Хотя в Финляндии сравнительно низкий уровень преступности, тем не менее, и туристам, и жителям страны все равно лучше сохранять бдительность. Особенно в многолюдных местах. В некоторых из них уже даже вывешены таблички: «Берегите кошельки!» Увеличение числа карманных, квартирных краж и грабежей полиция связывает в первую очередь с притоком криминальных элементов из Литвы, Эстонии, Румынии и Польши, и сейчас такие преступления носят широкомасштабный характер.
А особо предприимчивые граждане, не имеющие права свободного въезда на шенгенскую территорию, додумываются даже до вот такой схемы: приезжают в Финляндию, просят политическое убежище, заселяются в центр беженцев и начинают воровать. И, пока не принято решение иммиграционной службы (процесс которого, кстати, может длиться годами), сделать с ними практически ничего невозможно. Денег на штрафы у них нет, выслать из страны нельзя…Понятно, что после их «проделок» решение будет отрицательным. Да положительное им вовсе и не нужно: не за ним они едут в Европу. Известен случай, когда один такой «беженец» путешествуя из страны в страну, успевал за пару месяцев «заработать» на весьма неплохие машины.
В целом рост преступности в Финляндии составил в 2011 году 2,5%. В полицию поступила информация о 948 799 преступлениях. И, кстати, рост наблюдается, к сожалению, и в среде приезжих. В связи с чем полиция имеет право останавливать кажущихся подозрительными личностей и проверять у них документы. На что, в свою очередь, затем некоторые «пострадавшие» жалуются: по их мнению, останавливают и часто проверяют документы у людей «с другим цветом кожи». Одна из представительниц партии «Истинные финны» в своем блоге на портале Uusi Suomi даже выступила с инициативой: ввести различных цветов и оттенков нарукавные повязки для иностранцев и сексуальных меньшинств, а также проживающих в Финляндии шведов, плюс вживлять микрочипы иностранцам. И все это исключительно для того, чтобы облегчить работу полиции. (Впрочем, затем она раскаялась в своей «шутке» и извинилась).
…Российского гражданина, начитавшегося страшных историй о «ментах» в разнообразных СМИ (или - не дай бог!- полученных из собственного опыта) и привыкшего поэтому на всякий случай при виде полицейского переходить на другую сторону улицы, возможно, удивит тот факт, что в Финляндии именно стражи порядка пользуются наибольшим доверием населения.
Да и их поведение покажется, наверное, несколько необычным. Во-первых, полицейских на улицах практически не видно - лишь изредка по улицам проезжает машина, из которой патруль, очевидно, внимательно «оценивает» прохожих и в целом ситуацию в городе. Даже во время массовых мероприятий они не стоят грозным живым коридором, только пройдя через который можно попасть, например, на международный спортивный матч. Что касается митингов и шествий, в том числе, оппозиционных, то, как правило, впереди (или позади) колонны демонстрантов едет лишь одна патрульная машина. Впрочем, чаще всего дело ограничивается службой «Security events».
Во-вторых, финские стражи порядка доброжелательны и терпеливы: по крайней мере, внешне. Например, пьяного гражданина, спящего на трамвайной остановке в самом центре города, они сперва осторожно и бережно пытаются разбудить. И, если он будет в состоянии сообщить им свой домашний адрес, так же аккуратно доставят его туда досыпать.(Хотя в последнее время они справедливо считают, что не полицейское это дело: собирать нетрезвых туристов и горожан. Поэтому сейчас идут переговоры о том, чтобы передоверить это ответственное дело социальной службе).
Впрочем, иногда такая их «терпеливость» становится чрезмерной. Например, «неопасные» преступления полиция Хельсинки может расследовать годами, оправдывая это «чрезвычайной сложностью». Особенно, если это связано с бизнесом, и обе стороны- иностранцы. А потом, допросив подозреваемого и поверив ему на слово, что все произошло «по обоюдному согласию», закрыть дело за «недостаточностью» улик.
…Такое затягивание процесса иногда приводит к весьма неприятным сюрпризам. Вот поссорились когда-то муж с женой: он ее ударил, а она в отместку в полицию жалобу написала. Потом помирились, забыли, а то и вовсе развелись и живут каждый новой семейной жизнью. А через несколько лет вдруг приходит повестка в суд. В чем было дело, никто из сторон уже не помнит, но отвечать по закону нужно. Жалоба-то была, вот ее, наконец, и «расследовали».
В-третьих, перед тем, как обыскать подозреваемого, финские полицейские одевают белые перчатки, что, судя по всему, также символизирует законность и чистоту их действий. (Понятно, что на самом деле эти печатки резиновые и одноразовые. Тем не менее -особенно издалека!- их цвет выглядит именно как белый)
В- четвертых, практически все полицейские в Финляндии говорят на английском. Поэтому за помощью к ним бегут не только коренные финны, но и граждане иностранного происхождения. Кстати, в английском варианте работа полиции обозначается как слово service- то есть, просто обслуживание населения, на налоговые отчисления которых она и существуют.