Чтобы там ни считала Иммиграционная служба, фиктивный брак по взаимной договоренности все-таки честен. Наибольшую брезгливость вызывают как раз те русские дамы, которые выходят за финских мужей вроде «по настоящему»: и живут с ними вместе (на их зарплату, конечно), и обеды готовят, и ездят отдыхать, и иногда даже детей заводят. Но тут же бросают, получив ПМЖ или гражданство. Или не бросают, потому что с экономической точки зрения это невыгодно. А таких «жен» в Финляндии, поверьте, немало.
… «Семья – ячейка общества». «Браки заключаются на небесах». «Хорошее дело браком не назовешь». И с юмором и почти научно.
Но какое нам дело до науки? Мы - практики. В мире есть много вещей, якобы взаимосвязанных, но не всегда совместимых: правосудие и справедливость, честность и богатство, совет да любовь и так далее.
Но как бы там ни было, мы все рвемся в «бракоделы». Неженатого мужчину даже называют холостяком. Дрожь по коже. Ведь сами знаете, что такое холостить. То есть делать бесплодным. Итак, брачуемся! В старые времена, когда нравы были построже, браки контролировались церковью. Неважно какой – христианской, мусульманской или еще какой-либо. Правда, в древнем Египте религиозной стороне значения не придавали. К делу подходили сугубо практически. Решение о заключении брака принимал отец девушки или при его отсутствии другой старший родственник, например, дядя или брат. Мнение девушки не всегда учитывалось, особенно в браках, призванных сохранить иди продлить династию.
Позже эти отношения несколько изменились. Женщина стала играть главную роль в семье и браке. Даже наследование имущества и трона происходило по женской линии. Но главное изобретение египтян (не арабов, а тех самых) – это брачный контракт. Документ составлялся с целью установления прав обеих сторон, оговаривалась доля мужа и жены в совместном имуществе во время брака и после развода, если таковой случался. Брачный договор фиксировал имена мужа и жены, дату составления (чаще всего, это был год правящего фараона), профессию мужа, имя составителя договора и имена свидетелей. Договор отдавали третьему лицу, и он хранился в местном храме.
В древнем Риме свадебные церемонии происходили у алтаря домашних богов. Приносилась жертва, совершались соответствующие обряды, а потом уже вступали в силу гражданские права: развод, наследование, раздел имущества и прочие земные делишки.
Христиане освящали брак венчанием в церкви. Сейчас, когда в России в моду (именно в моду, а не в сердца людей) вошло посещение храмов, возросло и количество браков с венчанием. И очень интересно смотреть, как выходящая замуж в третий и или четвертый раз какая-нибудь, извините за выражение, «светская львица», заштукатурив свою потрепанность, целомудренно одевает венец.
Но это сейчас. А вот в царские времена браки считались законными только после венчания в церкви. Тогда супруги обладали всеми семейными правами, а сожительство браком не считалось. И даже, пусть несколько и лицемерно, но осуждалось. Незаконные дети не обладали правами наследников, не имели права на долю в прибылях…
Владетельные особы в Европе признавали своих незаконнорожденных детей, называли их бастардами, и те пользовались всеми привилегиями дворянства наравне с законными детьми. В России к таким детям относились несколько более сурово и называли их по-русски – байстрюки.
В Израиле до 2010 года законными признавались только религиозные браки. Но трещит менталитет под напором пороков…
В мусульманстве брачные отношения регулируются шариатом—сводом религиозно-этических норм ислама.
Разные времена, разные народы, разные обычаи. Однако была и одна общая черта: браки считались законными только со своими - египтян с египтянками, римских граждан и римскими же гражданками, христиан с христианками и т.д. Смешанные браки не признавались, дети считались вне закона.
Позже, когда заключались династические браки, жена принимала веру мужа. Столь популярные в российской императорской фамилии немецкие принцессы-лютеранки из многочисленных германских княжеств, крестились в православие. Самая известная из них – Екатерина Великая.
У мусульман и до сих пор жена принимает мусульманство, независимо от прежнего вероисповедания.
То есть, религия, освященные веками обычаи и законы служили своего рода охранительной системой народа, государства, религиозной группы, помогая им сохранить свою целостность и существование во враждебном мире. А уж смешанные браки с чужаками-иноверцами – вплоть до высшей меры.
Но времена и нравы менялись… Окно в Европу… свобода совести… права человека… Это неукротимое стремление к свободам напоминает историю с первым атомным взрывом: «Какая великолепная физика!» - воскликнул один из создателей бомбы. Да, Хиросима – зато какая физика! Однополые барки, семьи без детей – это вымирание и конец христианской цивилизации – но зато какая свобода!
