...И начались показы. Одним из их плюсов стало то, что по субботам теперь приходилось тщательно убираться. Вторым - как минимум час гулять по улице, благо, что дождь за это время лил только один раз. (В Финляндии не принято показывать недвижимость вместе с хозяевами) Кстати, никто из потенциальных покупателей в тот день и не пришел. Ну а третьим – то, что выяснилось: финны, в общем-то, не сильно отличаются от русских. Приходят смотреть двухкомнатную квартиру, хотя на самом деле им нужна «трешка» или вовсе даже совсем другой район. А некоторые с порога честно признаются: пришли просто так, развлечения ради, так как «делать сегодня особо нечего». При этом они все равно дотошно осматривают, стены обстукивают, в холодильник заглядывают.Таким образом прошло месяца полтора, пока не нашлась реальная покупательница. Считается, что это очень быстро. Еще пару недель она думала, смотрела, естественно, другие варианты, решала вопрос с банком о кредите, а потом подписала «offer». Не знаю, какой аналог подобрать этому термину на русском, но суть его заключается в следующем. Допустим, приглянувшаяся квартира стоит 150 000 евро. А банк может дать кредит только 143 000. Вы вместе с агентом пишете предложение продавцу, что готовы купить, но именно за эту сумму. Если продавец согласен, то, в свою очередь, он должен подписать документ, где подтверждает, что обязуется освободить объект недвижимости, например, к 1 марта. В противном случае придется платить штраф, как правило, от 700 до 1000 евро за каждую просроченную неделю. А если вы вдруг по непонятным причинам продавать передумаете, то выплачиваете потенциальному покупателю еще один штраф- 4% от стоимости объекта. Так что перед тем, как это offer подписать, лучше хорошенько подумать. Но не особо долго. Так как предложений достаточно, а денег у людей не очень, упускать, может быть, единственный шанс не стоит. Впрочем, основная проблема в том, что за период, определенный в offer (обычно максимум 2-3 месяца) нужно подобрать жилье себе, а это, как уже говорилось, не так-то просто.
И тут нам тоже повезло. Еще четыре года назад, обнаружив весьма симпатичные дома, мы периодически проверяли: не продается ли там что-нибудь. Увы…Но, сидя перед компьютером в ожидании последнего показа (offer-то еще не подписано!) я случайно зашла на сайт Oikotie.fi, ввела желаемый адрес…И обнаружила, что вот прямо сейчас там идет просмотр трехкомнатной квартиры. Естественно, я туда побежала.
Может быть, так быстро купить я бы ее не решилась, если бы не «конкуренты», буквально наводнившие «мою» квартиру: в этом месте варианты на продажу появляются крайне редко. Поэтому, плюнув на незначительные недостатки, я в тот же день сделала offer. И хозяева на него тоже очень быстро согласились. Они недавно развелись, видеть друг друга не могли, и уж тем более, находиться в одном помещении. Да, с покупательницей мы договорились о том, что освобождаем квартиру через три месяца после даты «offer», с хозяевами новой - что въезжаем через два. Так что на переезд у нас был целый месяц.
Ключ нам передали в агентстве в пятницу, но очень попросили до воскресенья туда не заходить. И первым чувством, когда мы зашли, наконец, в свою новую квартиру стало…разочарование. Каждый, наверное, знает - когда в доме живут, постоянно поддерживают порядок, все недостатки закрыты мебелью, коврами и занавесками, то и вид у него совсем другой. Нет, никакого свинства там, конечно, не было - здесь принято наводить хотя бы элементарный порядок в покидаемом жилье. Поэтому из мусора хозяева оставили лишь около двадцати бутылок из-под спиртного, причем почему-то в сауне. Но зато оказалось, что и линолеум в ванной грязный и покрыт несмываемыми желтыми пятнами, и в комнатах пол поцарапан, и шкафчик над мойкой весь проржавел… С другой стороны такая же чистенькая новостройка обошлась бы уже тысяч на сто, а то и двести евро больше.
В общем, что смогли, мы отмыли. Остальное выбросили и отправились в K-Rauta за заменой. В этом магазине, кстати, можно не только купить, но и заказать, например, установку или даже вообще ремонт. Если, конечно, позволяют средства. И время. Приглядели мы, например, зеркальный шкафчик в ванную, стоимостью, кажется, восемьдесят евро. Ну и светильник к нему. Когда я оплачивала покупку, продавец сообщил:
- А вы знаете, что в Финляндии вы не можете сами это устанавливать, только специалист. Все, что связано с электричеством…
- И сколько будет стоить ваш специалист? И когда он придет?
- Стоимость установки этого шкафчика- 100 евро. А придти он сможет…- продавец задумчиво перелистал график работ.- Вот, например, есть время через две недели.
Почти аналогичная история с заменой линолеума в ванной. Сначала менеджер из управляющей компании (он должен дать разрешение, проверить наличие лицензии у сантехника и затем качество его работы) привел с собой финского мастера. Тот долго осматривал, что-то высчитывал в блокноте, а потом заявил - его работа будет стоить 5600 евро, начнет он ее 16, допустим, октября и закончит ровно 10 ноября. Все это время пользоваться ни душем, ни туалетом, разумеется, нельзя. Ну ладно, туалетом один раз в день можно: рано утром, до того как он работу начнет. А вообще, лучше бы нас все это время в квартире вообще не было.
