Столицы бывают разные: большие и маленькие, древние и новые, знаменитые и захолустные. Но в любом случае, столица для своей страны – это метрополия, город, на который направлены взгляды юных карьеристов и опытных мошенников. Любая столица – это средоточие культурных и материальных ценностей страны, власти, финансов, грехов и пороков. И любая столица – это разноплеменный, перенаселенный город, надменно взирающий на свою державу. Именно поэтому, посмотрев столицу, нельзя сказать, что видел страну. Москва и глубинная Россия – два мира, существующих сами по себе. То же можно сказать и о любой другой столице. Столицы космополитичны, торопливы в своей погоне за прогрессом, а потому и «страшно далеки они от народа».Маленькие городки более консервативны и патриархальны. Они, если можно так выразиться, относятся к себе с большей бережливостью и вниманием, чем столицы. Там еще можно встретить что-нибудь от исконной культуры и истории страны. Но люди обычно всегда стремятся куда-то вдаль, считая свою среду обитания заурядной и интереса не представляющей.
Кажется финны в этом отношении все же отличаются от других народов в лучшую сторону. Они трепетно относятся к своей природе и к своей истории. И ни один самый богатый и крутой финский олигарх не сможет построить себе дворец в заповеднике или национальном парке. Никто не получит разрешения на застройку в историческом центре города. Практически в каждом городке имеется несколько музеев, историю города изучают школьники, а взрослые гордятся историческим прошлым своей малой родины.
17 апреля 1442 года на карте появился новый город под названием Раумо. Именно так. В те поры единственным языком документации был шведский, поэтому современная финская Раума по-шведски называлась и называется Раумо. Это были времена Кальмарской унии, когда во главе союза Дании, Швеции и Норвегии стоял датский король. Поэтому не удивительно, что грамоту о привилегиях обывателям и купечеству города Раумо наместник Карл Кнутссон написал от имени датского короля Кристофера III Баварского:
«Я, рыцарь Карл Кнутссон, настоящей грамотой удостоверяю и объявляю, что именем и благоволением милостивого господина моего, короля Кристофера, даруется обывателям и купечеству Раумо право заниматься всеми торговлями таким же образом, как обыватели Або это делают, строиться и проживать, в равной степени с указанными обывателями, а также даруется право покупать и продавать в согласии со всеми выгодами, привилегиями и вольностями, дарованными законами и установлениями обывателям Або. Поэтому именем господина моего, короля, воспрещаю всем фогтам, писцам и прочим чинить препоны и препятствовать всему вышеуказанному.
Дано в замке Або, апреля семнадцатого дня, года 1442 от рождества Христова, и собственной моей печатью утверждено».
Без особого умственного напряжения мы можем сообразить, что обитатели Раумы занимались торговлей и ремеслами и до 1442 года. Обычно годом основания города считается первое упоминание в летописях или государственных документах. Но города редко возникают в одночасье. Раума не является исключением. Первые поселения на территории современного города появляются в позднем бронзовом веке, в период примерно 1500—500 г. до Р.Х. Можно, конечно, презрительно пофыркать: подумаешь, нашли каменные холмики над захоронениями! Египтяне к тому времени уже все пирамиды построили! А греки! А римляне! А Вавилон! Все правильно. Только где они, те самые египтяне- вавилоняне? А Раума - вот она, стоит и по сей день.
Наверное, первым торговым центром в этой области было поселение на острове Рексаари. Там же было построено и самое древнее в городе мольбище, точнее часовня, примерно в 12 веке уже нашей эры. В настоящее время остров является местом отдыха жителей Раумы и туристов. Летом туда из города регулярно ходят прогулочные катера.
Торговые поселения были для жителей побережья и островов местами народных собраний, судилищ и празднеств в честь богов и духов. Такое положение сохранялось до тех пор, пока торжища не переместились на материк под покровительство христианских церквей. А христианство пришло в Финляндию довольно поздно, с первыми крестовыми походами шведов. В связи с провалом крестовых походов к гробу Господню, папский престол обратил взоры на северо-восток Европы, закореневший в самом мерзком язычестве. Финны тогда поклонялись деревьям, животным и камням, считая их святыми покровителями рода. Терпеть такое безобразие было невозможно. Да и бесхозной оставлять страну, изобилующую рыбой, пушниной, лесом и прочими природными богатствами, было нельзя.
