Северные страны внесли ощутимый вклад в мировую мифологию. Великий Один менял глаз на мудрость, огромный волк был готов моментально съесть солнце, когда это кому-то необходимо, мир обещал погибнуть в огненной купели, а Локи занимался всякими непотребствами с лошадьми. Однако, чем ближе к современности, тем более мягкой становилась религия, ведь гонения отнимали слишком много времени и сил, а огромные волки переселились в заповедники.
Сегодня евангелическо-лютеранская церковь, чьими прихожанами являются четыре миллиона граждан, удивительно подходит к атмосфере Финляндии. Общая толерантность, множество правил, отсутствие помпезных внешних украшений и периодическая раздача глинтвейна...
Во время такой раздачи наш корреспондент Алексей Табаков как раз и встретился с епископом города Хельсинки Ирьей Аскола. Дождливым и довольно темным утром она с советниками и церковным хором раздавала имбирные печенья спешащим на работу горожанам. Подобная близость к народу не была привязана к какому-то празднику. И традицией не является — просто парк находится прямо через дорогу от офиса епископа.
- Сегодня люди уходят не от религии или бога, а скорее, от института церкви, - считает епископ. - Правила, сборы, ритуалы современному человеку, которому все время «некогда», могут показаться излишними. И поэтому нам приходится меняться и пытаться помочь людям в их ежедневной мирской жизни. К примеру, сейчас она уделяет много внимания поддержке. Когда безработица стремительно растет, люди приходят в церковь с вполне конкретными запросами — прибавки к пособию, и мы ищем способ эту прибавку найти. Причем иногда не только лютеранам, но и тем, кто исповедует православие или ислам. Кстати, при этом мы не пытаемся «переманить» прихожан из других конфессий.
Но так же мы не забываем про помощь психологическую. Иногда говорят, что Финляндия - страна одиноких. Не могу с этим согласиться, но проблема действительно очень серьезная. И гораздо чаще к пастору приходят не с вопросами о смысле жизни, а в поиске практических ответов. У нас спрашивают, стоит ли разводиться, как найти кого-то, с кем можно поговорить, как правильно поступить в той или иной ситуации. И поэтому нам приходится работать в качестве психологов, где расплывчатые определения и ответы, скорее, вредны. А если человек — как ему кажется - потерял смысл жизни, то мы советуем для начала просто попытаться вспомнить момент, когда это произошло, и что он делал до этого.
А еще связь лютеранской церкви с народом поддерживается обрядами. Венчания, похороны, конфирмация. Условия последней различаются для взрослых и детей. Эти «услуги» бесплатны, но доступны только членам церкви.
В Финляндии церковь живет за счет нескольких источников доходов. Первый и самый главный - это церковный налог. Он достаточно низок и составляет около одного процента. Однако именно за его счет можно заниматься благотворительностью, проводить какие-то социальные программы, выплачивать пособия. И когда меня спрашивают: «зачем мне становится членом церкви, зачем эта официальность?» я отвечаю, что ваши взносы помогают другим людям.
На воскресных службах мы собираем пожертвования. Как и любая организация, церковь владеет недвижимостью. К примеру, мы можем сдавать квартиры, а так же у нас есть несколько лесных участков. От государства мы получаем средства на поддержание церквей, входящих в список культурного наследия, и за уход за кладбищами. Но в целом работать мы можем только при поддержке населения.
Церкви приходится меняться вслед за обществом. Да, есть основополагающие истины, от которых мы никогда не отступим, но в остальном мы будем проявлять гибкость. Нам необходимо отвечать на вопросы граждан, особенно на те, что кажутся нам сложными или недостойными упоминания. Именно поэтому мы уже давно пришли в социальные сети. И не только как организация, а как отдельные люди. В фэйсбуке мне приходится общаться с огромным количеством людей, чьих взглядов я не разделяю, а они не разделяют моих.
Церковь и государство должны быть разделены, но на практике выходит не всегда. К примеру, во всех партиях есть представители христианства, и иногда они апеллируют к религии, как доказательству своей правоты в вопросах, которые никакого отношения к ней не имеют. Так же как и я, высказывая свое мнение по политическим вопросам, могу рассматриваться не как обыкновенный гражданин, но как епископ.
Политики должны делать свою работу и пытаться уговорить избирателей поддержать их точку зрения, а не решать за нас. А граждане, в свою очередь, должны понимать, что от лица церкви могут говорить только ее служащие. Например, жесткие высказывания партии Христианские демократы зачастую расценивают как наше мнение, а это сильно портит репутацию.