Благодаря нашим партнерам — представителям туристических бюро самых разных стран мира — пресс-поездки у нас обычно роскошные. Например, на острове Святой Анны на Сейшелах мы жили каждый в отдельной вилле, стоимостью тысяча двести евро в сутки, в Португалии чуть подешевле: «всего» за семьсот. Поэтому на этот раз для сравнения мы решили попробовать бюджетный вариант, забронировав самые дешевые авиабилеты и отели, прокатившись таким образом через Испанию в Албуфейру и вернувшись в Хельсинки через Стокгольм.Первым пунктом путешествия стала Малага. Просто потому, что в Севилью ничего не летает, ну, по крайней мере, прямо и дешево. Как ни странно, самолет — в конце февраля - оказался набит под завязку. Причем исключительно финнами. Как позже выяснилось из разговора со стюардом Norvegian, такая ситуация происходит каждый день, в том числе и зимой. А потом сосед по креслу – эстонец, говорящий и по-русски, и по испански, рассказал, что у финнов недалеко от Малаги есть, оказывается, своя «деревня», где они в холодное время года живут. Там и школа имеется, и магазин, и в целом почти Финляндия. Только солнце светит круглый год, да цены гораздо ниже. Сдав, например, квартиру в Хельсинки, можно на эти деньги снять аналогичную в Испании, а довольно приличную разницу тратить на жизнь.
Так что летели пассажиры практически домой, всех встречали на машинах «родные и близкие». Ну а мне оставалось только такси. Я показала водителю бумажку с адресом, услышав в ответ si – в Испании по английски не очень-то говорят. Тем не менее, довез он быстро и по финским меркам дешево - всего за 24 евро. Получил деньги, отсчитал сдачу, а потом выключил счетчик и отправился вместе со мной искать вход в пансион Juanita.
В час ночи его двери были закрыты, поэтому я, обзвонив все квартиры – никто, надо сказать, не ответил – наконец-то нашла кнопку ресепшн. Находилась она на 4 этаже, несмотря на поздний час там было вполне многолюдно, и дежурил русскоязычный товарищ. Он-то и проводил меня в номер, (после, естественно, оплаты, копирования паспорта и прочих формальностей)
Номер стоил 29 евро в сутки — что для этого пансиона еще не предел дешевизны - и потому был похож на небольшую коробочку. Даже дверь в ванную не умещалась, поэтому хозяева ограничились раздвижной. Слышимость, естественно, тоже оказалась прекрасная. С утра пораньше я просыпалась от звуков, как кто-то принимает душ и совершает прочие гигиенические процедуры. К сожалению, со всеми подробностями. Сперва мне показалось, что для одного такого же малюсенького соседнего номера народу там слишком уж много. Но, проходя по коридору, обнаружила, что как раз рядом с моей комнаткой находится общий санузел. Поэтому им пользовались все постояльцы, которым было жаль заплатить лишние евро за «все собственное».
Во всем остальном за такие деньги пансион оказался очень даже приличным. Во-первых, чисто. Во-вторых, тихо, хотя он находится в самом центре Малаги и, выйдя за дверь, тут же оказываешься в толпе туристов. И местных жителей, которые тоже не прочь развлечься по вечерам. Как именно? Ну в основном, они разговаривают, пьют и едят. Еда, нужно сказать, хорошая. В основном, конечно, морепродукты – то есть, креветки, осьминоги, какая-то рыба-собака, ну и так далее. А пьют свою сангрию, которая, как и везде в Испании, слишком сладкая, тяжелая и невкусная.
Что еще делать в Малаге? Прогуляться по улицам, посмотреть, что продают в бутиках, но купить, в принципе, особо нечего. Ну и, конечно, выйти на набережную. Там красота. Правда, море в феврале еще холодное, посему дежурившие на пляже спасатели в основном заняты тем, что не рекомендуют туристам в него заходить.