Однако, как это ни парадоксально, самое большое влияние на поклонение перед заграницей оказали на русских людей железный занавес и Великий Дефицит в СССР. Единственной возможностью вырваться из наглухо закрытой страны был брак с иностранцем. И то с риском для жизни. Вспомните историю с актрисой Зоей Федоровой. А ведь не за американского слесаря вышла, за адмирала. И погибла.
С наступлением вольностей дело пошло бойко и безбашенно. Очертя голову девушки кинулись брачеваться с кем попало. Это, конечно, вызвало осуждение суровых моралистов с усталыми, но добрыми глазами. Великий борец за русскую идею Вольфович предлагал даже не принимать в Россию разведенок из-за границы. Уехала? Вот и пропадай там, изменница Родины! (Кстати, еще при Иване Васильевиче Грозном «отъезд» за границу считался изменой. Есть у нас исконные корни!)
И потоком лились страшилки о разных разностях, вроде вождь какого-то племени подарил непокорную русскую жену младшему брату, а тот еще кому-то, байки о полной страданий жизни в мусульманской стране, о детях, которых не отдают белой жене смуглые и черные супруги и т.д. Словом за что боролись…
И ничего не поделаешь. Уж сколько раз твердили миру, а толку? Неприятности бывают только с кем-то там, а не со мной. Правда, сейчас даже среди русских девушек спрос на мужей из мусульман упал. То ли букварей начитались и поняли, что качать права в качестве третьей или четвертой жены бесполезно, то ли догадались, что стелящийся кленовым листочком красавец стелется лишь здесь. А там, у него дома, ты никто и не жена вовсе.
Поэтому взоры обращаются на Европу и о, мечта! Америку. Пользуются спросом и турки, но у дамочек уже за 30. Обычно такие романы завязываются на пляжах Анталии, когда усатый добрый молодец начинает умирать от любви к одинокой русской женщине. Он и бизнесмен, он и галант, он и великий секструженик. И млеет несчастная женщина, и продает квартиру, чтобы помочь любимому, а потом наступает разбитое корыто…
Так почему же наши девушки так стремятся в заграницы? Нет своих мужиков, что ли? А вот и нет! Олигархи всех масштабов и мастей уже разобраны, а прозябать с водителем или слесарем, увольте! И ловится рыбка большая и маленькая. В плане жениховства тихая, спокойная и близкая Финляндия – неплохой вариант.
Но так уж он хорош, этот вариант? Наверное, большинство браков с финнами удачны. Ну да, удачны!!? Что ты несешь! А вот и несу. Счастливые и просто хорошие смешанные семьи – не сенсация. О них не пишут, а потому и не знают. А вот драмы и трагедии – это да! И потом из отдельных случаев огулом выводится правило. Не спешите. Припомните своих знакомых и довольных, и обиженных. И вы вспомните только обиженных. Потому что они, в отличие от довольных и счастливых, громко кричат о своих бедах, часто во много раз их преувеличивая. Эмоции, что делать…
А все начиналось так здорово! Он был такой иностранный! У него бизнес, у него домик в деревне, у него… А начиналось этак все потому, что девушка сама себе вбила в прелестную головку, что за границей только «скачки, рауты, вояжи», а зарабатывать на это и платить будет он, карась жирный. Он тоже видел красивую, умелую, спокойную будущую жену-работницу, жену послушную и покорную. И оба ошибались. А потом пошли дети, потом нелады, потом развод, детей маме не отдают, пресса вопит о русофобии и что? А ничего.
Прежде всего, дамы должны помнить, что едут в другую страну, где все не так, как дома. И не надо останавливать коня на скаку, не надо лезть в горящую избу. У финнов это не приветствуется. Это не функция жены. Для этого есть специалисты, а ты вот сиди дома и ублажай мужика!
Где-то в 1994—1998 годах выходил в Хельсинки журнал с оригинальным названием «Вестник». И вещал он о разных таких делах с особым упором на «жалостные» истории смешанных браков. Я запомнил только пару фраз оттуда: «И едут они с перекошенными чужой артикуляцией лицами, обездоленные и несчастные…» «Я думала он человек, а он напьется, завалится и хлопает ”tänne!” сюда! Что, я собачка какая?»
А теперь, давайте прикинем, почему так.