С папского благословения организовали «дранг нах остен». С крестовыми походами на Финляндию не все ясно, но будем придерживаться общепринятой точки зрения, которая, правда, не всегда является самой верной. Итак, первый поход, якобы, организовал шведский кроль Эрик Святой в 1155 году, по другим данным – в1157 г. Но когда бы то ни было, он с войском высадился в устье реки Аурайоки, в районе нынешнего города Турку. Для придания святости своим, скажем, не очень милосердным и богоугодным деяниям, Эрик взял в поход епископа Упсалы Генриха Англичанина. Тавасты были разбиты, часть Юго-Западной Финляндии стала шведской провинцией Нюланд (Новая Земля). Епископ Генрих остался крестить упрямых финнов. Он успел охватить своей деятельностью область примерно на 150 километров от Або и погиб.
Следует сказать, что это все больше легенды, и точных исторических сведений как об Эрике, так и о епископе Генрихе не имеется. Некоторые ученые утверждают, что епископа Генриха Святого вообще не было. Однако, извините за каламбур, верующие им не верят.
Но давайте вернемся в Рауму. Во все времена поселения возникали в удобных местах. Имеется в виду удобных для жизни, промыслов и торговли. Чаще всего, у водных путей. Это сейчас расстояние от Хельсинки до Раумы можно одолеть за пару с лишним часов. А в те давние времена 250 километров по глухомани, бурелому и скалам? Поэтому торговые селения и располагались по берегам рек и морей. Предпочтительнее в устьях рек. Это правило, почти не знающее исключений. Хамина, Котка, Порвоо, Хельсинки, Турку и далее по списку.
Раума тоже зародилась в устье реки Рауманйоки. Там, у побережья моря и у реки располагались три деревни: Раума, Лайо и Нумми. Занимались ремеслами, охотой, рыбной ловлей, ссорились из-за выгонов и торговали. Удобная береговая линия и устье реки очень тому способствовали. В деревне Нумми находилось языческое капище, где поклонялись Медведю. Всеобщая тактика христианской церкви: строить храмы на месте старинных языческих капищ. Народ по обычаю собирался в этих местах, но уже в церквях и часовнях. Потом, с приходом шведов, на этом же месте была построена и древнейшая церковь Раумы, от которой, как водится, не осталось и следа – церковь была деревянная. В Рауме считают, что эта церковь была ровесницей самой первой часовни на острове Рексаари, т.е. построена еще в начале двенадцатого столетия.
Итак, устье реки, удобная гавань – все это способствовало превращению соседних деревень в один торговый город. Поселение рыболовов Раума нуждалось в лодках и корабликах -стало развиваться судостроение. Считается, что к 1350 году Раума была довольно приличным торговым городом. Церковь Святой Троицы была построена уже в 1300 году. Но бич средневековых городов – пожар уничтожил ее еще в 1640 году. До нашего времени дошли только ее руины. При раскопках в подвале церкви были обнаружены 50 серебряных брактеатов. (Брактеат- от латинского слова жесть – очень тонкая плоская монета с обозначением ценности на одной стороне.)
Эти деньги относятся к правлению Аьберта Мекленбургского (1364 –1389). Кроме того, там были обнаружены монеты времен разных властителей, а также и ревельские деньги. Вначале это были полновесные монеты, затем короли стали уменьшать долю золота в них, что нашло отражение и в найденных под руинами церкви деньгах. Что делать, королям всегда не хватало денег, вот и приходилось изворачиваться и добывать валюту порчей монеты…
В податных книгах шведского короля Эрика Померанского (Эрик XIII, 1396 – 1439) имеются указания, что деревня Раума получила некоторые городские права еще в 1413 году. Окончательно же Раума получила права стапельного города в 1442 году. Стапельное или складское право означало, что данный город имел право вести заморскую торговлю, покупать товары у иностранных купцов, складировать их у себя и перепродавать далее вглубь страны. О выгодах такого права можете судить сами. Торговые суда раумасских купцов ходили в Польшу, Германию, Ревель и другие датские города. Привилегии города подтверждались наместниками, королями и епископами Або в 1444, 1461, 1475 г.г. Епископы в те времена являлись не только духовными владыками, но и светскими правителями. Но через 130 лет, указом королевы Кристины (тогда еще регентши) 1636 года Раума была окончательно лишена привилегий стапельного города. Раумасским коммерсантам дозволялось возить свои товары только в Або (Турку) и Стокгольм. Соответственно и получать товары только оттуда. Стокгольм в те времена для Раумы заграницей не был, а был столицей Шведской империи, в которую до 1809 года входила и Финляндия.
