Юго-запад Финляндии. Милейшее местечко недалеко от Пори, Репосаари. Летом тут небольшой кемпинг, но в середине сентября только волны и ветер. Именно то, что требуется людям, отравленным смогом больших городов.
Никак нельзя сказать, что прибой Ботнического залива теплый, нежный и какой бы то ни было еще, похожий на его собратьев из теплых краев. Особенно в сентябре, когда листва на деревьях уже красно-золотая, на небе правят бал тучи, а ветер тренируется валить с ног. Но какая в нем сила! Пусть это залив, но волны именно той высоты, когда чувствуешь энергию моря и заряжаешься ею, ветер не мешает, а наоборот, держит на месте и не позволяет уйти, вызывая чувство, что случится, вот-вот, что-то очень важное, и это никак нельзя пропустить.
Ночевали мы в двух сотнях метров от берега. Поставили машину, расположились прямо в ней, относительно плотно поужинав. И тут разгорелся спор, но не о маршруте, как это бывало обычно, а о кулинарии в Финляндии. Ни для кого не секрет, что финские продукты, кисели, йогурты и хлеб пользуются большим уважением не только в Финляндии, но и в странах с ней граничащих. Но мы завели речь и спор не об этом. Нам стало интересно, как коллекционерам рецептов, что есть национальная финская кухня, и почему столько людей, как в России так и в той же Швеции считают, что понятие "финская кухня" тоже самое, что и прилагательное "беременный".
Финляндия - северная страна, соответственно травы, которые в сухом виде попадают к нам на стол в виде пряностей, тут редки, если даже лук и тот называется украинским словом "sipuli", то что же говорить о таких вещах, как зира, тмин, карри и прочее. Но и в той же Швеции зира не растет, карри привозят из теплых стран, а перец свой есть и в Суоми.
И решили мы вот что. Отправились в Пори на рынок, безуспешно, зато рынок был в Турку, 270 км туда и обратно, что для нас это, когда на кону стоят кулинарные эксперименты! В Турку на рынке купили свежие травы - укроп, зелень лука; ягоды - чернику, клюкву и облепиху, которую съели немедленно. Чудом повезло - купили редис,
тепличный вариант. В магазине при площади купили оленину, орехи - кедровые и лесные, оливковое масло, соль. Опомнились, когда посмотрели на часы и осознали - время двадцать минут седьмого, вечер и Алко закрыты. Пришлось ехать до ближайшего R-Kioski и купить полтора ведра Lapin Kulta и Karhu в банках. Зато купили кулинарной бумаги. Даже не представляю, как я попросил ее по-фински, но получил!
Поехали обратно, но до Репосаари не доехали, зато остановились в другом, не менее красивом месте в окружении высокий сосен - не доезжая Сантио. Пюхэранта, так назывался населенный пункт, непосредственно рядом с кемпингом. Оказалось, что разводить костер не то чтобы нельзя, не чем и не на чем! Вот так путешественники! Опять же - оленина. Пока не торопясь ехали, она оттаяла и просилась на блюдо в качестве закуски к пиву. И вот что мы сделали. Включили фары машины, направили их на некий валун, оставшийся здесь, скорее всего, после Ледникового периода. Нашли сук, упавший с одной из высоких сосен, которых здесь были сотни, очистили сук от коры, завернули в кулинарную бумагу и достали мясо!
Мясо слегка смазали оливковым маслом, посолили. Отложили в сторону и достали ягоду. Смешали, растерли, в кружке чернику и клюкву. Редиску, что была в том же пакете, что и ягода, мелко, кругляшками порезали и положили в чашку с холодной водой. Потом положили мясо на камень и, зажав между двух листов кулинарной бумаги, вспомнили, что забыли смазать оленину ягодой, снова завернули в бумагу и как следует отбили на камне. Отбили до прозрачности, до слоя толщиной в один атом!
Ну, каменный век! Зато как здорово! Представьте - ветреный, темный, хоть глаз коли, вечер, свет фар, пиво, Сибелиус из динамиков машины, негромко, а где-то за стеной сосен, как старший брат, не вмешивающийся обычно в дела младших, но постоянно на чеку Ботнический залив, гудящий своим прибоем! Обдувающий своим ветром, несущим запах моря, смешанный с запахом хвои, свежего мяса, ягоды и только что порезанных овощей.
Но вернемся к мясу. Отбитое между бумагой, в ягоде, оно представляло собой в свете фар странное зрелище. Надо было что-то делать. Достали редис, положили на плоскую тарелку оленину, сверху на мясо кедровые орехи, редис, камнем разбили в пыль лесной орех и посыпали им, еще раз прикрыли бумагой и оставили "под гнетом" на полтора часа. Пиво, между тем, кончалось. А заправочной станции поблизости не было, только бочка-автомат.
В такие минуты, чтобы отвлечься, лучше всего начинать спор на отвлеченные вечные темы. Например, на то, как складывается жизнь некоего народа, если к его столу подают нечто скудное? Или наоборот - есть выбор, как готовых блюд, так и сырья для творения. Потом оставили в покое Мир, но сконцентрировались на Финляндии, в результате чего разбудили нашего друга, йога из Хельсинки, и он обещал нам приехать часа через два - три, и привезти пива. Вот такой вот человек - более чем легкий на подъем, несмотря на то, что уже женат и у него двое детей. Кстати он приехал под утро, а его близкие утром, около 9 часов. Так что легкость это у них генетическое. Но наши с ним беседы - это уже отдельная история.
Мы дождались друга, не тронули мясо, истребили пиво. Учитывая, что мясо простояло под гнетом и в приправах около 3 часов, мы проголодались, да и радость встречи с приятелем, особенно в таких обстоятельствах и в таком месте, великое событие, то подача его на стол походила на некий языческий (от слова язык, как орган) ритуал.
Оно было принесено из тьмы, под свет только габаритов, положено на теплый капот фольксвагена и открыто. Мы завернулись в пледы, перепоясавшись какой-то веревкой, и стали похожими на монахов кулинарного ордена. Открыли пиво, отставили, приятель открыл шампанское. Мы отрезали "верхушки" порожних банок от Лапин Култа, сделав их бокалами, произнесли наши волшебные слова - Terveydeksen Malja! - принялись за мясо.
На этом месте я оставлю повествование о том, как именно мы провели вечер. Хорошо провели, скажу только. Попробуйте сделать тоже сами. У нас сомнения вызвала ягода. Наверно лучше ее исключить из рецепта. Вместо оленины можно использовать говядину, но порезать ее нужно тонко, и как следует отбить.. Я сейчас именно этим и займусь, хотя время уже час ночи. Хочу сделать сюрприз семье
Автор Сергей Казаков живет в Москве, занимается переводами, туризмом, а теперь вот с подачи новых друзей начал пробовать что-то писать, благо есть о чем. О своих поездках в Финляндию, например.
Из увлечений- занимается только тем, что действительно нравится. И что умеет делать либо хорошо, либо лучше других. Фанат велотуризма, автотуризма, коллекционирует ощущения и одиночество.