Прежде всего, какая бы Финляндия ни была европа-разъевропа, это страна со своим менталитетом, своими обычаями, законами и укладом. А наши девушки едут в расчете на то, что все будет, как дома. Не будет и быть не может. Нет «галантерейного» мужика, а есть бухарик, нет ресторанов и круизов, а есть пять евро на день и вон твой закуток! Обо всем этом надо думать заранее.
Зачастую такой охотник за русской женой в самой Финляндии спросом не пользуется и ничего из себя не представляет. Кроме того, нет общих интересов, нет ничего, что бы связывало этих людей.
И терпит обманутая девушка до получения постоянного вида на жительство. И беда еще в том, что не подумала она заранее о своем незнании языка, о том, что российские дипломы не признаются в Финляндии, их надо подтверждать. И после этого еще нет гарантии, что вы сможете начать работу по специальности и стать независимой женщиной. Поэтому можно только посоветовать, хоть это и бесполезно, советов обычно никто не слушает. Но все же, прежде чем кидаться в объятия и связываться брачными узами:
-Уточните, кто он и что он, твой избранник, не постесняйтесь познакомиться с его документами;
-Ознакомьтесь, хотя бы поверхностно с брачным, семейным и прочим законодательством твоей будущей страны, то есть родины мужа;
-Поинтересуйтесь культурой, историей и обычаями страны, куда намереваетесь уехать;
-И лучше всего, вступая в брак с финном, заключите брачный контракт, обговорите имущественные, денежные, семейные отношения, чтобы потом не оставаться при том самом разбитом корыте.
-Конечно, это не гарантия счастья, но это некая подстраховка, чтобы не шлепнуться в грязь с высот своих мечтаний. Ведь в жизни гораздо больше прозы, чем возвышенной поэзии.
По статистике из 100 браков между гражданами Финляндии в год распадается около 1,5 брака. Между финном и иностранкой – почти в три раза больше.
В настоящее время мужья финны все больше ориентируются на Таиланд, Филиппины, Россия же понемногу отстает. По той же самой причине: русские девушки все же более строптивы и просвещены насчет равноправия, чем азиатки.
Большая проблема – насилие в семье. «Цивилизованные» финские мужья довольно часто стараются компенсировать свой комплекс неполноценности, распуская руки. Терпеть это не надо ни в коем случае. Здесь уже воля ваша: хотите терпите унижения и оскорбления. А не хотите – обратитесь в социальную службу. Там имеются приюты для жертв домашнего насилия – т.н. turvakoti – дома безопасности. Социальные работники помогут найти квартиру, работу и оградят от горе-богатыря, если потребуется, даже с помощью полиции.
Самый больной вопрос смешанных браков – это дети. Об Африке и мусульманских странах говорить не будем. Туда не стремится на защиту детей даже отважный Павел Астахов – все равно не отдадут, да и разговаривать будут непочтительно.
Для финнов дети, рожденные в Финляндии – это финские дети. Особенно, если один из родителей – финский гражданин. И матери, не имеющей финского гражданства, детей не получить и не отвоевать. А вывоз их за рубеж матерью-иностранкой – это похищение ребенка. Таков закон.
Законопослушание – страшная вещь. Один русский бизнесмен жаловался, что здесь невозможно работать – взяток не берут. То ли дело дома, ты знаешь кому, сколько и все в порядке, а тут не знаешь чего и ждать от чиновника. Но для защиты детей могут пойти и на преступление, подобное тому, что совершил финский дипломат, вывезя ребенка в своей неприкосновенной машине.
И в заключение – о фиктивных браках. Рынок процветает. В основном потому, что компетентным органам очень трудно и даже невозможно доказать фиктивность брака при вольном отношении к семье. Собственно, часто и самая что ни есть раззаконная семья – просто фикция: у каждого супруга свой счет в банке, каждый сам решает, куда пойти – в театр или в кабак. Могут на время разбежаться и пожить отдельно. Поэтому органы бессильны. Цена таких браков, судя по объявлениям в Интернете, колеблется от пяти до двадцати и более тысяч евро. А может быть и такое объявление. «Готова вступить в фиктивный брак. Дорого. Но надежно».
Но можете и пролететь. Кидалы водятся не только в России. В любом случае, будьте предельно осторожны с международными браками.
Трезво подойдите к тому, что финн – он тоже человек, а вы не супербаба. Оба вы – люди, и отношения нужно выстраивать по-людски. Большинству это удается. Самое главное – вы должны помнить, что финны строили свой дом, свое государство для себя. На ваши удобства, привычки и понятия этот дом не рассчитан. Поэтому не примеряйте их финское на свое русское. И вы избежите многих неприятностей.
Якуб Лапатка