Как и всякая приличная страна, Финляндия имеет две столицы - старую и новую. Надеюсь, вы не станете спорить, что Россия (Москва - Санкт-Петебург), Япония (Киото - Токио), Бразилия (Салвадор- Рио -де -Жанейро - Бразилиа) - страны вполне приличные. Те страны, которым не так повезло, как вышеуказанным, тоже приличные, но все же с одной столицей. Финляндии же повезло еще больше: обе столицы до сих пор имеют по два названия - шведское и финское. Новая -это Хельсинки (Гельсингфорс), а старая - по-шведски Або, точнее Обу-Åbo, но такова уж традиция русского написания и прочтения. По- фински это Турку. Но ни к Турции, ни к туркам отношения это название не имеет. А имеет опять-таки к Швеции, к шведскому языку torg. Ну, торг, он и есть торг. У финского Турку есть тезки и в России: Торжок, и в Германии: Торгау, и в Италии: Триест. То есть торг - место для торговли. Точный год основания Турку - опять-таки, как и всякого приличного города- неизвестен. Мало на свете городов, о которых можно сказать, что вот в таком-то году был город заложен. Это Ахетатон в древнем Египте, Петербург в России, Комсомольск-на-Амуре в Советском Союзе, то есть города, построенные в одночасье и по приказу фараона, царя, любимого вождя и т.д. Турку же, как и Москва, строился не сразу.
А вначале была Финляндия. Таинственная страна, населенная язычниками и колдунами. Новгородцы именовали обитателей этой страны сумью, емью, корелой, лопарями. Первый историк Финляндии Йоханнес Мессениус, или, как его именовали старинные русские документы, Иоанн Мессений, об этой стране писал так:
Финляндия в изобилии производит всевозможные пригодные для торговли товары, которыми местные торговцы могли бы обмениваться с чужеземцами и получать большую выгоду. Кроме того, финны занимаются земледелием, получая богатые урожаи, леса полны дичи, моря, заливы, озера и реки изобилуют рыбой, обширная земля финнов так богата и обильна, что может превосходно прокормить как своих обитателей и соседей, так и многих чужеземцев- все это могло бы привлекать иноземных купцов, чтобы установить добрые торговые отношения.
Но привлекала Финляндия не только купцов для торговых отношений. Ни шведы, ни новгородцы не могли допустить, чтобы такая страна оставалась «бесхозной». И «хозяева» нашлись: с востока Господин Великий Новгород шел «до корелы и суми за мягкой рухлядью», с запада с теми же целями двигалась Швеция. Любая захватническая деятельность требует идеологического обоснования. А потому, обе стороны утверждали, что несут финнам и карелам «свет истинной веры». С востока «истинная вера» была византийского обряда, с запада - римского. Значит, после Великого раскола христианской церкви в 1054 году карел и финнов крестили в православие новгородцы, а шведы тавастов -хяме - в католичество. Финны отчаянно сопротивлялись и довели Швецию до того, что ей пришлось организовать целых три крестовых похода для крещения закоренелых язычников (1154 -1155 -1157?, 1239 и 1293. Датировка весьма приблизительная. Толком никто ничего об этих походах не знает. Я тоже не знаю.) Первый крестовый поход знаменит тем, что в нем участвовало аж двое святых: шведский король Эрик IX Святой и Генрих Святой. Оба эти персонажи - лица весьма загадочных биографий. О жизни Эрика Святого Шведского известно очень мало, точнее, почти ничего не известно. Более того, даже его официальный королевский номер – IX- не соответствует действительности. В истории Швеции произошла крупная мистификация, в результате которой нумерация королей сбилась, было придумано лишних пять Эриков и шесть Карлов. Эрик Святой в действительности был Эриком Четвертым. Официальной церковью не канонизирован, он – народный святой. Его изображение украшает герб Стокгольма.