Да, еще на набережной находится туристический офис, где можно заказать самые разнообразные экскурсии. При этом он почему-то разделяет помещение с местной полицией. Поэтому когда я, по наглой журналистской привычке, не стала ждать своей очереди и решила пройти в кабинет «прямо к шефу»,то мне на плечо легла сильная мужская рука: что у синьоры случилось?
Следующим пунктом поездки стала Севилья. Добраться туда от Малаги можно на поезде за 22 евро или на автобусе за 18. Это оказался такой романтичный город со средневековыми зданиями, улочками, носящими имена того или иного святого. Поэтому запоминать лучше все целиком. Ориентируясь только на слово Santa можно до бесконечности сворачивать не туда. А еще 28 февраля там проводится праздник. То ли всей Испании, то ли только региона Андалузия, и выражается в общем ничегонеделании и бурном веселье.
Мой очередной дешевый пансион — за 23 евро в сутки - находился как раз на самой главной улице Севильи. Со всеми вытекающими последствиями – а именно, барами и ресторанами, расположенными прямо под окнами, и веселящейся молодежью. Так, группа человек из десяти в два часа ночи громко распевала песни прямо под моим окном. На все мои жесты – типа, пошли вон - они не реагировали, думали, наверное, что я радуюсь вместе с ними. Поэтому пришлось набрать из крана бутылку воды и вылить на них из окна. Справедливости ради, они быстро все поняли, и, покричав еще чуть-чуть, ушли продолжать праздник жизни в другое место.
Кстати, чему все так бурно радовались, совершенно непонятно. Молодой человек, бывший студент, сообщил, что да, университет он закончил, а теперь вот безработный. Между прочим, он был один из четырех людей во всей Севилье, говорящий на английском. Вторым – хозяин пансиона, третьей – туристка из Амстердама, встреченная на улице. А четвертым – молодой человек из Великобритании уже три месяца живущий на скамейке у реки. Я его встретила, когда перешла на другой берег и безуспешно спрашивала у всех прохожих: через какой мост идти обратно, чтобы быстрее попасть до отеля. Молодой человек в этот момент как раз скручивал сигарету с анашой, явно не первую, рядом стоял пакет из-под самого дешевого вина и несколько апельсинов, сорванных с ближайшего дерева. Мне он сразу же предложил разделить с ним «трапезу», а на вопрос о причинах такого дауншифтига, в ответ только тяжело вздохнул, замолчал и надолго уставился в реку с романтичным названием «залив альфонса». Впрочем, чувствовал он себя вполне неплохо и вовсе не выглядел несчастным бомжом.
Всю центральную часть Севильи я обошла за один день, и решила уехать в мой следующий пункт назначения – португальскую Албуфейру. Причем не в 3 часа дня – согласно купленному билету - а в 9 утра. А так как спать из-за продолжающегося праздника все равно было невозможно, то уже в 6 утра я пришла на автовокзал. И выяснила, что компания Eurolines здесь совершенно неуловима. Окошко наглухо закрыто синей ширмой, причем это было и вчера, и позавчера. Человек в информационной будке по английски не говорит и, чтобы не напрягаться, сразу отправляет в кассу номер один. Там служащий есть всегда, и свои – испанские – вопросы решает быстро, заодно попутно обсуждая с покупателями билетов итоги футбольных матчей. Тогда, кажется, играла Украина с Португалией. Ну а мне, не говорящей на испанском, сообщил:
- Синьора, вы в Испании, чего хотите-то!
В итоге я плюнула на все и подошла к нужному автобусу ровно в 9 утра, слегка помяв билет и смазав там время отправления. Прошло. Тем более, автобус оказался неполный, всего человек пять ехало до Фаро. В единственном числе доехав до Албуфейры, я выяснила, что это так называемая центральная станция. От нее до моего очередного отеля - за 21 евро в сутки- под названием Моника бич ресорт нужно еще было ехать на местном автобусе, стоимость которого евро двадцать. Причем билет одноразовый, а не действует, например, час - как в Финляндии.
