Экстрадиция, как известно, это «выдача одним государством другому человека, совершившего преступление или подозреваемого в нем». Основанием для запроса являются не только подписанные странами договора, но и международная обстановка, а также насколько резонансным является преступление.
Ведь чем оно известнее, тем больше вероятность, что официальные лица вместо реального расследования начнут прикрываться “интересами государства”. А что ждет фигурантов не столь громких дел? Рассказывает адвокат и руководитель юридического бюро Nordlex Игорь Хитрухин.- Во-первых, одно из преимуществ гражданства - пусть и двойного — Финляндия своих граждан не выдает. Как впрочем, и многие страны, Россия, в том числе, - рассказывает юрист. - В других случаях возможны варианты. Вот, например, случай с одним россиянином. США обвинили его в хакерстве и компьютерном мошенничестве на миллионы долларов. В итоге, он, совершенно случайно оказавшийся в Финляндии, был тут же задержан и выдан властям Америки. Зато российского же гражданина, обвиняемого Азербайджаном в преступных махинациях, выдавать не стали — по причине того, что там «нет демократии и не соблюдаются права человека».
Впрочем, чиновников это не интересует. Главное, что где-то в инструкциях записано, что той или иной в стране «все хорошо». Или, наоборот, «плохо».
Да и вообще, по мнению адвоката, «политической составляющей» в вопросах экстрадиции придается, может быть, слишком большое значение. Чем многие и пользуются. Подозреваемому иногда достаточно объявить себя членом какой-нибудь оппозиционной партии, заявив, что его преследуют исключительно из-за этого. И избежать экстрадиции.
Впрочем, в некоторых случаях удается достучаться и до здравого смысла. Когда еще одного российского гражданина потребовал выдать из Финляндии Казахстан, обвиняя в торговле незаконными препаратами (якобы их нашли в доме родителей) тот сумел доказать, что не был в стране уже лет, как минимум, десять, а потому обвинять его не в чем.
Это все о «счастливых случаях». Теперь о «несчастных». Самое неприятное, что экстрадиция из Финляндии может грозить потерей вида на жительство, причем даже постоянного. Нет, здесь человек ничего противоправного не совершил, претензий к нему нет...
Но, согласно действующему законодательству, пребывание за пределами Финляндии без уважительной причины более двух лет приводит к автоматической потере ПМЖ, и придется начинать все сначала. С временным видом на жительство еще сложнее. Ведь процесс расследования уголовного дела может длится годами, и, естественно, подозреваемый не сможет все это время работать в Финляндии, обеспечивая себе необходимый доход.
Что касается людей с туристической визой, попавших под запрос Интерпола, то в случае положительного решения об экстрадиции, о поездках в Европу придется забыть. Шенгенская виза, естественно, аннулируется. Более того, информация об этом передается в единую базу данных. То есть, отказ гарантирован даже при планируемом путешествии, допустим, в Испанию или Грецию.
По правилам, через несколько лет запрет должен быть снят. К сожалению, чиновники нередко перестраховываются и оказавшемуся однажды в «черном списке» визу уже совсем не выдают. В таких случаях юрист рекомендует пообщаться лично с консулом и попробовать убедить его поменять решение своих подчиненных.
Да, насчет тех, кто действительно совершил преступление — неважно, в России или в Европе. В консульствах и посольствах Финляндии работают сотрудники полиции, которые в обязательном порядке делают запрос на каждого заявителя. Поэтому нередки случаи отказов, даже если в анкете человек это указать «забыл».
Впрочем, все зависит от тяжести преступления. Если оно, действительно, серьезное, то могут отказать даже в «воссоединении семьи», которая проживает в Финляндии.
Ирина Табакова.