Слово “welfare” действует магически. Ради него люди пересекают континенты, мирятся с высокими налогами и внимательно подходят к выбору страховой компании. Впрочем, с человеческим миром все ясно. Зато мало, кто знает, что скоро будет рассматриваться новый закон о благополучии животных, и в зависимости от его итогов, многое в стане владельцев братьев наших меньших может измениться. Подробнее об этом, а так же о том, как в Финляндии следует заботиться о своих питомцах, рассказывает представитель Finnish Federation for Animal Welfare Associations (SEY).
Заводить отдельный счет, чтобы ваша новая лошадь могла получать пособие, к счастью, не придется. Зато хозяин четвероного может расчитывать на некоторую компенсацию.
К примеру, деньги на расселение. Считается, что жеребенок или теленок имеет право на собственные квадратные метры, поэтому расширение коровника или стойла являются обязательным элементом. Поэтому, если закон будет принят, фермеры смогут хотя бы частично компенсировать расширение из городского бюджета. И не только.
Например, применение обезболивающих. Есть ряд операций, при которых их использование не является обязательным, в их числе кастрация или прижигание рогов. С одной стороны закон, в случае принятия, уберет эти исключения, с другой должен как-то компенсировать фермерам дополнительные траты.
Кроме того, право на избавление от боли вступает в конфликт и с религиозными обычаями. По закону Финляндии перед забоем животное должно быть оглушено. Однако, например, халяльное мясо требует того, что бы его “источник” был зарезан в сознании.
В случае же ужесточения закона, многим мусульманским мясным лавкам придется либо поднимать цены из-за необходимости импорта, либо в случае полного запрещения ввоза халяльного мяса, закрывать бизнес.
Все эти изменения затрагивают лишь крупный скот. Поэтому, если ваш кот также намекает, что ему с вами тесновато, на выплаты даже не рассчитывайте. Ведь домашний питомец полностью находится под ответственностью владельца.
Впрочем, и здесь вскоре могут быть изменения. В первую очередь, это касается чипирования. Грядущий закон планирует обязать вшивать датчик каждому животному.
В случае с кошками это должно сильно сократить число выброшенных на улицу животных. И, хотя встретить бродячего кота в Хельсинки сложнее чем лося, тем не менее, в целом по стране более двадцати тысяч усатых-полосатых оказываются на улице каждый год. Причем это часто больные или травмированные животные, хозяева которых решили не тратить деньги на их лечение. Тотальное же чипирование и регистрация должно справится с этой ситуацией. Ведь хозяин заброшенного кота будет в любом случае найден, а счет за прибывание в приюте может с легкостью превзойти двухнедельное времяпровождение в пятизвездочный гостинице его самого. Такой срок обусловлен тем, что пока приют обязан заботиться о помещенном в него животном пятнадцать дней.
Если за это время найти владельца (старого или нового) не удается, то кошку или собаку разрешено усыпить. По данным SEY ежегодно так поступают с тремя тысячами заброшенных животных.
Кроме того, в Финляндии благополучие питомцев рассматривается не только в физическом плане, но и в психологическом. Поэтому хорошее состояние рассматривается, как возможность животного адаптироваться к окружающей среде. Хотя те же кошки тысячелетиями обитали в дикой природе, и несколько дней на дикой природе в безопасном Хельсинки не должны им сильно повредить. Тем не менее, считается, что для домашнего кота естественной средой является именно квартира и адаптировать его к лесу придется хозяину. В противном случае долг владельца питомца будет считаться исполненным недобросовестно, и надзорные органы могут выписать штраф, провести курс профилактических бесед или попросту изъять питомца.
Собаки реже выбрасываются на улицу, но зато сильно страдают от нелицензированых разводчиков. Потомство в таких случаях чаще всего получается, мягко говоря, не здоровым, имеет огромное количество врожденных дефектов и качеством жизни похвастаться не может. Сегодняшний акт о благополучии животных гласит, что разведение и сращивание запрещено в случае возможных физических страданий питомцев. Также предполагается внести и стресс в перечень опасных для животного состояний.
Кроме этого, изменения коснутся и секции 8, ограничивающий применение генетических технологий и вынудят уделять больше внимания тренировке собак. А для тех, кто только раздумывает завести пса, SEY уже выпустили брошюру Fiksun koiranostjan opas.
На шестнадцати страницах специалисты попытались рассчитать, сколько будущему владельцу понадобится на это денег и времени. Поэтому, если вы испытываете недостаток хотя бы чего-то одного, то с покупкой собаки лучше повременить.
К тому же, в свод основных прав питомцев, помимо кормления, заботы и медицинской поддержки, входят право на игры и исследование окружающей среды.
За более экзотичных животных отвечает общеевропейский закон. И основной преградой на пути их приобретения является, в первую очередь, невозможность создать им привычную среду обитания. Поэтому завести тигра не удасться даже не столько потому, что, скорее всего, он вас в итоге съест, а по банальной причине - родные джунгли дома или на загородном участке не воспроизведешь.
Тоже самое касается и одомашнивания диких животных. Поэтому не рекомендуется слишком “располагать” к себе зайцев или белок - привыкнув к вам, с жизнью в дикой природе они справляться перестанут. А водящуюся в столичном регионе рысь, несмотря на ее небольшие размеры и общую кошачность, одомашнить вообще и не удастся.
Для любителей животных каждый год SEY организует animal week (Eläinten viikko) - сразу несколько мероприятий и семинаров, посвященных “зверю года”.
В 2016 - это лошадь. Что интересно, именно с них в 1901 году в Финляндии и началась деятельность организаций, защищающих животных. В начале двадцатого века парнокопытные страдали в основном из-за огромного объема выполняемых работ.
А сегодня основной проблемой является излишний вес и малоактивный образ жизни. Отчасти к такой ситуации привел бум популярности на покупку собственной лошади, возникший около десяти лет назад. Однако вскоре многие владельцы поняли, что содержание скакуна обходится в очень большие и удручающе регулярные суммы. Кризис 2008 года только ухудшил ситуацию, а продать такое животное с рук, да еще и в короткий срок практически невозможно. Поэтому в лучшем случае лошадь постоянно остается в стойле, где ест и толстеет.
Алексей Табаков