Как известно, это тренд Финляндии. По крайней мере, произносящий эти слова, мыслит, что называется, верно. А уж «интеграция в социальные сети», «кастомизация услуг» и «уникальный опыт работы с клиентами» позволяют заподозрить в говорящем специалиста высочайшего класса. Как не странно, в реальности это, действительно, работает.Не секрет, что Хельсинки, Турку и другие большие города в Финляндии живут главным образом услугами – более половины компаний на рынке предлагают ничто иное, как сервис (по крайней мере, леса и рыбы на всех не хватает). А поскольку даже уже работающему бизнесу всегда дышат в спину конкуренты с новыми идеями, то зачастую приходится прибегать к услугам специалистов, которые разработают для компании новую стратегию, поправят старую и, вообще, посоветуют что-нибудь полезное.
С другой стороны в Финляндии немало университетов. В них хватает факультетов, на которых преподают бизнес, маркетинг и прочие подобные вещи, которые поддаются изучению без практики довольно условно. Поэтому предприимчивые люди предлагают услуги студентов в качестве маркетологов малым, средним, а иногда и очень крупным компаниям. Это модно и «молодежно», а самое главное, дешево. Если услуги небольшой команды специалистов потребуют минимум пятизначной суммы, то целый курс (20-30 человек) специалистов потенциальных обойдется всего-то в несколько тысяч (а иногда и бесплатно). Как студенту мне тоже удалось поучаствовать в нескольких таких проектах.
Первой «жертвой» стала довольно крупная молодежная организация. Ее главной проблемой являлась эта самая «молодежность» – целевая аудитория за последние десять лет ушла в Интернет, спортивные секции или благополучно совмещала эти два занятия. Поэтому получать средства от спонсоров на стремительно пустеющие ряды членов становилось нелегко. В связи с этим нашему третьему курсу была поставлена задача – привлечь так называемых «молодых взрослых», людей от двадцати и старше.
Мозговой штурм и дальнейшее представление его результатов кишело словами из начала статьи, в facebook интегрировалось все, что способно было интегрироваться в принципе, а гибкость подхода к клиентам скорее напоминала кошку-гимнастку. Серьезные люди в костюмах из совета молодежной организации сначала кивали, потом улыбались, а к концу первого месяца работы на каждое упоминание инновационного подхода к аудитории youtub начали издавать звуки морских котиков, которым кидают рыбу. И все было замечательно, пока не пришла крамольная идея – а давайте сделаем что-то, реально иметющее хоть какой-то смысл.
«Молодые взрослые»- люди циничные и привычные к черному финскому юмору. Серьезные люди из организации абсолютно с этим согласились, бросили дежурную шутку про местную зиму и дали нам полный карт-бланш. Наша команда схватила камеру и побежала в подвал: снимать вирусное видео. Циничное, с черным юмором. В полнейшем восторге видео было послано куратору от университета.
Звонок от нее раздался совсем поздним вечером. Уже этот факт не предполагал положительных отзывов, но из трубки доносилось такая мешанина финских и английских криков, что стало совсем грустно. Обычно спокойная финка пребывала в состоянии полной паники. Видео произвело на нее такое впечатление, что она вызвонила юриста всея университета. Обычно также невозмутимый финн, видимо подумал «усе пропало» и потребовал видео немедленно удалить. Отовсюду. Совсем. Если о нем узнают люди из молодежной организации, наша незапятнанная репутация…
Хаос усугублялся тем, что каждый член команды начал звонить остальным, пересказывать, приукрашивать и пугаться еще больше от услышанного в ответ.
Через час после звонка от куратора пришло большое письмо, в котором она пересказывала наш недавний разговор.
В итоге молодежной организации была представлена очередная презентация. На пяти слайдах можно было насчитать с десяток «инноваций», «гибких подходов» и ни одного практического совета. Все хлопали и были счастливы. Организация на следующий год получила грант на «поиск путей привлечения новых членов», чтобы потом получить деньги еще и на их содержание.
Куратор больше не ездит с нами в одном лифте.
А видео было про то, как научиться правильно вязать узлы.
Алексей Табаков