Жить в столице, наверное, в любой стране неплохо. Здесь всегда бурлит жизнь, сидят самые главные политики, решаются самые важные вопросы и возвышаются самые исторические сооружения. Да и приобретенный (или врожденный) акцент столичного жителя принят за канон. Короче, не то, что «эта провинция».
А еще в главном городе обычно обитают самые богатые жители. Такая картина не зависит ни от века, ни от государственного строя, ни от географического положения. Зато от страны к стране меняется сама так называемая элита. Поэтому мы решили выяснить: а как им, богатым, вообще тут живется?И сразу же возник вопрос: а каким образом в Финляндии можно заработать хотя бы десяток миллионов? Ни нефтяной скважины, ни газовой трубы, ни алмазных пещер здесь не найти. (Наверное, поэтому крупных и прибыльных компаний не так уж и много.)
Государственная служба в Финляндии также не предполагает стремительного обогащения. О зарплатах членов парламента мы уже писали: именно они являются одними из самых «зарабатывающих». Всевозможные министры (и сам премьер) в месяц получают не особо много. Даже президенту для заработка первого миллиона требуется как минимум семь лет (160 тысяч евро в год, минус налоги и всевозможные бытовые расходы). «Пилить» же государственный бюджет мешает, наверное, врожденная законопослушность. Ну и тот факт, что пропажа даже одного миллиона евро будет достаточно существенна в момент кризиса.
Кто же здесь делает настоящие деньги? Как и во всем мире - топ-менеджмент, причем вне зависимости от состояния возглавляемой компании. «Золотой парашют» бывшего управляющего Nokia Стивена Элопа, при котором, кстати, этот брэнд окончательно развалился, составил 19 миллионов евро. Что вызвало справедливое возмущение как в самой компании, так в среде финских политиков. Господина Элопа убедительно просили вернуть фирме хотя бы часть, но он отказался.
В целом, доход только 152 граждан Финляндии в 2012 году составил более миллиона евро. На первом месте - исполнительный директор медицинского концерна Dextra с 24 миллионами евро. На втором - основатель компании по производству стоматологического оборудования Planmeca со 18,6 миллионами, на третьем -12 миллионов - вдова основателя корпорации Sanoma. А несколько лет назад этот список возглавлял «самый богатый финн» российского происхождения Геннадий Тимченко. (Впрочем, в каком-то интервью он уверял: так было не всегда. Его дочь даже когда-то спала в чемодане: не было денег на кроватку. Какой, однако, нелегкий путь от нищеты к богатству!) Сейчас он живет в Швейцарии, в окружении прочих российских олигархов, и в Суоми не появляется.
Считается, что богатые финны - это чаще всего «старые деньги», то есть доставшиеся по наследству. Разбогатеть с нуля здесь, действительно, довольно проблематично. В том числе и потому, что налог прогрессивный: чем больше получаешь, тем больше государству и отдаешь.
Кстати, финны не любят демонстрировать свое богатство. На улице можно запросто встретить миллионеров, которых даже не выделишь из толпы. Более того, порой по внешности они, скорее, напоминают «социальщиков»: одежда как из секонд-хэнд, никакой охраны, лимузинов, купания в шампанском, переноса понравившейся церкви в другую страну… Словом, как-то все без размаха. Непонятно даже, зачем им вообще нужны такие деньги.
А русская дама, встречавшаяся с весьма богатым местным жителем, рассказала такую историю. Пришла она как-то сразу после работы к нему в гости – в пятикомнатную квартиру, расположенную прямо над торговым центром Kamppi.
- Ты, наверное, есть хочешь?- поинтересовался возлюбленный, - А у меня и нет ничего. Пойдем вниз, я тебя накормлю.
Так как в центре находится бесчисленное множество ресторанов, то дама, конечно, предполагала, что поужинают они в каком-нибудь из них. Но пришли они на самый нижний этаж - в дешевую пиццерию, заказав наиболее экономичный вариант, да еще минимального размера. Поймав удивленный взгляд продавца, богач пояснил, кивнув на свою даму:
- Она очень мало ест.
Дома же разрезал малюсенькую пиццу еще напополам. Надо ли говорить, что этот роман не имел продолжения?
А еще рассказывают, что в ванной комнате частного дома у миллионера может стоять специальное ведро. После стирки в него полагается сливать воду, а затем использовать для наполнения унитазного бачка: ведь какая получается экономия!
- Богатый финн, - делится опытом один из местных риэлтеров, - это, скорее всего, богатый русский, сменивший фамилию.
Стереотип настолько сильно въелся в местное сознание, что, увидев какой-нибудь огромный особняк, девять из десяти человек скажут: владелец-то русский.
Кроме, конечно, тех случаев, когда перед входом возвышается огромный фонтан-статуя. Тогда хозяин, наверняка, с ближневосточными корнями.
Тем не менее, элитная недвижимость - один из признаков миллионера, но и с ней в Финляндии все обстоит довольно интересно.
Она, безусловно, есть, хотя привередам, считающим, что квартира дешевле десяти миллионов бросает пятно на репутацию, придется нелегко. Общая «малогабаритность» даже новых домов не позволит отстроить хоромы с тремя ванными и джакузи, а обитание в историческом центре принесет к тому же постоянный грохот трамваев и туристов под окнами.
Вид на парламент, президентский дворец или центральную площадь города? Спросом квартиры с такими параметрами среди местных богачей не пользуются, а избавиться от них потом довольно сложно.
Элитная дача с виллой и несколькими гектарами тоже не даст владельцу возможности насладиться собственным статусом. Хотя бы потому, что по этим гектарам может бродить любой желающий, собирая грибы или просто наслаждаясь видом. Скрыться от них за высоким забором не удастся: здесь их строить не принято, да и закон порой не позволяет. Собственный кусок моря или озера? Опять же с обязательным допуском к ним всех желающих для купания, загорания и даже ловли рыбы. Ведь природа - это общее достояние, и в Финляндии относятся к этому очень серьезно.
С крутыми гостиницами тоже «облом». В Хельсинки пятизвездочных только две - Кamp и Glo.(Любимые, кстати, места проведения корпоративных вечеринок у российских фирм.) Но и здесь номер за триста евро будет отличаться от президентского люкса исключительно размерами и, возможно, корзиной фруктов на столике у кровати. Известная история, когда в Лас-Вегасе портье получил полмиллиона за то, что нашел среди ночи постояльцу частный самолет, для Хельсинки не свойственна: работники отелей одинаково доброжелательно относятся к клиентам разных «ценовых категорий».
Особняк с личным дворецким тоже не светит. Хотя все-таки можно блеснуть в обществе, вступить в загородный клуб или ежедневно радовать ночные дискотеки своим присутствием. Гольф вполне реально заменить на сквош (он в последние пятилетие стал популярным среди людей «высшего света».) Ехать далеко не надо, и всегда можно сэкономить на наборе клюшек – арендовать, например, ракетку за пять евро. Да и времени занимает меньше – в понедельник ведь на работу, зарабатывать очередной миллион.
Алексей Табаков