Генрих Уппсальский, он же Генрих Англичанин, он же Генрих Святой - личность еще более таинственная. Вся его жизнь, описываемая историками церкви, читается с обязательным словом «якобы». Якобы родом он был из Англии. Якобы он был епископом Уппсалы, тогдашнего религиозного и культурного центра Швеции. Якобы он по страстности своей веры подался в крестовый поход с Эриком IX. И все остальное с этим самым якобы. Король Эрик IX после похода отправился восвояси, а Генрих остался в Финляндии крестить язычников. Крестил успешно и усердно. Но слишком усердно требовал церковную десятину в пользу церкви. Финны к такому вымогательству не привыкли и давать епископу за здорово живешь деньги и товары не хотели. На протяжении нескольких столетий шведские короли и добром и худом выколачивали церковную десятину из упрямых финнов. Из-за финского упрямства Генрих Англичанин и принял мученическую смерть. Легенда существует в нескольких вариантах. Один из них, канонический, гласит, что епископ Генрих объезжал свою епархию и заехал в усадьбу зажиточного крестьянина, некоего Лалли. Того дома не оказалось, но епископ Генрих сторговал у хозяйки продовольствия и отправился дальше. Вернувшийся Лалли узнал об этом и ни с того ни с сего впал в ярость (что взять с закоренелого язычника?) кинулся вдогонку за епископом, нагнал его на льду озера и зарубил топором. Жадный нечестивец хотел завладеть епископским золотым перстнем, но отрубленный палец закатился в снег. Тогда убийца снял с епископа шапку и поехал домой. Дома же обнаружилось, что шапка приросла к голове злодея и он снял ее только с кожей головы. Так убитый Генрих снял скальп со своего погубителя. Весной ворон увидел золотой перстень и привлек внимание верующих. Убийца Лалли был разоблачен и проклят. Святой же похоронен в селении Ноусиайнен.
Второй вариант сильно расходится с первым: там говорится, что епископ просто-напросто беспредельничал. Без хозяина запугал женщин в усадьбе Лалли, набрал еды, сколько захотел, и поехал себе дальше. Разъяренный Лалли догнал и убил вымогателя. А далее все по первому варианту.
Еще один вариант утверждает, что епископ приехал пожурить Лалли и наложить на его епитимью за совершенное ранее смертоубийство. Но Лалли, коварно согласившись с наставником, потом догнал и убил его. Существует еще несколько сходных вариантов.
Обилие версий говорит о недостоверности сведений как о Генрихе Святом, так и его убийце Лалли. Его считают то богатым крестьянином, то простым дворянином, то представителем высших слоев общества.
Отсутствие достоверных сведений делает сомнительным как крестовый поход в 1154 –55—57г. г., так и личность самого епископа Генриха.
Историк церкви, доцент Туомас Хейккиля, который в рамках подготовки к 850-летнему юбилею финской церкви написал научную работу, посвящённую личности Генриха Уппсальского, пришёл к выводу, что епископа, как, соответственно, и Лалли, не существовало в реальности. Он много работал в архивах Ватикана и выяснил, что… никакого Епископа Хенрика не существовало вообще. И когда он пытался донести этот факт до финнов, проживающих в губернии, откуда по преданию был родом Лалли, то был встречен «в штыки», так как люди не желали это признавать. Более того, Лалли занял 14 место среди великих людей в истории Финляндии.
Таким образом, вопрос о том, существовал ли Лалли в действительности, и было ли убийство им Генриха Уппсальского таким, каким оно преподносится в легендах, до сих пор не закрыт.
А отсутствие мощей Святого Генриха вообще делает этот вопрос абсолютно темным. В 1300 году он был перезахоронен в кафедральном соборе Турку. А во время Великого Лихолетья, или Великой Северной войны (1700—1721) русские, захватив город, увезли мощи святого, якобы в петровскую кунсткамеру. Но их там нет. В кафедральном соборе Турку и церкви Ноусиайнена сооружены кенотафы - надгробия на пустых могилах. Память Святого Генриха отмечается 19 января в католических и некоторых протестантских церквях Финляндии.
Такова одна из легенд города Турку. А годом его основания считается 1229 год, когда епископский престол перенесли по распоряжению папы Григория IX перенесли из Ноусиайнена на мыс Коройнен, откуда и «есть пошел» город Турку. Сначала там был торговый поселок и резиденция епископа - фактического светского правителя Финляндии. Несколько раз поселок горел, выгорала усадьба епископа, сгорали церковные документы. Но люди не уходили с хорошего места: большая река, Аурайоки, хорошая гавань, близость Аландского архипелага, откуда рукой подать до метрополии - все это удерживало жителей. Более того, население прибывало. В 1249 году доминиканцы основали там монастырь Святого Олафа. А в конце восьмидесятых годов XIII столетия в устье реки Ауры разбили военный лагерь для защиты от лихих людей и незваных гостей. Беспокойство в основном причиняли новгородцы и карелы. Они же совместными усилиями в 1191 году взяли и порушили все жилые постройки и деревянную церковь. Поэтому из военного лагеря постепенно возник знаменитый Абосский замок. Сначала он был предназначен чисто для военных целей. Нападающим не всегда удавалось взять эту твердыню. Но город Або не раз стирался с лица земли. Так, в 1318 году те же новгородцы дотла сожгли город, но замка не взяли.
