ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
Словесные интервенции 8-02-2015, 09:49 Мнение
Словесные интервенцииПолитика прочно обосновалась во всех сферах жизни человека. От нее зависит, как налогоплательщика будут лечить, насколько свободно он будет передвигаться по миру и о чем узнает из вечернего выпуска новостей. Однако есть еще одна сила — экономика. Огромная, неповоротливая, беспристрастная и подчиняющаяся определенным законам. О том, как работает государство в условиях столкновения этих двух сил «Новости Хельсинки» решили поговорить с директором Института стратегического анализа компании ФБК, доктором экономических наук Игорем Николаевым.

- Итак, что первично: политика или экономика? Какую роль оказывают решения высокопоставленных чиновников, их высказывания и даже записи в социальных сетях на то, что происходит со всеми нами?


- Если с экономикой все хорошо, то политика неспособна оказать сильное негативное влияние. Я говорю о внешней политике.
Что касается политики внутренней, то, если она неправильная, и к тому же проводится достаточно долгое время, это в итоге скажется и на экономике.
Впрочем, если последняя сильна, и, например, не зависима только от цен на нефть, в стране хорошо развиты такие институты, как защита прав собственности, конкуренция, то даже не особо верные политические решения не столь сильно на нее повлияют. Другой вопрос, если в экономике и так проблемы.
В частности, Россия вошла бы в кризис – а она фактически вошла - и безо всяких санкций и падения цен на нефть: экономический рост в первом полугодии 2014 года был уже всего-то 0,8% по ВВП в годовом выражении. Поэтому неверные геополитические решения в данном случае оказались гораздо более болезненные. Например, то, что происходит сейчас с рублем это, конечно, и влияние санкций. Нет доступа к заимствованию капиталов для российских заемщиков, бизнесу трудно кредитоваться и, следовательно, нормально функционировать, ну и так далее.

- По поводу «развитых институтов». Мы живем в Финляндии, где и с демократией все в порядке, и институты развиты, а экономическая ситуация, тем не менее, все равно плохая. В частности, много компаний закрывается, разоряется, растет безработица…

- Я не говорю, что экономика зависит только от политики. В данном случае нужно сравнивать: как страна росла в отдельные периоды, чего добилась. Вы говорите, что безработица в Финляндии более 10 %. А в Испании - 26 процентов. Ну и что? А если взять социальные гарантии, которые имеют те же безработные?
В России же, несмотря на принятый сейчас антикризисный план, власти до сих пор остаются заложниками неправильных политических решений.
Например, еще раньше было принято решение о выделении 20 триллионов рублей на оборону, плюс немереное количество средств на всевозможные мегапроекты. Это все были политические решения, и, в большей степени, популистские. При этом никто почему-то не подумал: а вдруг кризис не закончится? И ситуация еще ухудшится? И вот накатила новая волна кризиса. Но разве политики признаются: «извините, мы ошиблись»? И скажут: ну зачем, действительно, тратить столько денег на оборону, если такое сейчас творится в экономике? И все это в ущерб гораздо более важным проектам, в том числе, инвестиционным. Вот оно – прямое влияние политики на экономику.

- А если бы вам дали право принять в течение, допустим, месяца какие-то экономические решения, что бы вы сделали?

- В такой ситуации начинать нужно со знаковых решений. Прежде всего, я бы отменил антисанкции, то есть, эмбарго на импорт продовольствия из стран, которые ввели против России санкции в 2014 году. Уже многие, в том числе и Минэкономразвития, признали, что они негативно влияют на экономику в целом, и на рост инфляции в частности. Тем более, сейчас это продовольствие и так подорожало, поэтому мало кто позволит себе его покупать. Ну и главное - это был бы дружественный жест. Который - вполне вероятно – стал бы первым шагом и в снятии санкций.

Второе – надо не повышать налоги, как в России было сделано с 1 января 2015 года, а, наоборот, их снижать, что обычно и делается во время кризиса. А что сейчас делает государство? Увеличивает налоговую нагрузку: налог на недвижимость по кадастровой стоимости, налог на дивиденды, на определенные виды деятельности, например, торговлю, госпошлины и т.п. И это в условиях прежней риторики: «мы не будем повышать налоги».

Вопрос: а где в таком случае взять деньги? Прежде всего, пересмотреть приоритеты федерального бюджета. И, в первую очередь, сократить рост расходов на оборону. (Если, конечно, мы всерьез не собираемся воевать.) Или, например, зачем реконструировать Транссиб в условиях, когда грузоперевозки падают? А расходы на прочие глобальные проекты? Какой бизнес туда сейчас придет?
Может, наоборот, лучше создать ему условия на региональном уровне с хорошей инфраструктурой и сказать: приходите, все готово, работайте.

