Дано - пять блоков сигарет, одна легковая машина и желание доставить все это из точки А в точку Б, минуя точку Т. Задание - взять листочек или открыть любой текстовой редактор и выписать туда все пришедшие на ум места, где эти блоки останутся незамеченными.
Дабы не усложнять вам жизнь, скажем сразу: таможенники насчитали ровно 22. В прошлом году мы уже писали о работе пограничной службы с финской стороны. Но, если предыдущее путешествие было организованно от начала и до конца, и нашим сотрудникам оставалось только следовать по заготовленному маршруту с остановками в лучших отелях Хельсинки, то на этот раз «Новости Хельсинки» решили сделать все самостоятельно. В том числе, добраться на общественном транспорте из столицы Финляндии до российского многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) Вяртсиля, который находится в Карелии. Возможно, именно поэтому за пятнадцать минут до начала запланированной встречи наш корреспондент находился в семидесяти километрах от нужной точки, посреди абсолютно пустого шоссе, решая, что лучше защищать от начинающегося дождя: камеру, карту местности или табличку с надписью «Ниирала». Именно туда в идеале нужно было попасть. К сожалению, намокали все эти предметы практически одновременно и удручающе быстро, поэтому подобрать такого попутчика мог только очень рисковый водитель. И через час подобный нашелся.
…Тойво ездит в Россию каждые две недели. Раньше, как и любой уважающий себя постоянный обитатель пабов, он покупал табак, сигаретную бумагу, фильтры и готовил самокрутки у себя на колене. После того как его левая рука потеряла два пальца (именно так он и выразился, неодобрительно поглядывая на конечность, которая так расточительно поступила с ценными пальцами) он начал покупать уже готовые к употреблению сигареты. А когда переехал из Хельсинки в приграничную область, то внезапно обнаружил, что приобретать их гораздо выгодней в России. Впрочем, как и бензин.
- Контрабанда? Да лень как- то, - признался Тойво, - Прятать, потом продавать…Надо оно мне что ли? Да и сын на пропускном пункте работает. Неловко будет, если что.
…Решив по пути заодно осмотреть финскую часть границы, я легкомысленно отпустил Тойво, и - самое главное!- его машину. Через пятнадцать минут, когда выяснилось, что ничем, отличающимся от прошлогоднего пункта, Ниирала меня порадовать не может, я бодрой рысью направился в сторону России.
Очень скоро выяснилось, что сделать это не удастся - последний переход на собственных ногах был совершен 18 лет назад. Теперь же границу России и Финляндии пешком пересечь нельзя. Никак и нигде. На резонный вопрос «почему» финский пограничник погрузился в размышления. Минуты три он глубокомысленно разглядывал проезжающие мимо машины, потом убежал в главное здание и вернулся с презентацией для журналистов. Она, правда, тоже не содержала нужного ответа. Раздраженно пошуршав десятком листков с красивыми диаграммами, человек в форме пробормотал что-то типа «это из-за вопросов безопасности» и предложил остановить для меня одну из машин. «Жертвой» стал микроавтобус с компанией, кажется, узбеков, ездящих в Финляндию на сбор клубники. Ездят они так уже третий год и очень не любят тайцев, которые сметают ягоды с кустов не хуже саранчи.
…На российской стороне, окончательно озверев от мокрой одежды, упавшего в лужу паспорта и рассыпающихся презентаций, я зачем-то ломанулся в красный коридор, зазвенел в рамке металлодетектора, собрал вокруг себя любопытных и, наконец-то, был «спасен» специалистом по связям с общественностью Карельской таможни Александром Дьяковым и начальником таможенного поста Ириной Казанцевой. Они провели для меня небольшую экскурсию.
…Вообще, МАПП Вяртсиля находится в довольно сложной ситуации. С одной стороны количество желающих пересечь границу именно в этом месте постоянно растет. Причем, что интересно, с обеих сторон. Финские туристы открывают для себя отдых в Карелии, их российские «коллеги» движутся в глубь Финляндии. Шопоголики уже давно на вопрос о длительности пребывания отвечают: «На два-три часа» (до ближайшего магазина или заправки). Да и грузовиков хватает. С другой стороны таможенный пост расширяться не планирует. Точнее, он бы и рад, но в программу финансирования не попадает. Хотя за 2011 год его пересекли более миллиона с четвертью физических лиц. Распределяются, правда, эти лица не равномерно. По наблюдениям таможенников, финны обычно ездят в одиночку, а с российской стороны машины набиваются под завязку.