Полному разграблению город подвергался не только от русских. Датчане разоряли Або в 1509 и 1522 годах. Несмотря ни на что, город расширялся и рос вдоль главной своей артерии - реки Аурайоки. Собственно, статус города поселение Або получило в 1309 году. А в 1414 был построен первый мост через реку, и началось заселение западного берега реки. О важности этого города для шведской короны говорит и то, что с 1409 года тут начали чеканить свою монету. До XVI столетия Абосский замок был суров и неприветлив, как и подобает истинному воину. Но с приходом к власти короля-реформатора Густава Вазы(1496 - 1560) все изменилось. Финляндия получила статус герцогства. А первым герцогом Финляндским стал сын Густава Вазы Юхан, будущий король Юхан III. С ним и с его братом Эриком, шведским королем Эриком XIV, связаны самые романтичные и мрачные легенды города и замка Або.
Но прежде скажем пару добрых слов о самом Густаве I Ваза. Не будет преувеличением сказать, что это самый крутой король во всей шведской и финской истории. По яркости и противоречивости характеристик он сравнивается в русской истории с Петром Великим. Оба в своих государствах вмешивались во все: и в большие, и в маленькие дела, стараясь модернизировать страну и построить государство по своему разумению.
Жизнь короля была полна крутых поворотов и смертельных приключений.
Телеграфно: сын знатной шведской фамилии, участник мятежа против датского правления в Швеции, заложник, обманом превращенный в пленника, беглец, вождь восстания, король Швеции (1523 –1560). Сразу же после избрания, он объявил независимость Швеции. А несколькими годами позже горячо поддержал Реформацию. То есть круто изменил судьбу как Швеции, так и Финляндии. В 1544 году новая, лютеранская вера на всей территории Шведской империи была объявлена единственно верной и вечной.
Густав Ваза, будучи человеком сметливым, сразу понял все преимущества лютеранства. В первую очередь преимущества властные и материальные. То есть все священнослужители превращались в обычных королевских чиновников. Все немалое имущество католической церкви переходило в собственность шведской короны и дворянства. Таковы вкратце деяния Густава I Вазы, основателя династии, чьи представители более ста лет были королями Швеции и Польши.
Как водится, молодые принцы Юхан и Эрик были недовольны политикой и действиями отца. (Вспомните себя в молодые годы и нынешних своих детей. Как насчет полной гармонии, послушания и согласия с «предками»?) Это и послужило их основой кратковременной дружбе. Со вступлением на трон Эрика XIV (1560 г.) отношения изменились. Король Эрик XIV, наверное, самая противоречивая, романтическая и трагическая фигура в шведской истории. Мудрец и безумец, страдалец и злодей, волокита и верный муж - таковы основные черты характера этого властелина. Эрик ввел новые титулы высшего дворянства: граф и барон. Прежде всего, он считал необходимым обуздать притязания дворянства на управление государством. В том же 1561 году риксдаг принял статьи об ограничении прав королевских братьев Юхана и Карла. Король Эрик проводил антипольскую политику. Усиление королевской власти и действия брата вызвали раздраженную реакцию герцога Юхана, так как противоречили его замыслам и мечтам о создании в Финляндии самостоятельного государства под его, разумеется, правлением. Несмотря на просьбы брата, он посватался к польской принцессе Катарине Ягеллонке и получил согласие. Свадьбу сыграли в Вильне. Герцог одолжил своему тестю 200000 талеров и получил от него семь крепостей в Лифляндии и Эстляндии.
Польша проводила политику, враждебную Швеции, и Эрик счел это государственной изменой, а риксдаг приговорил Юхана к смертной казни. В ответ на требование сдаться королю, герцог Юхан заперся в замке Або, но был пленен и отправлен вместе женой в замок Грипсхольм. Казнить брата Эрик не решился.
В это время в очередной раз овдовевший Иван Грозный прислал королю «Ирику» письмо с требованием отдать ему в жены (пусть и при живом муже!) Катарину Ягеллонку. И Эрик уже согласился принять русских послов, которых Иван Грозный прислал в Стокгольм с целью свершения этого постыдного дела.
