Для королей, императоров, политических лидеров и прочих вождей издавна было принято устраивать грандиозные представления. Большинство из них хоть и дорого обходились бюджету, но на следующее же утро забывались. Зато другие стали национальными праздниками на целые десятилетия. Вот, например, Rhine in Flames, который впервые устроили во время визита в долину Рейна королевы Виктории. Ее величество прибыло в Германию с тем, что сейчас именуют дружеским визитом, и немцы решили произвести впечатление на особу, правящую половиной мира. Традиционная речная прогулка завершилась грандиозным фейерверком, королева Великобритании и одновременно императрица Индии была в восторге, а в головах местных купцов и предпринимателей начал созревать некий план. Однако лишь пятьдесят лет назад красочный праздник решили возобновить. Причем не исключительно для особо важных персон - наоборот, абсолютно для всех желающих. Единственное условие - номер нужно бронировать сильно заранее, чуть ли не за год вперед, так как потом свободных комнат нет ни только в Ruedesheim, но и в ближайших окрестных городках и деревнях. Поэтому единственным вариантом остается или airbnb (минимум 7 ночей) или ночевка в более крупном и отдаленном месте.
…Уникальность юбилейного события начала проявляться еще с утра - впервые за одиннадцать лет во время праздника пошел дождь. Причем не стремительный летний, а один из тех, которые могут идти пару суток, не снижая интенсивности. Низкие серые тучи окрасили Рейн в свинцовый оттенок, которому не добавляли яркости даже бесконечные стаи лебедей и гусей.
Впрочем, человек не зря так высоко поднялся по эволюционной лестнице, чтобы позволять погоде портить себе настроение. Уже к трем часам дня Ruedesheim заполнился радостно оживленными туристами, по большей части немцами и активно перемещающимися по всему свету азиатами. Причем среди первых было немало людей на инвалидных колясках, с костылями и даже совсем слепых.
Последние же прибывали на автобусах, которые в какой-то момент перестали вмещаться в городскую черту и выстроились в длинную колонну, придавая окрестным виноградникам сюрреалистически неспокойный вид. Кстати, буквально за последние месяцы интерес китайцев к этому маленькому городку на Рейне переняли лаосцы и малазийцы, которых оказалось очень просто отличить - они с удовольствием и безо всяких опасений дегустировали местные деликатесы, а не заливали кипятком бумажные стаканы с родной лапшой.
Европейцы же же в большинстве своем предпочли железную дорогу, уже в поезде постепенно затягивая народные (как вариант - патриотические) песни. Ну а те из них, кто подсуетился заранее, разглядывали переполненные улицы из окон номеров.
За последнее время в Ruedesheim не появилось ни одного нового отеля, зато уже существующие успели провести весьма качественный евроремонт. По крайней мере, в
Zum grünen Kranz. При этом несколько “новых” номеров выходят окнами прямо на виноградники, что добавляет еще больше романтики в атмосферу.
А вот кулинарный набор на немногочисленных улицах городка постепенно обрастает новыми - типично германскими (да и в целом общеевропейскими) подробностями. К китайскому ресторану добавился тайский салат-бар, соседями двух традиционных забегаловок с кебабами стала шиша - с кальянами и расслабленными курдами на террасе. Кроме того, в недавно еще чисто немецком средневековом городке появились группы дам в длинных черных одеждах, хиджабах и паранджах, а в главном сувенирном магазине на набережной упаковки с рислингом теперь продает араб. Ну и для разнообразия в витрине выставлены ножи по 30 евро (“ настоящий Зингер”), наручники, электрошокеры и прочие предметы самозащиты. Судя по всему, мультикультурализм пришел сюда пришел всерьез и надолго.
…Рассмотрев все эти приметы стремительно меняющегося времени, мы продегустировали очередную местную достопримечательность - клубничное шампанское, и влились в плотную толпу, которая двигалась к реке, кораблям и к началу представления.
Когда популярность забавы пускать фейерверки у самой воды вернулась на Рейн, то в первом ночном заплыве приняло участие около двадцати кораблей и чуть больше двух тысяч гостей, но полученная прибыль превзошла все ожидания.
Родоначальником же современного Rhine in Flames стал город Кобленц. Впрочем, его задумку быстро подхватили во всем регионе среднего Рейна, поэтому праздник отмечается пять раз в году. Но именно тот, что организуют совместно Bingen и Ruedesheim в первую субботу июля, считается самым красивым. Хотя бы потому, что местность между этими городками романтична и безо всяких шоу, а более вкусного вина нет больше нигде.
Подобный праздник, естественно, обходится недешево. Причем муниципальные власти собирают деньги не с туристов (точнее, не напрямую с них), а с кораблей, участвующих в
заплыве-параде. При этом для компаний, владеющих судами (как правило, принадлежащими одной семье) все обстоит непросто. Помимо огромного списка требований к техническому оснащению, с каждого потенциального пассажира необходимо заплатить около девяти евро пошлины, а так же еще одну - разовую пошлину.
С одной стороны, суммы не слишком серьезные, если учитывать, что билеты стоят от семидесяти евро на человека - это без еды и питья. С другой - многие фирмы предпочитают заниматься более проверенным бизнесом и не снимать корабли с регулярных или круизных рейсов даже ради яркого впечатления. К тому же, часть судов, предназначенных для подобных мероприятий, стала слишком старой или дорогой в обслуживании. Тем не менее, полсотни кораблей приняли участие в праздничном караване.
