Однажды пришел мне толстый конверт из управляющей нашим домом компании. И, наверное, я бы его так и положила в шкаф, но, открыв, обнаружила там счет и, насколько я смогла понять с моим уровнем финского, список каких-то нововведений, которые должны вступить в силу через неделю.Наученная предыдущим опытом: переводить все официальные бумаги только там, откуда их прислали, я поехала в правление. За три минуты до окончания рабочего дня меня принял сам генеральный директор. До этого он сидел в холле, читая толстенную книгу размером с Библию. Смотреть мои бумаги он не стал. Сразу перешел к главному:
- Финские люди, - с сожалением констатировал он,- почему-то считают, что если они купили квартиру или таунхауз, то они теперь хозяева. Нет. Они только имеют право там проживать, а владеют всего лишь одной бумагой- акцией. Собственник только один: управляющая компания. Надо быть философом, чтобы это понять. Вот я философ.
На мой немой вопрос пояснил, что действительно закончил философский факультет, а вот эта толстенная книга, которую он с увлечением читает: новый закон о жилищных акционерных обществах.
- То есть шесть лет назад, когда я покупала свою квартиру, я была ее хозяином, а теперь все изменилось? - испугалась я.
- Вот и вы тоже ничего не понимаете. Вы и тогда не были собственником. И никто не собственник. Может быть, только если человек купил частный дом… Да и то, если земля принадлежит компании, то он тоже только имеет право им пользоваться,- пояснил директор и достал книжку, чуть потоньше. - Вот смотрите. Если вы захотите передвинуть, например, раковину на кухне, хотя бы на несколько сантиметров без разрешения, придется заплатить очень большой штраф. Собираетесь делать ремонт? Только если я вам разрешу это делать. Или вот видите на рисунке окно? За то, что заштриховано синим, отвечает компания, за коричневым- жилец квартиры.
В общем-то, я поняла, что если какой-нибудь хулиган бросит мне в окно камень с улицы и разобьет стекло, то ремонт оплатит акционерное общество. Если же я буду убивать муху и стукну слишком сильно, то платить буду уже я. Правда, осталось загадкой, по какому принципу разделяется ответственность за ручки для открывания окон и какие-то гайки: ведь они все внутри. В еще больший ужас меня привели трубы, соединяющие с водопроводом стиральную и посудомоечную машины. В брошюре все заштриховано вперемежку: коричневый, синий, коричневый, синий. К счастью, у меня нет ни того, ни другого. Иначе пришлось бы срочно поступать на философский факультет.
Потом та же компания- совершенно неожиданно!- прислала счет почти на 700 евро с требованием оплатить через три дня. Выяснилось, что этот счет выставлен за дополнительную воду, которую использовал за четыре года второй человек, зарегистрированный в квартире. Все правильно, не поспоришь. Только почему этот счет не был выставлен 4 года назад? Все-таки платить 15 евро в месяц или сразу 700 - разница весьма существенная. Проблему мы решили, разбив сумму на несколько частей. Наверное, управляющий все-таки не просто философ, но и бизнесмен. Поэтому готов идти своим клиентам на уступки.
Ирина Табакова