Однако все пошло иным путем. В июле 1567 года король Эрик женился на Карине Монсдоттер, которая была его любовницей уже более двух лет. Этот брак буквально взбесил всех шведских аристократов: ведь Карина была простолюдинкой! Но Эрик не обращал внимания на сословные предрассудки и короновал Карину. Однако королевой она пробыла только 87 дней. Она могла унимать неистовые приступы гнева и облегчать страдания короля при обострении болезни. И за неистовую короля любовь к ней, и за способность чудесным образом успокаивать его и снимать боли во время приступов болезни при дворе ее не любили и считали ведьмой, околдовавшей короля. Более того, женолюбивый ходок Эрик хранил абсолютную верность своей простонародной жене! Разве после этого она не ведьма?
Аристократы составили заговор, освободили Юхана и провозгласили его королем. Эрика отправили в замок Або. Карину с детьми Сигрид и Густавом поселили напротив замка на берегу Аурайоки. До сих пор рассказывают историю о несчастном короле Эрике, играющем на лютне, и верной Карине. Рассказывают о хижине, расположенной на берегу реки Ауры, в которой жила Карина вместе с детьми во время нахождения Эрика в тюрьме шестиугольной башни. А сам Эрик часами сидел у окна и глядел на эту хижину, на далекие фигурки гуляющих детей и Карины. На каменном подоконнике даже остались ложбинки, протертые локтями короля-узника.
Несмотря на строгую охрану (63 вооружённых стражника), решетки на окнах и обитые железом двери, ему удалось связаться с русскими и составить заговор с целью своего освобождения. Заговор разоблачили, охрану увеличили до ста человек, условия содержания ужесточили, а потом, подальше от греха, семью отправили на Аландские острова. Причем полуторагодовалый сын Хенрик остался в Або, где вскоре и умер.
В 1573 году Эрика отправили в Швецию, а Карину с детьми Сигрид и Густавом возвратили в замок Або. Через два года Эрик скончался и был похоронен в кафедральном соборе в Вестеросе. По народному преданью его последней трапезой была тюремная миска горохового супа. Согласно документу, подписанному его братом Юханом III, тюремщикам было дано право убить Эрика, если кто-либо попытается его освободить. Позже его тело эксгумировали, и было подтверждено, что его отравили мышьяком.
Юхан III отдал во владение Карине Монсдоттер имение Лиуксала в Финляндии (Кангасала). Карин успешно управляла имением вплоть до своей смерти в 1612 году. На первый взгляд, описание жизни Карины в Лиуксала носит несколько слащавый оттенок. Королева была рачительной хозяйкой. Сама простолюдинка, она заботилась о своих работниках и слугах. Помогала жившим в округе бедным крестьянам. Этому можно не верить. Но во время так называемой Дубинной войны - крупного крестьянского восстания 1596-1597 годах во всей округе нетронутым и не разрушенным осталось только поместье финской золушки - Карины Монсдоттер. А ведь крестьяне жестоко расправлялись с дворянами, жгли и грабили их имения и усадьбы. Легенды об Эрике и Карине Монсдоттер, судьба их сына Густава и вдохновили писателей, поэтов, художников и композиторов увековечить историю любви королевской пары.
А судьба эта была трагична и может служить отдельной темой для романтических баллад. В 1575 году посланные Юханом III люди отобрали у Карины её семилетнего сына Густава и отправили в Польшу. Встреча матери с сыном после этого, первая и последняя, произошла только через 21 год. Густаву было запрещено появляться в Швеции и Финляндии. Он был вынужден скитаться по Европе, часто испытывая нужду. Во многом он унаследовал и таланты, и недостатки отца, знал большое количество языков и был весьма сведущ в алхимии, гордясь тем, что его называли «новым Парацельсом». В 1600 году русский царь Борис Годунов переманил Густава в Москву, рассчитывая женить на своей дочери Ксении. Однако принц повел себя крайне скандально, выписал свою любовницу, держал себя по-царски чванно и заносчиво, и, в конце концов, был сослан в Углич, где ему было пожаловано номинальное удельное княжество. Умер в 1607 году в Кашине. Мать пережила его на пять лет. Похоронена Карина Монсдоттер в кафедральном соборе Турку. На ее надгробии красуется королевская корона. Единственная королевская корона в Финляндии.
Русский читатель может подробно познакомиться с этими событиями и людьми, прочитав роман знаменитого финского писателя Мика Валтари. Этот роман, как, впрочем, и остальные исторические романы М. Валтари, отличается большой достоверностью в описании реалий того времени. В русском переводе он называется «Кровавый трон».