Кроме того, нужно немедленно «разморозить» пенсионные накопления за 2014-2015 годы. Во-первых, это вопрос доверия людей к государству. Сейчас они уже крайне обеспокоены, что эти деньги им «не вернутся», в смысле, что в итоге они получат достойную пенсию за счет этой самой накопительной компоненты.
Во-вторых, это вопрос «длинных» денег, которые можно было бы вложить в экономику, что для нее чрезвычайно необходимо.

- Как вы думаете, санкции отменят в ближайшем будущем?

- Если быть реалистом – то нет. Санкции – это надолго. И, чем быстрее власти это осознают, тем всем нам будет лучше. В кризис мы вошли бы и без санкций, но выйти из него с санкциями не сможем.

- Еще о влиянии политики на экономику Если помните, 16 декабря курс евро достиг 100 рублей. А уже 18 декабря - после выступления российского президента - сразу же снизился.

- Да, это так называемые словесные интервенции, которые, к сожалению, способны оказывать лишь кратковременный эффект. Когда сохраняются фундаментальные факторы – низкие цены на нефть, те же санкции - это может лишь качнуть валютные качели, но потом все возвращается на круги своя.

- О словесных интервенциях и прочих человеческих факторах. Вот умер король Саудовской Аравии и цены на нефть сразу пошли вверх. Какая тут взаимосвязь?

- Связь простая: появилась надежда, что политика Саудовской Аравии со сменой монарха может измениться, и саудиты будут ратовать за снижение квот на добычу нефти странами ОРЕС, что должно привести к возобновлению роста цен. Но надежда эта быстро исчезла, так как новый монарх уже подтвердил приверженность прежней политике, и цены на нефть тут же перестали расти.

- Кстати, об ОАЭ. Эти страны целиком зависят от нефти, демократическими их назвать сложно, но живут они богато и никакого кризиса там нет. Можете объяснить почему?

- Может быть, потому, что там благополучие монархов в значительной мере отождествляется с благополучием страны? Ведь они смогли за счет нефти накопить огромные деньги и диверсифицировать экономику. Тот же Дубай сегодня – это уже и один из мировых финансовых центров.

- Возвращаясь к России: стоит ли в нынешней ситуации доверять рублю? И что с ним вообще произойдет в ближайшее время?

- Скачкообразных падений, наверное, не будет, но тенденция к ослаблению, как я уже сказал, сохранится. Хотя есть какой-то запас прочности, принимаются меры типа повышения ключевой ставки и тому подобное. В общем, я бы исходил примерно из 70-80 рублей за доллар.

- То есть, ничего хорошего в ближайшее время не будет?

- Лучше не надеяться. В отличие от 2008-2009 годов, когда не успели испугаться, и все закончилось. И санкций тогда не было. А сейчас…
Нефть не отскочит, а в смысле ухода от зависимости от цен на нее никаких подвижек не было сделано: Россия так и остается сырьевой страной. Более того, в 2014 году доля доходов бюджета от нефти и газа составила 52 процента. Поэтому, конечно, 2015 годом все не закончится.

- Что в такой ситуации делать бизнесменам? Забрать все, что осталось, и положить в какой-нибудь западный банк? Или попытаться инвестировать эти остатки все-таки в России?

- В любом состоянии экономики можно зарабатывать, так как она свое существование не прекратит и будет продолжать функционировать. Некоторые отрасли упадут сильно, другие – нет. Например, относительно хорошо будут себя чувствовать пищевая и фармацевтическая отрасли промышленности. (Ведь кушать хочется всем и всегда. Ну и лечиться тоже многим приходится.)
Например, производство сыра росло на двадцать процентов (в годовом выражении) – и это непосредственное влияние политики, а именно, антисанкций. Ведь уже осенью спрос сильно превысил предложение.
Многое, конечно, зависит и от запаса прочности конкретного бизнесмена, который здесь работает. Ну да, прибыльность будет не та. Тем не менее, и в таких условиях можно сохранить свое предприятие функционирующим до лучших времен.
Хотя при этом нужно осознать - это надолго. По нашей оценке, подобное сомнительное удовольствие продлится примерно лет пять. Ведь сырьевой цикл сменился, санкции быстро не отменят, необходимые решения, которые нужно срочно принимать в экономике, приняты не будут. По политическим, кстати, мотивам. Никто не признает ошибки, тем более, предстоят выборы в 2016 году, потом в 2018…

- Как вы думаете, что должно случиться, чтобы власти все-таки «включили мозги» и сделали что-нибудь реальное?