Но и до этого короли частенько пытались ограничить вольности городка. Так, в 1502 году права заграничной торговли у Раумы были отобраны, торговлю разрешили только с Або и Стокгольмом. Однако в 1504 году регент Сванте Стуре возвратил городу «все прежде бывшие права, привилегии и вольности», право плавания за границу, но не на остров Готланд и в другие «враждебные» страны. А через год эти права были снова отняты. А потом снова возвращены. Король-преобразователь Густав Ваза также играл с город в эту игру. В 1527 году он запретил раумасским купцам торговать с Германскими княжествами. Тогда купцы, пользуясь своими гражданскими правами, обжаловали этот указ, и король вынужден был отменить его, возвратив «купечеству города Раума право пользоваться всеми вольностями и льготами прежних времен, как было установлено при изучении дела». (Вот так!) Но бодаться с королями – дело опасное. В 1531 году купцам было указано «под угрозой утраты жизни и имущества» возить товары только в Стокгольм. Затем снова следовали жалобы и возврат прав, потом опять же их отнимали. Такое «перетягивание каната» окончилось, как уже говорили, в 1636 году.
Немалые заботы причиняли и возникающие на балтийском побережье города, как например Бьёрнеборг (Пори), основанный в 1558 году по приказу финляндского герцога Юхана, будущего короля Юхана Третьего. Или еще несколько городов в Эстерботнии, откуда было ближе до шведских земель. Это были сильные конкуренты. Немалые заботы принес и Гельсингфорс, основанный по указу короля Густава Вазы от 12 июня 1550 года. Указ указом, но город нужно было заселять. Король повелел переселить туда купцов и ремесленников из Борго (Провоо) и Раумы. И вот тут законополслушнейшие подданные устроили кампанию гражданского неповиновения, саботажа, в современной терминологии. Несколько купцов без семей отправились на новое место жительства, но другие начали «волынить». То мешала распутица (все-таки 250 км по бездорожью!), то ждали возвращения кораблей из плавания, то сами уплывали в голубую даль, а вот потом уж, конечно, мы со всем нашим удовольствием! Несмотря на жестокие штрафы, это противостояние продолжалось около семи лет, потом герцог Юхан сдался и отменил указ о переселении упрямых раумасских обывателей в новый город. Он даже разрешил уехавшим вернуться домой.
Заграничные плавания – опасное дело. В те времена санитарный контроль был не столь строг, как теперь, а потому вместе с товарами в город иногда являлась незваная и страшная гостья – чума. Так, в 1537 году из четырехсот обитателей Раумы от чумы умерло 200 человек. По этой причине в конце XVI столетия в городе насчитывалось всего пятьсот человек.
Деревянные города часто горели. Не миновала эта беда и Рауму. Дважды город выгорал дотла. Но каждый раз восстанавливался и жизнь продолжалась. Последний, и самый сильный, пожар, полностью уничтоживший Рауму, случился в 1682 году. И снова город застроился деревянными зданиями. Но таких катастроф больше не случалось.
О торговом флоте Раумы в XV – XVI столетий сведений не много. Точно известно, что в 1577 году там было семь судов, пригодных для дальнего плавания. О каботажных судах сведений нет. Склады находились у самой воды, что делало погрузку-разгрузку удобной и быстрой. Хотя иностранные суда в то время Рауму посещали не часто: раза два в год. Сведения о ремесленниках Раумы начали регистрироваться в конце XVI века. В период 1564 – 1600 г.г. там было три ювелира, три токаря, семь плотников, восемь сапожников, один мясник, один маляр и один бондарь. Со временем в городе развилось и процветает до сих пор искусство плетения кружев. Временами их производилось более двух километров в год. Кружева Раумы успешно конкурировали с лучшими европейскими изделиями. После краткого упадка в связи с появление дешевых машинных кружев, искусство это возродилось вновь. И до сих пор Раума славится своими кружевами. С 1971 года ежегодно в конце июля проводится «кружевная неделя», когда организуются конкурсы на скорость и красоту плетения, устраиваются концерты и выставки, различные детские мероприятия.