Такова еще одна легенда замка Або и города Турку.
Наибольшая слава, блеск и роскошь этого замка-воина связывают с именем польской принцессы Катарины Ягеллонки. Как уже говорилось, брак герцога Юхана и Катарины совершился вопреки воле короля Эрика Четырнадцатого. Однако он был удачным. Семь лет супруги прожили в Абосском замке, и это, наверное, было самое спокойное и счастливое время. Замок переустроили. Стены его покоев украсились коврами и гобеленами. В замке часто устраивались приемы и балы. Звучали трубы, возвещая о прибытии гостей. Обилие яств на столах и оркестр для услаждения слуха. Что еще надо для счастья? Власть, и не просто власть, а королевская! В результате таких стремлений, герцог Юхан с женой оказались в заточении, правда, довольно мягком. Иное дело, что Катарине угрожало бесчестье в обмен на свободу: король Эрик готов был отдать ее на поругание Иоанну Васильевичу Грозному. Однако гордая полячка покинуть своего мужа отказалась, при том, якобы, показала обручальное кольцо с надписью ««Пока смерть не разлучит нас», или что-то в этом роде.
На том эпоха расцвета для Абоского замка закончилась. После пожара 1614 года замок превратился в казарму, тюрьму и военный склад. Иногда там останавливались шведские генерал-губернаторы Финляндии, самым знаменитым из которых является граф Пер Браге-младший. Он многое сделал для развития как города Турку, так и всей Финляндии. В частности, в 1640 году он основал первый университет Финляндии, который назывался Королевская Академия Або. После опустошительного пожара 1827 года Академия была переведена в Гельсингфорс и стала называться Императорский Александровский университет, существующий и поныне. Академия Або была восстановлена на частные средства в 1918 году. Государственной стала в 1981. Преподавание там ведется на шведском языке.
А замок все более пустел и ветшал. С конца XIX века в замке работает исторический музей. Но во время Второй мировой войны он был разрушен в результате налетов советской авиации. Восстановление замка продолжалось 15 лет- с 1946 по 1961 год, когда туда открыли доступ для публики. В настоящее время это музей города Турку. Восстановлены не только стены крепости, но и внутренне убранство.
Бич старых городов - пожар- 31 раз жестоко стегал древний город. Но самый опустошительный пожар не только в Турку, но и во всей Скандинавии, произошел в 1827 году. За два дня - 4-5 сентября- сгорело более 2500 зданий. Около 12 тысяч человек остались без крова. Пожар уничтожил и Королевскую Академию с ее ценнейшими историческими документами. Самый крупный на тот момент город Великого княжества Финляндского был уничтожен более чем на три четверти. (Хотя столицу княжества в 1812 году перенесли в Хельсинки, население там было: на 1812 год около 5000 человек, на 1827 год - немногим более 10000 человек.) В пламени погибло 27 человек. Убытки составили около 26 миллионов рублей - сумма по тем временам огромная. По представлению генерал-губернатора Арсения Закревского, сенат указал императорскому архитектору Карлу Людвигу Энгелю, который тогда проводил застройку новой столицы Хельсинки, составить план восстановления Або. Генерал-губернатор распорядился, чтобы центральные улицы имели ширину 45 локтей, а боковые -35 локтей. В соответствии с императорским установлением, в Або, как и по всей России, городские площади, главные улицы и улицы вдоль речных набережных должны были застраиваться только каменными домами. Что и было исполнено- император Николай I неподчинения не терпел.
По первоначальному замыслу К.Л. Энгеля предполагалось снести уцелевший поселок бедноты на Монастырском Холме - Луостаримяки и застроить его дачными домами для бомонда.
Но против этого плана восстали авторитетнейшие люди города - ученые, купцы, государственные чиновники. Район было решено сохранить, как музей простонародной жизни и ремесел. Люди при этом никуда не выселялись, а занимались своими ремеслами как обычно. Последний житель этого необычного музея - пожилая женщина - скончалась в 1980 году. Уникальность этого района состоит в том, что все дома там остались на своих местах в течение двухсот лет. На Луостаримяки нет ни родного дома, привезенного с другого места. Сохранились мастерские часовщика, табачника, столяра, дом моряка, гончара и т.п. Всего на Монастырском Холме находится более тридцати домов.
