Одно из самых романтичных произведений Вольфганга Амадея Моцарта - “Волшебная флейта” рассказывает, естественно, о любви. Прекрасный принц, которого преследует злобный змей, должен спасти девушку. Несмотря на всевозможные козни врагов, ему это удается - благодаря волшебной флейте, подаренной феями.
Сегодняшний Зальцбург считается одним из главных мировых музыкальных центров. Здесь проходят Salzburger Festspiele, пасхальный фестиваль, сюда приезжают специально, чтобы послушать оперу. Или побродить по музеям, которых здесь масса: самолетов, марионеток, истории кельтов… А если времени совсем мало, осмотр города можно заменить на визит в крепость над ним - в Hohensalzburg.По крайней мере, такой совет нам дала ночной портье - прелестная барышня в баварской одежде - объяснив, что в воскресенье в Зальцбурге все, что может быть закрыто, будет закрыто.
Но и в открытую по выходным крепость попасть оказалось не так-то легко. Хотя ее башни видны сразу на выходе из отеля, но вот узенькие улочки и тупики постоянно сбивали с пути. В итоге мы оказались на площади - у огромного золотого шара.
На шаре стоял памятник невысокому человеку, смотрящему прямо на нужную нам крепость. Выяснилось, что шар - это увеличенная в восемьдесят раз знаменитая конфета Mozartkugel, ставшая символом не только города, но и Австрии в целом. Ее создатель - Пауль Фюрст - был выдающимся кондитером, но не самым хватким предпринимателем. Изобретя свой шоколадно-марципановый шедевр и выиграв с ним престижную французскую награду, он забыл запатентовать рецепт. Поэтому до сих пор в Австрии выпускаются десятки “тех самых конфет с Моцартом”. А сам Пауль в виде признания получил место на шаре и моральное удовлетворение.
Дальше добраться до крепости было легче - вверх по улице двигались сотни китайских туристов, некоторые с картами, некоторые в майках “Кенгуру в Австрии не живут.” А китайцы всегда идут в направлении самой главной достопримечательности.
… Подняться в бывшую резиденцию архиепископа можно двумя путями. Первый повторяет маршрут осаждающей армии и пролегает по тенистым тропинкам, извивающихся по склону холма. Сейчас по ним бегают сторонники здорового образа жизни, а в красивых беседках читают воскресные газеты местные жители.
Путь второй - на подъемнике. Шесть веков назад хозяин крепости проспонсировал постройку первого в мире фуникулера - для бесперебойной доставки яств прямиком во внутренний двор. Князь слыл в народе настоящим примером всех возможных добродетелей и, чтобы не искушать себя пороками лежащего внизу города, предпочитал постоянно оставаться в замке. Правда, в середине шестнадцатого века группа крестьян, недовольная постоянным перемещением вкусной еды из деревень в крепость, объединилась с картелем шахтеров, возмущавшихся возросшими налогами, и попыталась свергнуть князя-обжору. Но столкнулась с ожидаемой проблемой - еды у осажденных было больше, чем у осаждающих.
Сейчас Hohensazlburg - настоящий клад музеев. Музей марионеток воспроизводит все основные сцены из жизни старого Зальцбурга, включая балы, чаепития и ту самую несостоявшуюся осаду. И, разумеется, здесь же находятся персонажи самых знаменитых опер Моцарта - “Волшебной флейты” и “Звуков музыки”.
А в темном углу из склепа (при нажатии кнопки) вываливается один из архиепископов в виде скелета и заливается жутким смехом. Учитывая то, что нажать кнопку считает необходимым каждый второй посетитель, кассирша на входе предпочитает держать глаза закрытыми и не шевелиться.
Музей исторический славится своими военными экспозициями. В частности, в одном из залов довольно оригинально подошли к демонстрации оружия семнадцатого века. Каждый экземпляр колющего, рубящего и режущего железа вложили в руки манекенам-скелетам и создали панораму битвы, которую можно самостоятельно обойти.
Первая мировая война представлена здесь сразу четырьмя залами, начиная от прозы жизни с колючей проволокой, противогазами и снарядами размером с человека, и заканчивая дневниками и нотами маршей тех времен. А под толстым стеклом обнаружилась даже пошаговая инструкция надевания противогаза на лошадь.
Единственный способ осмотреть Зальцбург с самой высокой точки - подняться на смотровую башню. Пускают на нее строго лимитированными группами - по 25 человек каждые пятнадцать минут - поэтому в выходные дни можно провести у подножья немало времени. При этом путь в башню лежит через обязательный аудиотур, прогоняющий группу через ранее недоступные помещения крепости. Например, в бывшей конюшне, которая чуть позже стала соляным складом, сейчас находится галерея всех князей-кастелянов. Каждый из них пытался что-нибудь да пристроить к замку, поэтому под их портретами находятся макеты с внесенными изменениями и примерной стоимостью.