- Ну, надеюсь, что до совсем уж крайней ситуации не дойдет. Но меня достаточно сильно тревожит, что вероятность принятия непродуманных и в какой-то степени даже истерических решений будет возрастать. Это уже сейчас сплошь и рядом. Например, внушение, что кто-то другой виноват: санкции, все против нас, хотят Россию на колени поставить, Госдеп все устроил, ну и так далее. Я надеюсь – но это опять же с позиций здравого смысла – когда вам жизнь показывает, что все то, что вы делаете, приводит к ухудшению, то нужно одуматься и срочно принимать другие решения. Нормальный человек, когда у него что-то не срабатывает, понимает, что делает не то, и начинает искать выход. Это адекватная реакция.

- Кстати, а что делать нормальному обычному человеку? Срочно покупать валюту или … Холодильники, телевизоры и бриллианты все уже расхватали. Рассказывают, что теперь уже понесли назад сдавать. А магазины не берут.

- Наверное, сейчас уже «поздно пить боржоми». Как я уже сказал, рубль будет слабеть, поэтому выводы пусть каждый делает самостоятельно. Вопрос в том, о каких суммах идет речь. Если это сто- двести- триста тысяч, и вы знаете, что предстоят постоянные траты, то, по-моему мнению, ничего не нужно предпринимать: в итоге на курсах валют вы потеряете гораздо больше. Да и рубль как национальную валюту никто не отменял. Ну а кроме того, вы уверены, что кроме этих денег у вас есть еще постоянный доход? Например, если вы работаете, то вас не сократят? Пока еще массовые увольнения начались только в отдельных отраслях, в туризме, в частности. Но зарплаты уже почти везде заморожены, новых сотрудников не нанимают. Поэтому рубли для подстраховки в любом случае могут понадобиться. Хотя валюту можно и прикупить. И доллар в данном случае будет предпочтительнее, так как евро будет слабеть.

- Потому что экономика в Европе падает?

- Скорее, это фундаментальные причины. Если сравнивать экономику США и Европы, то первая сейчас на подъеме по сравнению с европейской. Кроме того, Федеральная резервная система уже объявила о том, что будет повышать ставки. Плюс Америка сократила многие не особо нужные программы, перестала накачивать экономику деньгами, предложение доллара сократилось… Все это автоматически его укрепляет. На ослабление же евро будут влиять решение ЕЦБ о программе выкупа «плохих» активов и риски, связанные с Грецией.

- Кстати, как вы думаете, почему в ЕС все не так хорошо, как, казалось бы, должно быть?

- К сожалению, не все зависит только от свободы и демократии. Причин много. Одна из них – как раз влияние политики на экономику – создание еврозоны. Это было все-таки больше политическое решение: создать мощный центр, который будет конкурировать с Соединенными Штатами. Мы, кстати, анализировали темпы развития европейских стран до создания еврозоны и после. Так вот, после все замедлилось. Политика же заключалась в том, чтобы принять все больше новых стран, в том числе, и проблемных. А потом оказалось, что расхлебывать приходится всем вместе. Поэтому, если бы политики действовали про принципу « лучше меньше да лучше», то очень многих трудностей сейчас не возникло бы. И евро бы не испытывал таких проблем.
Кроме того, ЕС порой трудно добиться принятия необходимых для улучшения экономики решений. Например, о введении налога на финансовые транзакции. Меркель его проталкивала, Кэмерон был против, да и всего-то 11 стран в целом поддержали. Поэтому восстановление европейской экономики идет довольно медленно, а в некоторых странах не идет вообще. США в этом отношении гораздо легче: решения принимает всего одна страна.

- Как вы думаете, есть ли у Евросоюза будущее? Или он в итоге все-таки развалится?

- У Евросоюза или у еврозоны? Евросоюз уже показал свою жизнеспособность, а вот еврозона… Не все страны, на мой взгляд, достойны быть ее членами. Посмотрим, что сейчас будет, например, с Грецией, проблема с которой наверняка обострится. Но зато будет создан прецедент, если все-таки Греции придется покинуть еврозону. В любом случае, последней придется реструктуироваться.
Что до Евросоюза, то он, безусловно, останется.

Вопросы задавала Ирина Табакова
 
Другие новости по теме:

  • Политические игры
  • «Стабильность – результат демократии и свободы»
  • Инфляция в Финляндии превышает средний уровень Евросоюза


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи

    Архив новостей
    Май 2024 (2)
    Апрель 2024 (2)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577