Хельсинки – город исключительно законопослушный. Этот факт вам сообщит еще на первых страницах любой путеводитель по Финляндии, подтвердит каждый муниципальный чиновник, а кто-то даже расскажет, как его потерянная кредитка ждала его два дня, лежа на бортике песочнице во дворе.
Тем не менее, в городском суде Хельсинки не обнаружилось запустения и скучающих прокуроров. Расположен он в районе метро Руоколахти и представляет собой довольно внушительное здание. Поэтому с этажа на этаж лучше добираться на лифтах. А в перерыве между заседаниями посидеть на диванчиках, разложить бумаги на столиках или спуститься в столовую-буфет. Последняя, правда, недешевая: очевидно, в виду отсутствия каких-либо конкурентов, с не очень разнообразным стандартным меню (один вид супа, три холодных салата на выбор) и исключительно пластмассовыми вилками, ложками и ножами. Проносить свои собственные металлические в здание суда нельзя. Как впрочем, маникюрные приборы, ножницы, пилочки и прочие потенциально опасные предметы: секьюрити- контроль тут не менее строгий, чем в аэропорту. И здесь так же много русскоязычных граждан, причем почти все со своими русскоязычными же финскими адвокатами.
Практически все процессы в городском суде открытые, поэтому любой интересующийся может зайти в тот или иной зал заседаний (слово зал нужно воспринимать в финском масштабе: это не больше двух-трех рядов столов и стульев) и послушать, кто и кого в чем обвиняет.
Первое, что бросается в глаза при входе – это огромное табло. Такие опять же обычно стоят в столичных аэропортах и показывают рейсы на ближайшие пять часов. Здесь же на экран выводятся все идущие и скоро начинающиеся слушанья. На четвертом десятке я сбился и больше мониторить течение правосудия не пытался. Хотя девушка за стойкой информации сообщила, что сегодня будет рассмотрено 94 дела. И это за два дня до общенационального праздника, когда самое страшное преступление, по мнению местных жителей – не уехать в отпуск.
В Хельсинки, где мэрия или президентский дворец монументальностью и державностью соперничают с районной поликлиникой, суд представляет собой девять этажей из стекла, хрома и дизайнерских интерьеров. В Руоколахти суд переехал в 2004 году и занял здание бывшей фабрики по производству всяческой алкогольной продукции, причем среди основных причин переезда значились «безопасность», «гибкость» и «функциональность». Чтобы с последней не возникало проблем, на каждом этаже находится минимум по одной информационной стойке – найти нужный зал среди девяноста девяти других, задача не из легких, хотя опаздывающих «подгоняют» объявлением по громкой связи. Впечатление, что находишься в аэропорту, только усиливается.
В самом зале все очень демократично. На обвиняемого (даже убийцу!) никогда не надевают наручники, а клеток и «аквариумов» не существует вообще.
Каждое место оборудовано собственным микрофоном, хотя желающих высказываться из числа зрителей находится немного. Во время моей экскурсии некоторым вниманием со стороны общественности не было обделено только заседание по поводу применения допинга одним из знаменитых финских лыжников.
Зато для студентов посещение хотя бы одного процесса обязательно, и зачастую приходят они на криминальные дела. Говорят, в них гораздо легче разобраться. Тяжелее понять, кто виноват, когда две компании выясняют: кто чей счет все-таки не оплатил. Впрочем, самым «популярным» преступлением на криминальной почве является вождение в нетрезвом виде.
По статистике, количество гражданских исков потихоньку снижается. Кто-то говорит это из-за роста уровня законопослушности. Другие утверждают, что дело в кризисе и оплатить хорошего адвоката многим становится не по карману, поэтому решать дела приходится в досудебном порядке. В отличие от криминальных дел, в случае гражданского иска адвокат государством не предоставляется. Исключением из правил является только развод, но для этого предоставляется отличный от других аудиторий зал. С круглым столом, картинами на стенах и приятным видом из окна. Как считают финские исполнительные власти – в таких делах надо соблюдать максимальную тактичность и решать все полюбовно.
Зато количество экономических дел за последние пять лет удвоилось. Винят в этом опять же кризис. Многие не выплачивают кредит за купленный айфон, а потом еще и выбрасывают счета за связь, «забывают» о счетах от зубного, коммунальных платежах, штрафах за парковку…
То есть, чаще всего крупные компании выступают против физического лица. Зато в этом случае лицу не требуется адвокат, и большинство справляется со своей защитой самостоятельно. Не всегда успешно.
Алексей Табаков