Отель находится прямо на пляже со всей прилагающейся красотой. Атлантический океан, звезды, луна, желтый песок, и километра четыре до ближайшей цивилизации. И, в общем-то, за такую цену в номере есть все: спальня, гостиная, кухонный уголок и — главное — терраса с видом на океан. Правда, хозяевам не помешало бы все-таки сделать хоть небольшой косметический ремонт. Потому как рядом со сливным отверстием ванной (и душа одновременно) красовалось большое пятно, похожее на засохшую кровь.
Сам душ — в смысле когда он с горячей водой — работает лишь на «помывку» или только головы, или всего остального тела. Поэтому если хочешь все сразу, то какую-то часть придется смывать холодной водой. Пододеяльников здесь нет в принципе, ночью простыни сбиваются в комок, что, безусловно, мешает спать людям с некрепкой нервной системой.
Впрочем, в номер я приходила лишь переночевать, посему электрического чайника вполне хватало, чтобы по утрам выпить кофе. А обедать и ужинать я ходила в самый центр Албуфейры. Там прямо на утесе стоит ресторан, где самое дорогое блюдо – три огромные португальские креветки – стоят 18 евро. Запивать можно сангрией на выбор: из шампанского с клубникой, из белого вина или традиционной красной. Причем даже последняя существенно отличается от испанского аналога в лучшую сторону.
На самом деле, ресторанчиков целых три, стоят они впритык друг к другу и даже владеет ими всеми одна и та же хозяйка, женщина, говорят, весьма суровая. Рассказал мне об этом официант с Украины. Несколько лет назад он закончил у себя то ли в Киеве, то ли в Харькове университет по специальности физика. Но работы так и не нашел, вот и подался в Албуфейру за лучшей долей. Устроился официантом, в сезон получает с чаевыми до тысячи евро в месяц. Впрочем, из этих денег часть приходится отдавать за квартиру, которую он в целях экономии делит с коллегой. Не в сезон приходится подрабатывать в самых разных местах. Но главное даже не это. «Моя мечта, - признался он,- сделать что-нибудь важное для человечества. В смысле, какого-нибудь открытия в области физики, которое перевернуло бы представления об этом мире. Ведь физика так красива...Не поверите, но гораздо красивее, чем вот этот океан, даже на закате солнца».
Вообще, Албуфера — городок маленький, и в чисто познавательных целях обойти его можно за один день. Никаких особых достопримечательностей там нет, поэтому день второй я посвятила «шоппингу». Хотя, если честно, покупать тоже особо нечего, кроме, может, изделий из пробкового дерева в виде кошельков, сумок, ручек и зажигалок. Поэтому туристы в основном неспешно прогуливаются вдоль океана, кстати, весьма прохладного. Даже в августе он не прогревается больше 20 градусов.
Так что недели оказалось даже много, и в аэропорт Фаро я отправилась почти с облегчением.
И тут меня ждал неприятный сюрприз. Сначала от Norvegian пришло первое смс с текстом типа: «вы летите Чешскими авиалиниями, время отправления то же, если не хотите, то можете отказаться и мы вам деньги вернем». К сожалению, на вопрос, куда самолет летит: в Прагу или все-таки в Стокгольм, ответа не было. Потом пришло сообщение второе, где было сказано, что мой завтрашний рейс уже из Стокгольма в Хельсинки отменен. Деньги тоже было обещано вернуть. Но учитывая, что покупала я билет три месяца назад, по самому низкому тарифу — 39 евро — то утешало это мало. Впрочем, в том же смс предлагалось звонить по такому-то телефону, где автоответчик говорил исключительно на норвежском. В аэропорту стояли растерянные люди, получившие аналогичные сообщения, а из персонала никто ничего не знал.
