Бизнес и рыночные отношения проникают даже в самые труднодоступные места. При этом необычность географического положения, перепады температуры, странные местные обычаи и опасные животные вовсе не значит, что конкуренции нет. Аландский архипелаг избавлен от большей части вышеперечисленных проблем, однако страдает от логистических - доехать до островов не всегда просто. А тем, кто все-таки добрался, нужно провести здесь ночь-другую. Поэтому главной индустрией стал отельный бизнес. Своим опытом с нами поделились владелец гостиницы, чьи предки жили на Kokar еще со времен викингов, сезонный работник самого маленького ресторана на Foglo и основатель строительной компании, возводящей здесь все,что выше одного этажа.Для многих владельцев отелей на Аландских островах их детище лишь на половину бизнес. В первую очередь, это инвестиция в недвижимость. Особенно это касается тех, кто прибыл с материка. Ведь отвести парочку комнат в высокий сезон для гостей кажется им неплохой идеей. Кругом природа, вода…
Да и найти желающих провести здесь ночь вроде бы довольно просто. Тем более сегодня, когда сделать приличный сайт-визитку может любой желающий, а социальные сети позволяют рассказать о своем предприятии всему миру.
На практике, первой преградой к успеху становится наличие и количество гостевых бухт. У туристов есть два с половиной варианта, чтобы добраться до отеля - муниципальные паромы, личные (или взятые в аренду) лодки и вертолет из Стокгольма или Турку. Последний способ - по словам всех, нами опрошенных - излишне дорогой. По крайней мере, для так называемого среднего класса. Хотя потенциальных площадок на островах гораздо больше,чем причалов.
Паромы при всех удобствах не всегда отличаются самым удачным расписанием.
На какие-то острова добраться можно каждые полчаса, на другие - раз в сутки, да и то вставать придется еще до восхода солнца. При этом судоходство в первую очередь ориентируется лишь на нужды местных жителей.
С лодками тоже не все благополучно. Оказывается, их аренда не очень-то развита.
То, что без проблем можно найти в Турку или Мариехамн, на острове с населением в пару сотен человек становится задачей почти неразрешимой - мало, кто из местных жителей готов отдать туристу собственное средство передвижения. Да, ситуация лучше, чем десять лет назад, но все еще далека от идеала.
Кроме того - как бы парадоксально это ни звучало - на тысячах островов почти нет свободной земли. Нет, не в том смысле, что каждый клочок застроен чем-то полезным. Просто он уже куплен и, скорее всего, принадлежит какой-нибудь местной семье.
А так как многие из них могут без проблем отследить своих родословную, как минимум, века до семнадцатого, у жителя “большой земли” (и уж тем более иностранца) остается очень мало шансов найти никому не принадлежащей гектар.
Привыкшим путешествовать с палаткой и ночевать под открытым небом, придется тоже непросто. Ведь хотя небо над головой принадлежит всем, разбить палатку или припарковать фургон в любом приглянувшемся месте не удастся. Тем более, наличие обязательных коммуникаций, типа туалета и розеток на большей части архипелага не гарантируется.
Недостаток земли является одной из причин, почему самым распространенным вариантом для компании, решившей войти на рынок островного туризма, становится кооперация (или партнерство) с местными фирмами. Ведь если двадцать процентов акций условной “Гранит и Березы” отдать жителям того или иного острова, то есть гарантия, что вы получите прекрасный прибрежный участок под сотню номеров, сауну и ресторан. Поэтому этом даже хозяева уже имеющихся отелей или коттеджных комплексов для расширения ищут не инвесторов или банк, готовый дать пять-десять миллионов, а таких вот партнеров, которые не только представят готовый бизнес план, но и познакомят со строителями и найдут персонал.
Кстати, с работниками на архипелаге дела обстоят тоже несколько иначе, чем на материке. Для начала, хозяин гостиницы - не просто руководитель. Здесь эта должность включает в себя самый широкий спектр задач. Работа с документами, реклама, строительство, настройка любых не работающих технических устройств, рыбалка, оказание первой медицинской помощи, готовка и обладание энциклопедическими знаниями обо всем, что касается острова.
Нет, скорее всего, одновременно всем этим сразу заниматься не придется, но лишний работник обычно становится тяжким бременем для небольшого гестхауза на десять комнат. Поэтому подработка в отеле в высокий сезон для островитян иногда вовсе не связана с основным видом деятельности. К примеру, одна из сотрудниц на Korpoo разводит альпак, а администратор на Foglo отвечает за качество костюмов трех небольших театров в Турку. А летом команда набирается вообще интернациональная, и английская речь звучит чуть ли не чаще, чем шведская.
Особенно это заметно в ресторанах - за весь маршрут я познакомился с шефами из Голландии, Непала и Франции. Причем хозяин одного из отелей признался - заманивают их сюда зарплатой, ведь за два месяца на чаевых не разбогатеешь.