Поэтому финский пункт, как раз затеявший очередную модернизацию, пока занимается сизифовым трудом. Сократив прохождение всех проверок еще на несколько минут и с гордостью продемонстрировав это достижение журналистам, Эркки Мултамяки, начальник таможни Ниирала, признался, что на российской стороне машины все равно встанут в очередь. В отдельные дни количество пересечений границы превышают саму пропускную способность в три раза.
Разумеется, при идеальном времени прохождения границы - в пять минут - ждать очень долго не придется. Однако, как все остальные 98% процентов земного шара, граница между Россией и Финляндией тоже довольно сильно отличатся от нашего представления об идеальном мире.
…Сколько неудачных попыток перевести что -либо нелегальное через границу требуется обычному человеку, чтобы завязать с подобным занятием? Даже по самым пессимистическим прогнозам вроде бы одного будет вполне достаточно. Но таможенный кинолог с легкостью вспомнила тех, кто попадается уже четвертый раз. Меняя машины, тайники, места пересечения границы… и каждый раз неудачно. Как правило, предметами правонарушения становятся товары для личного пользования. Те самые сигареты из задачи, продукты питания (некто почти протащил мясо, спрятанное под двигателем машины), лекарства, алкоголь. Некоторые из этих предметов не подлежат нормированию и остается лишь доказать инспектору, что 20 бутылок моющего средства жизненно вам необходимы.
Но иногда попадаются и уникальные артефакты. Как-то раз остановили микроавтобус, в котором черные старатели пытались провести мину. На три часа пропускной пункт закрыли, а количество финнов потерявших доступ к дешевым сигаретам резко подскочило.
По словам Ирины, основными «клиентами» их пункта являются жители приграничных городов. То есть, все друг друга знают и за почти двадцать лет успели выучить тех, кого неплохо бы остановить для дополнительной проверки. Например, подозрения вызывают старые иномарки- именно на них приходился раньше основной процент нелегальных товаров. Да и само состояние машины может вызвать много вопросов. То есть, помимо полной исправности по документам, ваш транспорт должен выглядеть достойно.
Кстати, несколько лет назад контрабандисты для разнообразия пересели на новые машины. Так что хорошему таможеннику необходимо быть, по крайней мере, неплохим психологом. Методичку по определению подозрительных людей мне тоже показали, но не дали даже сфотографировать. Под черной обложкой скрывалось какое- то ненормальное количество признаков нервничающего, врущего и собирающегося изворачиваться человека. С десяток положений рук, при которых доверие к вам резко снижается, девять направлений лгущего взгляда и топ-лист фраз, с которых начинаются не самые правдивые истории. Например, не надо «клясться» что в вашей машине нет ничего противозаконного и спрашивать таможенника «ну зачем мне вам врать?». Лучше всего смотреть перед собой, дышать глубоко и размеренно и говорить что-то утвердительное. Впрочем, и это не гарантия легкого пересечения границы.
Что же, в целом, может вызвать дополнительную проверку? Мои «экскурсоводы» ответили так:
- Ориентировка (есть информация), неадекватное поведение водителя (пассажиров), таможенная собака проявляет заинтересованность, и другие признаки. Какие - профессиональная тайна.
Кстати, там, где психологические приемы не работают, помогают кинологи со специальными собаками. Четвероногим «таможенникам» принадлежит единственная на весь пост ванная…
Карельская таможня также является крупным работодателем. С парочкой новоиспеченных сотрудников мне удалось поговорить. Что интересно, истории их диаметрально противоположны. Ксения профессию выбрала еще до поступления в Российскую таможенную академию и на работу попала уже в качестве старшего инспектора. Наталья же, филолог по образованию, прошла по конкурсу на вакантную должность. Кроме тестов по экономике, знанию уголовного и таможенного кодексов, приходится сдавать несколько психологических тестов. Последнее не пустая формальность: ведь доказывать полчаса туристу, что он ну вот совсем никак не может провести некую жизненно необходимую (по его мнению!) вещь, способен далеко не каждый. Особенно, когда выясняется, что турист говорит только на немецком, а его финско-русский словарь состоит из дюжины слов. Кстати, в этом году сотрудники таможни продолжат проходить обязательную углубленную практику финского языка у своих финских коллег. И, между прочим, только Карельская таможня выпускает пассажирские таможенные декларации, а также информационные буклеты на финском.
Алексей Табаков