Саули Вянямё Ниинистё родился 24 августа 1948г. в г. Сало, имеет высшее юридическое образование. В 1977г. он был избран в городской совет и в городскую администрацию Сало. В 1987г. стал депутатом парламента от Национальной коалиционной партии. Был министром финансов, работал в Евробанке. Опытный адвокат и финансист. С 2007 по 2011г. находился на посту спикера парламента страны.Итак, свершилось! Финляндия обрела нового президента. Впервые за 56 лет страну возглавил президент-консерватор Саули Ниинистё. Его победа была не сокрушительной, но весьма впечатляющей. Ему отдали предпочтение 62,6% избирателей или около двух миллионов человек (не электората!). Соперник, Пекка Хаависто, получил соответственно 37,4% или несколько более миллиона человек. Выборы прошли без рывков и сенсаций, явка в первом туре была 72,8%, во втором – 68,8%. Кандидаты не схватывались врукопашную, не лаяли друг друга. А проигравшие не стали выводить своих сторонников на улицы и требовать новых «честных» выборов. Пуританская честность, как и законопослушность, финнов общеизвестна.
В этом отношении президент Ниинистё является типичным носителем протестантской морали: он трудолюбив, честен и неподкупен. Это признают даже его недоброжелатели. И все ждут перемен. Они будут. Но какие, и когда? Человек—существо по натуре своей революционное. Ему подай все и сразу! И не иначе! Такое революционное нетерпение мы наблюдаем в арабском мире—возмущение тем, что назавтра после революции ничего не поменялось.
Саули Ниинистё – политик трезвый, расчетливый и даже скуповатый. Что и неплохо для финансиста. Его кредо: кто не работает, тот не ест. Значит, следует ожидать сокращения государственных расходов, особенно в социальной сфере? Весьма вероятно. Но это не значит, что беднейшие слои населения будут брошены государством на произвол судьбы. Это как раз противоречит всей этике и морали финского государства. Скорее всего, что будут приняты более жесткие меры к тем, кто годами не работает и не собирается работать. А зачем? Государство башляет! А таких, согласитесь, у нас немало. Следовательно, будут приняты стимулирующие меры. Возможно, это будет урезание пособий лодырям с большим стажем, расширена сеть курсов переквалификации, возможно, что-нибудь еще в этом же духе. Но с бездельным райком для себя, любимого, придется расстаться.
Одним из страхов, одолевающим иммигрантов является страх того, что «Ниинистё выгонит всех».
Успокойтесь, это невозможно. Невозможно, прежде всего, законодательно. А президент Финляндии, в отличие от президентов России, Зимбабве, Беларуси или Вененсуэлы, не всевластен. Многое придется изменить в законах государства. Несомненно, президент будет добиваться таких изменений. Но, будучи политиком трезвым и реальным, президент понимает, что Финляндия нуждается в рабочей силе. И что одолеть эту нужду в настоящее время можно только с помощью иммигрантов. Скорее всего, в этом направлении и будут приниматься более суровые иммиграционные законы. То есть, преимущество будет отдаваться квалифицированным работникам, сокращено время бессмысленного содержания т.н. беженцев в центрах приема, а также, повторюсь, многолетняя выплата содержания тем, кто, скажем, за три года не сумел выучить язык и не пошел работать. Вероятно, государство перестанет быть нянькой при молодых здоровых бездельниках из-за бугра, а заставит их «топать своими ножками»: хочешь: топай на работу, не хочешь – топай куда угодно, мир большой. Но с другой стороны, можно ожидать и более строгих санкций к работодателям, использующим приезжих «по-черному», без выплаты налогов и с меньшим заработком. Тотальной зачистки все же, не будет.
Не следует бояться и ухудшения отношений с Россией. Ниинистё прекрасно понимает, что от соседа никуда не денешься. Что с Россией надо поддерживать добрососедские отношения, несмотря на весь свой евро - и НАТО энтузиазм. В настоящее время подавляющее большинство финнов против вступления страны в Североатлантический альянс. Одно время Ниинистё усиленно ратовал за вступление туда. Но, встретив сопротивление как политиков, так и общественности, он было преподнес довольно спекулятивную идею военизации Евросоюза, то есть войти в НАТО с помощью вооруженных сил ЕС. Сейчас он и сам ничего об этом не говорит, считает, что нужно провести референдум по этому вопросу, но когда, Бог весть. Кроме того, вступление в НАТО – это еще и многомиллионные непроизводительные расходы. И это он тоже прекрасно понимает и знает, что сейчас, когда по миру бушует кризис, идея несвоевременна. Идея законсервирована.
Однако это все не означает ухудшения финско-российских отношений. Может быть, введение безвизового режима несколько затянется. Может быть, несколько усилится антирусская (не антироссийская) риторика. Тут ничего не поделаешь. Так было и так будет. И президент не вправе заставить ту или иную газету писать под свою диктовку. Когда-то Сталин не верил, что Рузвельт не может заставить газеты писать только то, что хочет он.
Похоже, что и русские патриоты, да наверное, и сам Путин тоже считают, что финляндский президент может «прижучить» прессу, но не хочет. Но риторика так и останется чисто риторикой. Однако, это особая тема.
Правда, твердая европейская ориентированность Ниинистё вызывает встревоженность в определенных кругах. Однако, повторюсь, он склонен поддерживать добрососедские отношения с великим соседом. Достаточно честных деловых отношений. И для этого вовсе не обязательно соседям целоваться на манер Брежнева.
Безусловно, при всей ограниченности президентской власти в Финляндии, президент может оказывать большое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику государства. А Ниинистё сразу заявил, что хочет быть сильным президентом. И, вероятнее всего, он им станет. Но не забудем, что Президент – это Государственная Функция, поэтому многие его чисто человеческие намерения останутся не воплощенными в жизнь, многие ожидания не оправдаются, и здесь ничего не поделаешь. Во многом он будет связан конституцией, парламентом, общественным мнением, государственной этикой и еще много чем. Нужно немалое умение и терпение, чтобы проводить намеченную линию.
1 марта 2012 года Саули Вяйнямё Ниинисто произнесет инаугурационную речь в парламенте, и с 12 часов дня по финскому времени станет двенадцатым полномочным президентом Финляндии с титулом Президент Республики (Tasavallan presidentti) и будет им в течение последующих шести лет.
Пожелаем новому президенту успешной работы.
Якуб Лапатка