиной. Их влияние, по нашей оценке, - не более 20% от общих потерь. К ним, правда, стоит прибавить и косвенный ущерб, который возникает в кризис и связан с проблемой сохранения доверия предпринимателей друг к другу. Бизнесменам (что российским, что финским) непросто строить планы без уверенности в том, что сектор, который они представляют, завтра, через неделю или в следующем году политическим решением той или иной стороны не попадет в “черные” списки.
Кроме того, обе страны являются северными, что до сих пор влечет за собой относительно высокие издержки по сравнению с высокоразвитыми странами Западной и Южной Европы.
Наша страна испытывает затянувшийся на почти четыре года экономический кризис. Со стороны России главными причинами падения объемов торговли с соседями, разумеется, стало снижение цен на нефть и газ, которое, в связи с санкциями, наложилось на лишение доступа отечественных предприятий к «длинным» и относительно дешевым кредитным ресурсам западных банков и, конечно, девальвация рубля, приведшая к снижению покупательской способности россиян. Темпы роста внутреннего валового продукта РФ в эти годы были существенно ниже среднемирового. В 2016 году наметилась тенденция преодоления спада. Экономика России в значительной мере адаптировалась к санкциям, в ряде отраслей начался процесс импортозамещения. По оценкам ряда авторитетных международных институтов, в России заметно улучшился деловой климат, что позволило нашей стране продвинуться в мировых рейтингах.
Экономика Финляндии, по мнению экспертов торгового представительства, по-прежнему не в полной мере оправилась от кризиса 2009 года. Лесная промышленность столкнулась с тем, что производство бумаги в эпоху, когда газеты и журналы все больше уходят в интернет, становится не самым выгодным занятием. А поиск альтернативных рынков занимает продолжительный срок. Прибавим к этому уход с рынка мобильных устройств самой известной в Суоми и в мире компании Нокиа и растущий государственный долг.
Торговля услугами имеет важное значение в отношениях между двумя странами. Достаточно сказать, что на сегодня Финляндия занимает восьмое место среди стран – крупнейших партнеров России в торговле услугами. Да, с 2013 года сильно упал поток туристов из России, что повлекло за собой закрытие многих средних и малых предприятий сферы обслуживания на приграничной финской территории. Однако, уже осенью 2016 года туристический поток российских туристов в Суоми стал заметно нарастать.
Финский бизнес проявляет традиционный интерес к работе в Северо-Западном регионе Российской Федерации, что, прежде всего, обусловлено географической близостью, удобным транспортным сообщением, имеющимся опытом совместного предпринимательства, наличием высококвалифицированных кадров и благоприятным инвестиционным климатом. Среди крупных проектов, реализуемых финскими партнерами, можно выделить следующие: расширение компанией «Нокиан Тайерз» своего завода по производству шин в Ленинградской области, запуск производства современных окон в Санкт-Петербурге компанией «Скаала». Здесь же «Текнос» открыла в индустриальном парке «Марьино» крупнейший российский завод по производству лакокрасочной продукции, «Фацер» объявила о намерениях создания производства свежих и замороженных хлебобулочных изделий, «Орион» локализовала производство ряда фармацевтических препаратов, ну и так далее.
С другой стороны, Финляндия все больше привлекает российский бизнес не только как рынок сбыта товаров и услуг, но и как страна с уникальными возможностями для технологической кооперации. В качестве примеров можно привести организацию производства фармацевтической продукции в городе Лаппеенранта российской компанией «Цитомед», создание компанией «Яндекс» в финском муниципалитете Мянтсяля дата-центра для обслуживания клиентов в Северной Европе. Прохладный климат позволит избежать лишних трат на охлаждение, а избыточное тепло пойдет на обогрев жилых домов. Следует отметить, что перечисленные компании изучают возможности расширения своей деятельности.
Российские компании участвуют в крупных проектах на территории Финляндии. Так, «Объединенная судостроительная корпорация» является владельцем хельсинкской судостроительной верфи «Arctech Helsinki Shipyard», обеспечивая ее заказами на строительство высокотехнологичных судов ледового класса. Находясь практически в центре Хельсинки, предприятие обеспечивает до 700 рабочих мест. Кстати, сама верфь попала в довольно сложную ситуацию из-за политической обстановки - местные банки отказали в кредитовании, опасаясь американских штрафных санкций. И хотя финские банки знают, что верфь не имеет никакого отношения к военной промышленности, решение менять не спешат. Поэтому компании приходится искать новые способы кредитования, диверсифицировать свое производство. Одним из направлений диверсификации является строительство круизных лайнеров для путешествий по арктическим маршрутам.
Но все же, самым значимым совместным инвестиционным проектом является строительство энергоблока АЭС «Ханхикиви 1» с участием ГК «Росатом». Российская компания полностью обеспечивает необходимое долговое финансирование проекта в размере 5 млрд. евро. Важно отметить, что в строительство АЭС на условиях промышленной кооперации будут вовлечены сотни компаний из Финляндии и России (прежде всего, Северо-Западного, Центрального, Приволжского федеральных округов), а также и других стран. Не исключаем, что наша совместная деятельность в рамках данного проекта позволит использовать накопленный опыт и наработанные производственные связи при строительстве АЭС в третьих странах.
В обозримом будущем трудно ожидать появления столь же крупных проектов. Для нас не менее важно, что каждый год тысячи представителей малого и среднего инновационно-ориентированного бизнеса принимают участие в масштабных ивентах, посвященных развитию стартап идей. Центральным событием является Startup Village - самая крупная в Восточной Европе стартап конференция для технологических предпринимателей в России и странах СНГ, которая традиционно проводится на базе инновационного центра «Сколково». Число посетителей и участников этого мероприятия сравнимо со SLUSH. Так, в прошлогодней Startup Village участвовало около 20 тысяч. посетителей, 4 тыс. стартапов, 700 инвесторов. Было проведено около 500 деловых встреч. Традиционно в Startup Village принимает участие и представительная финская делегация (как правило более 100 человек), в которую входят инноваторы, бизнес-ангелы, представители деловых кругов и организаций по поддержке бизнеса. Кстати, среди призов, которые получили стартаперы – победители конкурса был билет на SLUSH в Хельсинки.
Созданные предпосылки сотрудничества позволяют нам надеяться, что в 2017 году начнется рост товарооборота между двумя странам, а так же появятся новые игроки на рынке услуг. Эксперты Торгового представительства прогнозируют рост от 7 до 10%, но добавляют — прогнозы основаны на сложившихся ценах на основные товары российского экспорта, сохранение действующих санкций (их инициаторы – США и Евросоюз – судя по всему, вряд ли будут готовы отменить ограничения в торговле до конца текущего года) и, конечно, в расчетах не учитываются форс-мажорные (непредвиденные) обстоятельства.
Интервью взял Алексей Табаков.