После присоединения Финляндии к Российской империи Раума оставалась торговым городом. Во время Крымской войны, в 1855 году английский флот подверг город бомбардировке, сгорело много складов, но жители не взбунтовались, а остались лояльны своему Великому князю – российскому императору. В XIX столетии парусный флот Раумые был самым большим в Финляндии и насчитывал 57 судов. Последний парусник прекратил плавания в 1950 году. Шхуне «Ульяс» было устроено почетное огненное погребение. Корабль покоится на глубине сорока метров напротив порта Раумы.
В наше время Раума славится необычно большой деревянной застройкой, ее площадь составляет около 28 гектаров, где размещаются 600 живописных деревянных домов. В основном это постройки XVIII – XIX столетий. В стране и в мире имеется немало музеев под открытым небом с образцами различных крестьянских и барских строений. Такими застройками в Финляндии являются музей архитектуры под открытым небом Сеурасаари в Хельсинки и Луостаримяки -- Монастырский холм ремесленников в Турку. Но основное отличие деревянной Раумы от всех прочих состоит в том, что это не музей, а жилые, обитаемые кварталы города. Там же находится и самая узкая в Финляндии улица шириной не более трех и длиной 60 метров – улица Китукрянн (Kitukränn). Впервые эта улочка появилась на плане города в 1756 году, но существовала она, видимо, задолго до этого. В 1991 года ЮНЕСКО включило этот квартал Старой Раумы в список всемирного культурного наследия.
А в Финляндии Раума, вдобавок ко всему, славится и своим языком. Лингвисты называют его диалектом Раумы, но что они понимают, эти языковеды? Жители считают свой язык (Rauman giäl) настоящим языком. Выпущены словари раумасского языка, он тщательно изучается. Происходит этот своеобразный язык от смеси финского, шведского, эстонского, немецкого и русского языков, хотя грамматически – это язык финско-угорской семьи. Но финны понимают его с трудом, а то и вовсе не понимают. И правда, как его понять: Valetele ko ruski koer=Hänhän valehtelee kuin ruskea koira = Он же брешет, как каштановая собака, или лучше так: Врет, как сивый мерин. (Знатоки, не щетиньтесь! Поговорки не переводятся напрямую, а подыскивается соответствующий эквивалент языка-адресата.)
Несмотря на все трудности, город развивался и в конце девятнадцатого столетия наступила пора его расцвета. Увеличивались инвестиции, город из сугубо портового превращался в промышленный. Требовалась связь с остальной страной. И в 1897 году город сам для себя построил железную дорогу с «имперской» широкой колеей до Пейпохья длиной 47 километров. За счет города тогда же была основана Учительская семинария. Понимали люди нужность и ценность образования.
В настоящее время Раума – оживленный порт с двадцатью причалами, из которых три предназначены для нефтепродуктов и химикатов. Общая длина причалов составляет 3233 метра.
В Рауме находится верфь норвежской судостроительной компании STX Europe, завод по изготовлению винтовых движителей компании Rolls-Royce и большой целлюлозно-бумажный завод фирмы UPM.
В городе имеется мореходное училище, в общежитии которого летом проживают студенты международного летнего университета, изучающие финский язык. Можно посетить Музей мореходства, полюбоваться старинными фресками в церкви Святого Креста. Церковь была построена монахами-францисканцами в XV веке в монастыре. Но позже, во время Реформации, по указу Густава Вазы монастырь был превращен в королевское поместье, а церковь – в лютеранский храм, которым она является и до наших дней. Городской музей Раумы размещается в здании старой ратуши, построенной в 1776 году.
Такова большая история маленького симпатичного города.
Якуб Лапатка