До чего же несчастная жизнь у консультантов в магазинах! Люди становились юристами, журналистами, поварами или, в крайнем случае, испытателями китайских парашютов, а он занимается тем, что целый день рассказывает о том, какую замечательную штуку вы сейчас держите в руках, и почему было бы неплохо купить еще парочку таких же. Рассказывает всем, кто неосмотрительно проходит в радиусе пяти метров. Вот и сейчас:
-Я могу вам чем-то помочь?
Человек в тщательно пожеванной футболке выронил фотоаппарат и затравленно заозирался. Только что он сумел прорваться через косметический отдел, быстро преодолел ряды пиджаков, сделал несколько снимков желтых «призраков» и крайне неосмотрительно остановился в отделе мужской одежды. Теперь, каждый раз, когда он норовил прислониться к какой-нибудь вертикальной поверхности и вытащить фотоаппарат, откуда-то слева выплывал очередной консультант. Лучась поочередно улыбкой, настроением и формой он так искренне предлагал свою помощь, что, отвечая раз за разом «Да я, тут, это, ну короче, спасибо…» начинаешь чувствовать себя виноватым.
Если быть честным, то Сумасшедшие Дни в Стокманне для меня лично это что-то сродни вторжению инопланетян. Все куда то бегут, сметают товары с полок, плачут дети, мир стремительно желтеет... Впрочем, как и любой другой большой шоппинг. Так что, оправляясь сделать несколько фотографий «этих сумасшедших» не ожидал никакого подвоха.
-Да, как всегда, будет толпа средневозрастных женщин, - сделал прогноз перед моим походом один знакомый финн. Оказалось, что кроме них сюда пришел весь Хельсинки, да и все остальное население земного шара, оставив дома только несколько китайских провинций.
Первые признаки безумия начинаются еще в нескольких километрах от центра города. Вагон метро забит людьми, судорожно листающими толстенные желтые фолианты, полные скидками, предложениями от которых нельзя отказаться. А на встречу едут поезда, изнутри забитые желтыми пакетами. Владельцы спешат сбросить груз домой и вернуться. В смысле докупить все, что еще осталось. Этим, кстати, воспользовались самые умные агитаторы и установили предвыборные палатки прямо напротив входа в магазин. Судя по их расчетам, человек, последние семь часов мерявший свитера с галстуками проголосует за любого, кто предложит ему кофе с печеньем. И при этом не станет предлагать что-то купить.
То, что происходит на этих семи этажах сложить в одну картину практически невозможно. Вот, например, пухлый ребенок роняет на себя огромный рожок мороженного и тот час же получает еще один. Маме некогда отвлекаться, она уже стоит перед выбором: нужно ли ей это бальное платье с открытой спиной? Если не нужно ей, то, может, подойдет подруге? Что было раньше курица или яйцо? О, этот вопрос имеет совершенно однозначный ответ по сравнению с тем, какое из этих двух платьев выбрать. И, если на горизонте появится третье… А вот суровый седой товарищ мрачно смотрит на «бассейн» наполненный ботинками. Нахмурившись, он, наконец, решительно встряхивает седой гривой и начинает набивать пакет. Одна пара, две, три. Секунд двадцать раздумий, и ним присоединяется четвертая.
За всем этим ехидно наблюдает манекен, с красивой табличкой «-70%». Сегодня его звездный час, следующим утром с него попытаются снять штаны, уронят и отколят голову. Но сегодня пока еще его день. Кто лучше его понимает, в чем смысл шоппинга?
Алексей Табаков