Вообще в Фаро приземляются исключительно лоукостеры, поэтому цивилизации почти никакой. Тот же Интернет исключительно за плату, причем на весьма непродолжительное время. Автоматов для самостоятельной регистрации тоже нет. Что, как мне показалось, и к лучшему. Я попросила у девушки за стойкой место у окна и поближе к переду, получив десятый ряд. К сожалению, в самом самолете выяснилось, что здесь есть девятый, а потом сразу идет тринадцатый — конструкция такая. На вопрос, а где же мне сидеть, какой-то немец, еще не утративший чувство юмора, пошутил: на крыле самолета. Или в кабине пилота.
Впрочем, экипаж каким-то образом все-таки утрамбовал восемнадцать пассажиров без места. А потом выяснилось, что пилоты Norvegian уже несколько дней бастуют, все рейсы отменены, и в данном случае просто попросили «дружественную» авиакомпанию захватить и их пассажиров тоже. По крайней мере, тех, что вместятся в самолет. За что Norvegian, конечно, большое спасибо. Потому что добираться в Хельсинки из Стокгольма все-таки гораздо проще, чем из Португалии.
Впрочем, этот вопрос я оставила на завтра — после 5 часового полета среди потных и немытых людей сил не было никаких. И я отправилась в отель. Назывался он Jumbo stay, и у него было два преимущества. Первое — на бесплатном шаттле до него можно доехать за 15 минут, что глубокой ночью немаловажно. Второе — цена: 70 евро за ночь, что по Стокгольмским меркам вполне по божески.
Вообще-то, на самом деле это хостел, в котором есть пара одноместных номеров. А находится он в бывшем самолете. В основном «салоне» расположены ресепшн, комнаты «с подселением», а также общественные душ и туалет. Вход же в мой отдельный номер, расположенный в крыле, был тоже отдельный — с улицы. Там был свой «санузел» вообще без двери (раковина и унитаз), а также подвесная кровать, расположенная почти под потолком. Взбираться на нее предлагалось по чему-то типа стремянки, только с очень узкими ступеньками. Из приборов освещения была лампа у подушки — включить ее человеку, чей рост составляет менее двух метров довольно тяжело — и свет в туалете. Правда, при этом в ногах кровати зачем-то впихнули еще и телевизор.
Как уже говорилось, душ находился в общем помещении прямо напротив ресепшн, до которого из моего номера нужно было спуститься по ступенькам под крыло, а затем подняться по другим в «салон».
Дул пронизывающий ледяной ветер, но, тем не менее, в куртке и джинсах я туда не пошла - просто потому, что вешать их в ванной было некуда. Дежуривший за стойкой молодой араб весьма неодобрительно покосился на полуголую постоялицу в драных тапочках и на всякий случай напомнил: check-out в 10 утра. А часах уже - два часа ночи. Поэтому моей задачей было не упасть, забираясь на койку, и постараться взять от этих 70 евро все - в смысле, хотя бы выспаться. Ведь, хотя Стокгольм и Хельсинки находятся довольно близко друг от друга, добраться из одного пункта в другой без особых проблем можно, лишь покупая билеты заранее. Ну или имея неограниченное количество средств.
В данной ситуации не было ни того, ни другого, поэтому с утра в аэропорту я пошла в терминал номер 5, где расположилась стойка не то, чтобы представительства Norvegian, но хотя бы компании, продающей их билеты. Там, естественно, стояла толпа. Поэтому служащий аэропорта раздавал всем листовки: с адресом сайта, где можно потребовать компенсации за пропавший билет, и ссылкой на статью европейского законодательства о правах пассажиров. Кстати, он же предлагал не стоять в очереди к стойкам, так как это бесполезно. И оказался прав. Пометавшись еще некоторое по огромному аэропорту — из одного терминала в другой нужно ехать на поезде или около 40 минут идти пешком — я купила билет на единственный доступный рейс Finnair в один конец. Стоил он 450 евро, что свело на нет весь бюджетный вариант поездки. А самолет был набит битком, включая первый класс.
Ирина Табакова