Существует примерно три способа покататься на патрульной машине.
Самый простой: распечатать уголовный кодекс, обвести маркером несколько пунктов и немедленно их нарушить. Желательно, где-нибудь на улице. Самый долгий: проучиться два с половиной года в полицейской академии и случайно не получить назначение в конный патруль. Ну а третий, самый безопасный - иметь удостоверение журналиста и желание принять участие в патрулировании.О безопасности речь зашла не случайно. Еще в нескольких метрах от полицейского автомобиля на меня надели бронежилет.
- Он защищает от выстрела из любого пистолета калибра 9 миллиметров или меньше,- сообщил один из патрульных - старший констебль и мой «куратор»- и протянул тринадцатистраничный договор.
К счастью, пока я его читал и подписывался под тем, что ответственность за все возможные неприятности, которые могут случиться в ближайшие часы, я беру на себя, ничего более крупнокалиберное по мне не выстрелило.
- Если получим срочный вызов, мы тебя немедленно высадим,- «порадовал» полицейский, наконец-то, пропустив в машину и для пущей надежности пристегнув два ремня безопасности.
Таким образом, я окончательно потерял подвижность, и мне оставалось только рассматривать внутренности полицейского автомобиля. Беглый осмотр принес ощущение, что патрульные должны выполнять любые задачи: от снимания застрявших на дереве кошек до крупномасштабных наступлений и захвата небольших стран. Причем силами одной патрульной машины. Несколько типов бронежилетов, тяжелые штурмовые щиты и их облегченная версия, таран, шипы для остановки правонарушителей на колесах…
Да и сами полицейские обвешаны средствами разной степени защиты и нападения. Дубинка, электрошокер, газовый баллончик, 9-миллиметровый пистолет. Причем, что именно применять в конкретной ситуации, решает каждый патрульный самостоятельно и рисковать попусту никто не любит. Впрочем, чаще всего хватает просто формы и авторитета.
- Не знаю, любят ли нас сильно или просто доверяют. Скорее всего, да. Но уважают точно, - рассуждал по дороге водитель, - наверное, поэтому многие и идут сюда работать. В Финляндии полицейский до сих пор «хороший парень». Да и можно посмотреть, как город на самом деле живет: а не просто красивую картинку для туристов. Быстро лишаешься многих стереотипов. Впрочем, возможно, кому-то просто надоела работа в режиме «8 часов за компьютером в офисе».
Правда, если принять во внимание, что смена продолжается 10 часов, а иногда и больше, компьютеры в машине представлены аж в двух экземплярах.
Кстати, последние придают работе патрульного некоторое ощущение компьютерной игры: в прямом эфире на сенсорной карте появляются значки «заданий» с кратким описанием и кодом срочности. Хотите разнять массовую драку с применением огнестрельного и не очень оружия? Выбираете миссию с префиксом «А». Желаете чего-то более спокойного (например, некто пытается незаметно протащить стиральную машину из магазина) -жмем на «В». Наименее срочные и в теории безопасные задания обозначаются «С».
…Хельсинки город небольшой, и полицейскими поделен на три района: центральная деловая часть -downtown , «элитный» западный и беспокойный восточный. По последнему нам и предстояло покататься. Итакесус, Контула, Малми, Вуосаари. Большое количество баров, иммигрантов и торговых центров – мечта любого полицейского, желающего применить внушительный арсенал.
Лидерство по количеству преступлений во всех районах уверенно держат магазинные воры. Чаще всего их ловит местная охрана, доводит до выхода и передает подъехавшему патрулю.
Причем пик преступлений приходится на лето.
-Чем теплее, тем больше финны сходят с ума, - говорит соратница моего «куратора», - вот когда холодно и мрачно, люди знают что делать: сидеть дома. А белые ночи, жара, алкоголь и период отпусков заставляют людей порой делать странные вещи.
…Если вы выбрали первый способ путешествия в патрульной машине, то получите уникальный опыт передвижения. Клетка в задней части автомобиля выполнена в лучших традициях икеевских интерьеров (патологическая страсть к встроенным ящикам и откидывающимся полкам присутствует) и рассчитана на одного, максимум двух задержанных. Но, как говорится, при желании и необходимости может влезть и пятерка. Патрульные до такого пытаются, конечно, не доводить – клетка отнюдь не звукоизолированная, и слушать «сдержанные» претензии пусть только одного ее обитателя не самое увлекательное занятие.
Даже единичного пребывания в передвижной камере достаточно для попадания в полицейскую базу данных, причем на довольно долгий срок – до девяти лет. «Амнистия» доступна два раза в жизни в 13 и 18 лет. Все, что произошло позже, оформляется в красивое досье и видно любому патрульному.
Кстати, желательно всегда иметь при себе паспорт или другое удостоверение личности.
Так как, если продемонстрировать его в случае необходимости не удастся, то полицейские смогут привезти вас к тому месту, где вы его забыли (неплохой способ сэкономить на такси до дома, правда?). А если ехать слишком далеко, в другой город, могут, например, вызвать местный патруль.
… За почти пять лет проживания в Хельсинки лично у меня документы не разу не проверили, поэтому возник логичный вопрос: а как из толпы выбирается объект для проверки?
- Есть много способов узнать человека, совершившего преступление, - делится патрульный с двадцатилетним стажем, - например, он начинает нервничать, если рядом с ним тормозит полицейская машина.
Услышав, что в России медленно причаливающий рядом с тобой полицейский автомобиль это повод занервничать, даже если последние несколько лет ты провел, не выходя из дома, он пожаловался, что перенос такого «иностранного» отношения на местных полицейских сильно им мешает работать.
Тех же, кого патруль все-таки довез до ближайшего отделения, ожидает камера предварительного заключения. Интересная география нар, не менее интересный совмещенный санузел и захватывающая летопись на массивной двери, включающая в себя имена большей части «узников», прошедших через эту камеру, стихи, бесконечно глубокие философские рассуждения и подробный список того, что ненавидит некий Матти. Летопись очень кстати, так как камеры исключительно одиночные и коротать длинные вечера, вероятно, немного скучновато.
Не особо «весело» проходило и патрулирование. Не обнаружив снаружи жары и солнца (только моросящий дождь) большинство преступников, судя по всему, решили «отдохнуть». А остальные, вероятно, сосредоточили свои недобрые дела на максимальном расстоянии от нашей машины. Или же мои «кураторы» просто решили не утомлять журналиста участием в погонях и перестрелках. Покатавшись в тишине (мигалку и сирену полицейские могут включать, только спеша на преступление категории «А») два часа по пустому городу мы вернулись в участок. Страсть финнов к белому цвету и здесь приближается к эталону. Стены, двери, столы офисная техника…любители продукции Apple бы ли бы в восторге.
Алексей Табаков