Каждая компания предлагает сразу несколько точек для посадки, которые находятся на расстоянии нескольких железнодорожных перегонов или даже на разных берегах Рейна. Сделано это исключительно в логистических целях - загрузить такое количество кораблей в одном небольшом порту практически невозможно даже за несколько часов. Особенно учитывая тот факт, что на некоторые из судов заходило до пятисот пассажиров.
Однако погрузить всех на борт - это только первая проблема. Вторая - выстроить весь этот флот в длинную колонну, которой смогут любоваться оставшиеся на берегу. Поэтому первый час основным развлечением становится наблюдение за безумно сложными маневрами капитанов, пытающихся при сильнейшем течении организовать идеальный порядок.
Как уже говорилось, к кораблям предъявляется огромное количество требований. И самое главное - мощность двигателя. Ведь если часть парада унесет течением, то сохранить строй будет невозможно. Это, кстати, одна из причин, почему нельзя арендовать небольшую лодку и провести свой личный “Рейн в огнях”.
Кроме того, все суда должны быть примерно одинаковыми - хотя бы по размеру и хотя бы в темноте.Так что большим, пусть и красивым яхтам, путь в этот день тоже заказан.
Несмотря на многочисленные предупреждения об опасности, периодически находятся смельчаки, которые пытаются спрыгнуть с палубы корабля прямо в воду. В случае “удачи” их выловят где-нибудь возле Бонна. Естественно, в неживом уже виде. В этом месте Рейна так много водоворотов, что (по выражению одного из местных жителей) упавшего в реку “будет крутить, как штрудель”.
Именно поэтому во время праздника за поддержанием безопасной атмосферы следят около четырехсот спасателей, приплывших на десятках катеров, и полицейские - уже на своем водном транспорте. И как минимум в одном случае, который мы наблюдали с верхней палубы, стражам правопорядка пришлось заблокировать попытки красиво разукрашенной лодки отойти от причала и присоединиться к собирающемуся конвою.
… И вот, наконец, посадка заканчивается. При входе каждому гостю называют его место за столиком, выдают три жетона - на спиртные напитки - и на каждом корабле начинается своя программа, позволяющая скрасить ожидание наступления темноты и первого залпа.
Который, как выяснилось, должен был состояться только через три часа.
На нашем судне (и более того, прямо за нашим столом) оказались представители фирмы, производящей самое известное немецкое бренди - Asbach. Ему - бренди - как раз исполнилось 125 лет, в связи с чем на борту предлагались исключительно “тематические” коктейли. Первый - бренди, игристое вино и клубника - подавался в стеклянном бокале. Второй - опять же, с Asbach и имбирным элем - в железной фирменной кружке.
Впрочем, как признался один из сотрудников фирмы, лично он предпочитает чистое бренди. И лучше всего - урожая 1978 года.
Кроме того, на открытой корме в полудюжине грилей жарилась семга, еще несколько видов рыбы, сосиски, говядина, свинина, индейка, овощи, а внутренний “шведский стол” был заставлен салатами и десертами. Весьма изысканными - если учитывать, что делалось все это на плывущем по стремительному течению корабле.
Впрочем, слово “плывущий” в данном случае совсем не то. Периодически выходя на верхнюю палубу мы обнаруживали, что на самом деле крутимся почти на месте. Вот этот подсвеченный красным замок и “мышиную башню” мы видели и час назад, и полчаса, и, кажется, только что они были тоже. Так оно в итоге и оказалось - наш капитан просто маневрировал, стараясь держаться вблизи от места первого фейерверка.
Абсолютно то же самое делали и другие корабли. В том числе, с весьма романтичными названиями - голландский “Жюль Верн”, немецкий “Гете” и, естественно, Asbach.
Отвечает за фейерверк команда из сотни человек, руководитель которой находится на флагманском корабле и принимает отчеты о готовности. Дело в том, что топология Рейна не позволяет запустить ракеты из любого удобного места. Поэтому в трех случаях из семи специальные команды отправляются почти на вершину местных холмов в ожидании команды “пуск”. А из-за изгибов реки, вкупе с исключительной протяженностью каравана из полусотни кораблей, приходится повторять некоторые залпы по два раза, так как в противном случае арьергард их попросту не увидит.
Замки и руины, которых так много на Рейне, в эту ночь тоже не остаются в темноте. Одни из них подсвечивают прожекторами, на других устраивают лазерное шоу…
Но самыми впечатляющими оказались те, которые окружили себя стеной осветительных снарядов.
В полночь конвой завершает круг и корабли собираются в самом широком месте - между Ruedesheim и Bingen. Здесь к ним присоединяются спасательные катера и паромы -платформы, на которых царит веселье с музыкой, световыми шоу и уже бесплатными в это время коктейлями - ведь официантам тоже хочется посмотреть фейерверк.
Все это многообразие начинает гудеть, кричать, хаотично (на взгляд ничего не понимающего в навигации, разумеется) крутиться на месте, пока главный артиллерист принимает доклады от всех команд. После чего следует несколько минут полнейшей тишины… и начинается главный салют. С берегов, с гор, с корабля, находящегося посередине строя, с островов… и Рейн на несколько минут действительно погружается в пламя.
Алексей Табаков