Главное полицейское управление Финляндии начало работу в январе 2010 года. Его основными задачами являются: планирование, разработка, контроль и руководство деятельностью полиции, ответственность за то, чтобы для жителей Финляндии качество обслуживания было одинаково высоким- вне зависимости от региона, принятие решений о сотрудничестве между различными отделами, распределение ресурсов и многое другое.
На вопросы « Новости Хельсинки» ответил глава Международного отдела Кари Рантама.
Где ваши сотрудники работают большую часть времени: в Финляндии или за рубежом? Это зависит от ситуации. Как правило, в месяц бывает несколько заграничных командировок, в основном, в головной офис Европола, то есть, в Нидерланды, а так же в другие страны Скандинавии, Балтики и Россию.
Сколько человек в вашем отделе? Включая меня, семь. В Финляндии, кстати, на каждого жителя приходится меньше всего полицейских: всего 1,5 на 1000 человек.
А каковы требования к вашим сотрудникам? Они чем-то отличаются от требований к обычным полицейским? И выше ли у них зарплата? Прежде всего, они должны иметь опыт полицейской работы. Например, Терхо Рауала, отвечающий у нас за сотрудничество, в том числе, с Россией, работал главой отдела расследований, потом в Интерполе. Наши специалисты должны быть экспертами во многих областях, в частности, иметь юридическое образование. Ну и, конечно, высокие требования к знанию языков. В первую очередь, английского: как языка международного
общения, скандинавских языков…чем больше, те лучше. Что касается зарплаты, то это зависит от должности и от ответственности. Глава отдела расследований «внутренних» полицейских отделов, имеющий в своем подчинении десятки человек, получает высокую зарплату. А, например, секретари, выполняющие одинаковую работу и в обычном полицейском участке, и в управлении- практически одинаковую.
Вы можете описать свой обычный рабочий день? Когда начинается, сколько длится? И что вы, в основном, делаете? Опять же зависит от ситуации. Если я нахожусь в Хельсинки, то, как правило, прихожу на работу в восемь утра. Начинается подготовка к всевозможным встречам- с представителями из бюро расследований, секретной полиции и так далее. И длится он девять- десять часов. Во время командировок, конечно, больше. Например, может начаться в шесть утра и закончиться в полночь. На уровне управления мы работаем, в основном, с документами. То есть мы не устраиваем погони, засады, никого не арестовываем. Хотя, если видим преступление, то, как полицейские обязаны его предотвратить. Но если вдруг узнаем о готовящемся, сообщаем в обычную полицию. В этом, кстати, одно из отличий с Россией. Там, когда приходит запрос о том, что разыскиваемый преступник находится у них на территории, сотрудники Интерпола могут сесть в машину и приехать его арестовывать. В Финляндии эта информация опять же передается обычной полиции, и уже та выполняет запрос.
Наверное, одной из задач любого международного отдела является обмен опытом. Вы уже используете в работе финской полиции какие либо достижения других стран Евросоюза? Или России? Конечно, одному всегда труднее решить какую-либо задачу. Ты сидишь в Финляндии и думаешь: « Ну как бы это сделать?» А, например, в Испании ( Италии, Франции и так далее) полицейские уже придумали. И даже проверили на практике. Поэтому, чем больше мы сотрудничаем, тем больше узнаем. Что касается России, то, безусловно, в том, что касается борьбы с организованной преступностью в сфере торговли наркотиками, то у нее очень большой опыт. И в борьбе с терроризмом тоже.
Какова специфика международных преступлений между Россией и Финляндией? Что превалирует? В первую очередь, конечно, торговля наркотиками. Причем в Финляндию ( и через Финляндию) везут все больше синтетические наркотики, а из Финляндии в Россию и дальше героин и ему подобные вещества. Или, например, деньги, «заработанные» в России, отмывают в Финляндии и наоборот ( в частности, инвестируя их в недвижимость). Ну а, в общем, могут быть любые преступления: и двойная бухгалтерия, и контрабанда, и убийства, и мошенничества…
Как часто сотрудники вашего отдела бывают в России? И в каких городах? Что, вас, как полицейских там больше всего поражает? И чтобы вы могли посоветовать изменить? Несколько раз в год. В основном, в Карелии, Санкт-Петербурге и Москве. Конечно, шокирует движение на улицах. В крупных городах машины едут, между ними люди лавируют, переходя дорогу, никто никого не пропускает…Ну, и конечно, многолюдность и пробки. Ехать приходиться по нескольку часов. А насчет советов…Трудный вопрос… Российские полицейские имеют причины работать так, как они это делают.
В ежегодном полицейском отчете за прошлый год говорится об угрозе со стороны «русскоязычного криминалитета», и о том, что «эту проблему необходимо решить». Уже удалось это сделать?
Пока нет. Но речь идет вовсе не о жителях России с уголовными наклонностями, а обо всех русскоговорящих. Они могут быть как из всего бывшего СССР, так и из многих других стран мира.
А как вы относитесь к безвизовому режиму между Финляндией и Россией? Мы должны быть готовы к этому. Дело не только в том, что туда и обратно могут начать ездить преступники с обеих сторон. Просто значительно увеличится поток людей. Если только по визам в Финляндию в этом году приехало около миллиона людей из России, то, если она будет не нужна, это число станет еще больше. И из Финляндии больше людей поедет путешествовать. А это значит, что может быть больше число, например, несчастных случаев. И, если человек попадет в больницу (финн в России или русский в Финляндии) там должен быть предусмотрен персонал, говорящий на соответствующих языках. Это только один пример. Поэтому все представители властей разрабатывают соответствующие меры.