Мастера русские, (тоже с лицензией) которых мы нашли по цепочке знакомых, аналогичную работу готовы были выполнить уже 1500 евро и за шесть рабочих дней. Могли бы и быстрее, только гидроизоляция должна, во-первых, просохнуть, во-вторых, ее качество должен проверить управляющий, которого еще нужно поймать и в квартиру привести. Третий мастер (тоже, заметьте, с лицензией) готов был все сделать уже за 900 евро. Так что вариантов ремонта, как видите, масса.
Да, немаловажная деталь. Поскольку управляющая домом компания очень заинтересована в том, чтобы квартиры выглядели пристойно, то, естественно, поощряет желание жильцов что-нибудь там улучшить. Причем поощрение это выражается вполне материально. Например, при ремонте в ванной комнате, она оплатит гидроизоляцию (максимум 840 евро), замену смесителя и унитаза (по предоставленным из магазина чекам). А вот новую раковину, плитку на стены или душ уже нет. Наверное, то же самое касается кухни и, может быть, даже комнат.
Что касается, «совместного с соседями обсуждения всех проблем, связанных с организацией жизни и благоустройством дома», то на прошлом месте этим занимались лишь пятеро членов правления дома во главе с председателем. И, кажется, больше для собственного удовольствия. Все остальные жильцы (по большей части, кстати, финны) упорно игнорировали и субботники по сбору падающих листьев, и подготовку двора к летнему сезону, и даже приглашения на совместный гриль по поводу того или иного праздника.
Ирина Табакова
P.S. О проживании в финских многоквартирных домах порой рассказывают страшные истории. Мол, соседи друг на друга «стучат», поэтому и стенки «картонные», чтобы вся жизнь была на виду. Что после десяти вечера нельзя не только разговаривать громче, чем шепотом или смотреть телевизор, но даже пользоваться душем. Что, если вдруг вас «невзлюбили», то сделают все, чтобы выселить. Что без разрешения нельзя даже обои на стены наклеить. Ну и так далее.
Наверное, всякое бывает, и каждый решает проблему по-своему. Например, одна русская дама, которое соседи однажды написали на двери фломастером нехорошее слово, сфотографировала его, отнесла заявление в полицию. И получила, между прочим, компенсацию в размере 10 000 евро от этих самых обидчиков «за оскорбление на расистской почве».
Насчет картонных стенок - правда. Но дело не во всеобщей слежке, а в удешевлении строительства. Казалось бы, что мешает проложить между стенами дополнительную звукоизоляцию, ведь стоит она копейки? Но, наверное, в масштабах нескольких многоэтажных домов экономия выйдет существенная. Впрочем, никто не мешает вам сделать это самостоятельно. Как выяснилось, разрешение нужно получать лишь в случаях капитального переустройства (и, скорее всего, вы его не получите) или при «переменах», связанных с водой и электричеством. И это разумно. Ведь при плохом качестве, например, гидроизоляции в ванной, зальется в итоге весь дом, а расплачиваться придется виновнику.
Насчет того, что поздно вечером нельзя шуметь, тоже верно. Но ведь вам и самим, наверное, не понравится, когда вы хотите спать, а за стенкой идет пьянка-гулянка? В таком случае сначала попробовать договориться с соседями по-хорошему. Если не получится, обращайтесь в полицию: вы абсолютно равноправные жители этой страны, а стражи порядка получают зарплаты и из ваших налогов тоже.
Впрочем, иногда нервные финны первый этап пропускают. Реальная история - русскоязычные супруги ругались друг с другом, и было это в 9 часов вечера. Причем не было ни драки, ни биться посуды: просто разговор на повышенных тонах. Те не менее, через полчаса приехала полиция и сделала предупреждение.
В другом случае - когда в доме сняли квартиру для большой сомалийской семьи - терпения у соседей хватило гораздо надольше, хотя «громкие разговоры» по ночам велись постоянно. Не выдержали они лишь тогда, когда из «нехорошей квартиры» поползли червяки. Вызвали управляющего, тот открыл дверь и обнаружил в одной из комнат…огород. Не доверяя, очевидно, экологической чистоте овощей, продаваемых в магазинах, семья решила выращивать их самостоятельно.
Увы, никто гарантирует, что с соседями вам повезет. На их поведение не влияет ни месторасположение дома, ни год его постройки, ни престижность района. И убедиться в том, хорошие они или плохие, можно лишь после переезда. Кстати, то, что внизу, вверху и сбоку живут сплошные законопослушные финны, отнюдь не гарантирует по ночам тишины и спокойствия:
«У нас за стенкой кухня у соседей, каждое утро в 7 утра мы просыпаемся от звуков готовки, такое впечатление, что соседи просто берут ложки вилки и со всей дури бросают их в раковину. И так каждое утро».
«У меня были соседи смешные. Одна хохотала и разговаривала сама с собой часа в два-три ночи, кричала, как в рупор. Сумасшедшая была. Время от времени в «дурку» свозили. Потом возвращалась и через некоторое время опять начинала. Это которая снизу была. А соседи со стороны спальни почему-то стирали вручную ночами и полоскали в ванной белье. Было ощущение, что я в той ванной сплю, и прямо на мне полощут. Еще бутылки катали по полу, роняли. Квартира не арендная, своя».