Впрочем, финансовый вопрос редко волновал австрийских правителей того времени - почти тридцать процентов всего золота добывалось в Альпах, а окрестные владыки не забывали вовремя собирать налоги с добывающих.
Кроме вида на город, с верхушки смотровой башни можно заметить небольшой белый домик. Находится он посреди солидного размера поля, в абсолютном одиночестве. Раньше его занимал городской палач, и селиться рядом с ним считалось вредно для бессмертной души - ведь проклятья так же заразны, как холера и чума. Сейчас в нем снимает офис консалтинговая фирма.
… Одна из легенд Зальцбурга гласит: однажды город осадила неприятельская армия, и защитники решили отсидеться за стенами. Крепость выдержала бы любую атаку, поэтому враги нашли другое решение. Из камней и прочего подручного материала соорудили плотное кольцо - чтобы никто не смог ни войти, ни выйти - и стали ждать.
И вот, несколько месяцев спустя жители Зальцбурга обнаружили, что еще чуть-чуть, и они начнут умирать от голода - из еды у них на всех остался ровно один бык. Он был большой, откормленный, с коричневой шкурой, но всего один. Подумав, командующий крепости принял нестандартное решение: показать врагам, что ситуация не так плоха.
Рано утром быка вывели на крепостную стену - мол, смотрите, у нас еще есть еда. Ночью этого же быка перекрасили в белый цвет, и опять предъявили неприятелю - и этого съесть можем, так что продержимся. Потом бык стал черным, как смоль.
В итоге неприятель отступил, жители торжественно отправились купать быка в реке, пока он снова не стал коричневым, а в городе появился новый обычай - “Stierwasсher” или “мытье быка”.
Эту историю мы прочитали за завтраком. В нашем отеле
Weisse Taube очень симпатичная привычка - каждое утро класть в специальную вазочку брошюрку с информацией о погоде, сегодняшних событиях плюс о чем-нибудь познавательном и завлекающем.
Естественно, прочитав про быка, мы решили отправиться в зоопарк Зальцбурга.
По частоте упоминаний в туристических справочниках, рекламных брошюрах и всевозможных списках обязательных для посещения мест он успешно соперничает даже с городским собором. Поэтому первое, что нас удивило - его незаметность. Автобус остановился в поле, водитель предупредил о необходимости купить новые, уже региональные билеты, и мы остались на остановке.
Так как по правую руку поле простиралось до самого горизонта, было решено двинуться в другую сторону - к скалам. Тут-то и обнаружился зоопарк.
При строительстве городскими властями было принято элегантное решение, которое, к тому же, помогло сэкономить несколько сотен тысяч евро - одну из стен заменила отвесная скала протяженностью в несколько километров. Она же и определила форму - зоопарк представляет собой длинную, но узкую полосу.
Слева живут евразийские животные, справа - африканские, а между ними расположились обитатели Южной Америки. Пятая секция на схеме была отмечена просто - в ней есть лев.
Кроме того, скала не только ограничивает волкам и медведям путь в остальную Австрию, но и служит игровой площадкой для горных козлов, серн и флегматичных бобров.
У каждого “материка” помимо просторных вольеров, есть небольшие крытые павильоны - единственные места, куда не пускают с собаками. А внутри носятся всевозможные мелкие или скользкие животные, причем без всяких ограничений. Например, по африканской секции скачут крошечные обезьянки размером с ладонь, а под потолком спит колоссальных размеров хамелеон.
Парочка вымирающих в дикой природе белых носорогов делит дом с мангустами. Лам можно покормить специально купленными веточками, а в детском зоопарке толстый ребенок увлеченно пытался запихнуть их в пятачок маленькой черной свинье. Волчья стая так искусно спряталась в своей обители, что за десять минут ни одного хищника заметить не удалось. О том, что они все-таки есть, нам рассказал бельгийский фотограф, который ждал их уже полтора часа. Лев тоже спрятался не хуже - из за поваленного бревна была видна лишь грива.
В зоопарке Зальцбурга почти каждое животное имеет список спонсоров и поддерживающих организаций, перечисленных на стене вольера. Длина списка, судя по всему, зависит от редкости, красоты или размера животного. Например, носороги или леопарды могут похвастаться дополнительными пластиковыми щитами - с эмблемами ведущих немецких автоконцернов и швейцарских банков. А вот большую песчаную крысу по имени “сэр Патрик” поддерживает только небольшой ресторан. Черепаха же с экзотических островов и вовсе осталась без спонсора. Видимо, давно пережив его.
Алексей Табаков