Кстати, именно ресторан здесь чаще всего становится основой отеля, а не наоборот. Поэтому именно его внешний вид и меню определяют - остановятся постояльцы на ночь или продолжат путешествие. Особенно это касается тех островов, которые находятся сравнительно недалеко от Турку или Мариехамн.
…Принято считать, что современный горожанин мечтает провести на лоне природы хотя бы месяц отпуска. В реальности же выясняется, что многие к такой радикальной перемене еще не готовы.
- Философия нашего отеля в том, что, прибыв на Kokar, вы полностью отдаете себя чистому воздуху, воде, прогулкам и рыбалке. В номере вас вообще быть не должно, - рассуждает хозяин одного из отелей, - но стандарты таковы, что все равно приходится обеспечивать гостей быстрым интернетом, телевизором, горячей водой и магазином под боком.
Увидеть же на архипелаге Hilton или Sheraton в обозримом будущем вряд ли удастся. Дело не в том, что для них не найдется постояльцев. Наоборот, по мнению экспертов, сочетание пяти звезд и прекрасной природы может “выстрелить".
Но, к сожалению, носители знаменитых фамилий уже давно сами не строят гостиницы, а продают франшизу. На очень строгих условиях. Например, через десять лет придется вложить солидную сумму в ремонт и обновление помещения. При том, что окупаемость в этом бизнесе чаще всего наступает минимум на двенадцатый год. Кроме того, пока на островах не находится желающих поучаствовать в таком амбициозном проекте, а финские и шведские банки и вовсе не горят желанием его финансировать.
- Возможно, заинтересуются более консервативные организации - страховые компании или пенсионные фонды, - надеется один из местных землевладельцев.
Другая особенность - развлекать себя на островах принято самостоятельно. Например,
проведя неполный день в Foglo, я почувствовал себя случайно забредшим в “Салем” Стивена Кинга. Владелец гестхауза долгое время скрывался в темноте свой конторки, затем вынес ключ от комнаты и сказал, что до завтра я сам по себе. И тут же уехал домой. На “городской”, точнее, деревенской главной площади людей, разумеется, не обнаружилось. Ветер гонял листья и пластиковые бутылки по полю для мини-гольфа,
где-то в лесу лаяла собака, а есть хотелось все сильнее. Первый найденый на берегу ресторан оказался не просто закрыт, но и зачем-то обмотан цепями. Зато у единственного паба обнаружилось целое столпотворение. Двое полицейских о чем-то беседовали с высоким человеком с камерой. На мою попытку пойти мимо них внутрь заведения один из офицеров сообщил, что это никак невозможно: “мы сейчас расследуем преступление, поэтому бар закрыт. Но думаю к шести часам уже справимся”.
В полном отчаянии я развернулся, сел на велосипед, отмахал шесть километров до значка магазина на карте. На его месте оказалась церковь. Разумеется закрытая. Остаток дня я провел на причале, наблюдая за небом и рыбами.
А вот на Мариехамн владелец ресторана и пивоварни Stallhagen уже пять лет пытается изменить островное настроение на более жизнерадостное. На свой лад. Ресторан закупает продукты у семидесяти пяти местных производителей, большая часть из которых - хозяева небольших ферм. Которым, в свою очередь, всегда необходимы помощники. Собрать яблоки, отвезти свиней на бойню, подоить коров, посидеть с детьми…
Вот всем этим и предлагается заняться туристам. Бесплатно, но зато с купонами на обед в ресторане и парочкой бутылок черничного или медового пива. И, если после недели таких праведных трудов человек проникнется близостью к природе, то Кристиан, владелец ресторана, обещает помочь и с постоянным трудоустройством.
- На самом деле, мы постоянно нуждаемся в работниках, и не только в сезонных. Если местные фермеры перестанут справляться, то импорт продуктов из Турку или Стокгольма заставит поднять ценники процентов на двадцать, - говорит Кристиан, - это обратная сторона глобализации, с которой мы можем бороться, только вкладывая в местных производителей.
Дороговизна логистики влияет, в первую очередь, на маленькие кафе, бары или пиццерии. Если хороший стейк в солидном ресторане обойдется примерно в ту же сумму, что и на материке, то счет за пиво с кебабом в порту, допустим, Foglo выйдет на шесть-семь евро дороже, чем в Хельсинки.
Поэтому большая часть подобных заведений решает проблему высоких цен довольно радикально - закрываясь в воскресенье, а в субботу устраивая “короткий день” - максимум до пяти часов. Дело в том, что почасовая оплата сотрудников в выходные гораздо выше, чем в будни, и возможность работать все семь дней в неделю здесь рассматривается как инвестиция в будущее, которая может окупиться лишь лет через пять.
Алексей Табаков