Все время своего существования город Або-Турку был центром духовной жизни Финляндии. В нем находилась академия, престол епископов и кафедральный собор, главный лютеранский собор Финляндии. Строиться он начал в 1258 году. А вот дата освящение точно неизвестна, но не позже 1309 года. Размеры его были невелики, но со временем собор расстраивался и увеличивался. После пожара 1827 года он был украшен 101-метровой башней. В соборе находятся захоронения финляндских епископов и королевы Карины Монсдоттер. В 1980 в соборе установили новый орган.
Перед собором установлен памятник первому лютеранскому епископу Финляндии Микаэлю Агриколе. Иначе его называют Великим Учителем финского народа. Горячо поддержав церковные реформы короля Густава I Вазы, он озаботился доступностью церковных книг и службы для финнов. Он создал первый финский букварь в 1543 году, а пять лет спустя опубликовал свой перевод Нового Завета на финский язык. Кроме того, он перевел на финский язык Молитвенник, Псалтырь, часть Старого Завета. А это невероятно тяжелый труд. Даже Лютер, переводя Библию на немецкий, сказал: «Как это тяжело и утомительно пытаться заставить древних евреев заговорить по-немецки!» а сделать это по-фински было еще труднее. Агриколе пришлось СОЗДАВАТЬ письменный финский язык. До него не было ни правил написания, ни грамматических правил. Он заложил основы всего этого и поэтому ежегодно 9 апреля, в день смерти Учителя, отмечается День Агриколы или День финского языка.
Утратив статус официальной столицы Финляндии, Турку не превратился в захолустный городок, а остался духовной столицей страны. Это подтверждается не только тем, что в 2011 году он стал культурной столицей Европы. Ежегодно в канун Рождества с балкона дома Бринкала, где некогда находилась официальная резиденция российского генерал-губернатора, 24 декабря ровно в полдень провозглашается «Рождественский мир» или «Рождественское спокойствие». Эта традиция существует с начала XVII столетия. Свиток с Декларацией хранился и хранится в мэрии Турку. Но в 1827 году он был уничтожен Великим пожаром. Однако городской секретарь восстановил его по памяти, почему секретарям, далее начальникам городской канцелярии, даровано право зачитывать его перед огромной толпой жителей.
Вначале это был довольно подробный свод установлений, касающихся поведения во время святых дней - от кануна рождества 24 декабря до 13 января. Указывалось быть вежливыми друг с другом, не напиваться до «изумления», не буянить и не шуметь, не приглашать в дом иностранцев без разрешения магистрата, не говоря уж о воровстве и более тяжких преступлениях. Нарушения этих правил и преступления, совершенные в течение двадцати святых дней, карались в несколько раз более сурово, чем это было обычно предусмотрено законом. Эта традиция возродилась в Финляндии и Рождественский мир провозглашается также в городах Наантали, Раума, Порвоо, Торнио и Уусикаупунки. Однако главным считается провозглашение спокойствия в Турку, оно транслируется по национальному телевидению. Ныне его текст краток, поэтому приведу его полностью в своем переводе:
Завтра, если будет на то Божье соизволение, приидет святой праздник Рождества всемилостивейшего Господа и Спасителя нашего;
и объявляется сим всеобщее Рождественское спокойствие, и призываются все проводить праздник сей в благопристойном покое, в мире и в благонравном поведении,
а поэтому тот, кто дерзнет этот покой нарушить и осквернить празднество Рождества каким-либо беззаконием или недостойным поведением, будет приговорен к наказанию за преступление с отягчающими обстоятельствами так, как это предусмотрено законом и установлениями за подобные преступления и правонарушения.
И пусть все проведут сие празднество в радости и веселии.
Текст зачитывается по-фински и по-шведски. Тысячи людей стоят, обнажив головы на Великой Старой Площади. Праздник вступает в свои права. После люди расходятся, многие навещают могилы родных и близких. Особенно воздаются почести солдатам, погибшим в войнах 1939 -1944 г.г. И подобно неугасимой людской памяти светятся в темноте полярной ночи свечи на их могилах.
А преступность, и без того невысокая в Финляндии, начинает стремиться к нулю.
Навестите город Турку. Пройдите по набережной реки Ауры. Помолчите перед фресками и надгробиями в кафедральном соборе, дружески кивните памятнику Микаэля Агриколы, полюбуйтесь изящными обводами и стройными мачтами парусника «Финский лебедь», корабля труженика, воина, а ныне музея, послушайте гудки уходящих из порта судов, зайдите в один из 158 ресторанов города и подумайте о хорошем. А все 180 тысяч человек помогут вам в этом всей своей дружелюбной аурой.
TurkuTouringЯкуб Лапатка