Адрес знает каждый таксист
Каждый таксист в Хельсинки знает этот адрес — Steniuksentie, 20. Здесь находится Центральный приют финской столицы. Любой житель, испытывающий насилие в своей семье — мужчина, женщина, ребенок — может «сбежать» сюда и получить не только временное убежище. Приют открыт семь дней в неделю круглосуточно. Кризисный телефон:
09 477 718 10.Одна из задач — обеспечить нормальный ритм жизниПервое впечатление — чрезвычайно аппетитный запах, доносящийся из кухни. Повар готовил ланч — мясной рулет с овощами и пряными травами. Впрочем, если меню не нравится, можно приготовить еду себе самому. Кухня для «клиентов» здесь есть. — Но ей редко, кто пользуется.
Во-первых, мы обеспечиваем всем — в том числе, детским и диетическим питанием. Во вторых, «жертвы» убегают из дома в экстренных ситуациях, очень часто без денег и теплой одежды. Они в кризисе, и им не до готовки, — рассказывает директор Karola Grönlund. – Одна из наших задач — обеспечить нормальный ритм жизни.
Особенно для детей. Чтобы их вовремя покормили, почитали книжку, поиграли, уложили спать. Это так же важно, как и все остальное — психологическая и социальная поддержка, помощь в решении вопроса о разводе, о дальнейшем месте жительства, финансовые вопросы, возбуждение против члена семьи уголовного дела. Впрочем, только клиенты решают — что они собираются делать дальше. Мы лишь помогаем. И стараемся работать целиком со всей семьей. Ведь насилие — это общая проблема. Не обязательно, что 100 % виноват всегда лишь тот, из-за кого «жертва» сюда попала.
Самая большая группа — женщины в возрасте 20-30 летПрофессиональная работа, в виде организации приютов для терпящих насилие в семье, началась в Финляндии с 1979 года. Сейчас в стране их примерно 125. Хотя, по мнению Европейского Совета, исходя из численности населения, их должно быть не меньше пятисот. Наверное, все упирается в деньги. За содержание «одинокого» клиента город Хельсинки платит 122 евро в день, за семью — обычно женщину и двоих детей — 305 евро. В год через приют «проходит» около160 взрослых и 200 детей.
Пример из краткого отчета за прошлый год.
Через приют прошло: 188 детей, 149 женщин, 6 мужчин. 76 % взрослых приехали с детьми. Почти 80 % состояли в браке, 7 % — в разводе и 14 % — одиноких.
Самая большая группа — женщины в возрасте 20-30 лет с маленькими детьми, хотя есть и пятидесятилетние.
Трое из четырех работают, учатся или находятся в декретном отпуске.
73 % попали в приют в первый раз. 77 % — «жертвы» физического насилия. И каждый признается, что испытывал и моральное.
29 % — иммигранты.
Услуги переводчика бесплатныеКстати, услуги переводчика — если «клиент» совсем не знает финского или, хотя бы, английского языка тоже оплачивает приют. Чисто медицинская помощь здесь не предоставляется. Люди должны сами идти к врачу. Визит в государственную поликлинику обходится примерно в 12-20 евро. Но так как очень часто у них и таких- то денег нет, за них платит город Хельсинки.
То же касается и специально выделенного — около 20 квартир — жилья, в которых можно «пересидеть» полгода. По идее, оплачивать должны сами «арендаторы». Но, так как на улицу по причине некредитоспособности их не выгонишь, опять же деньги поступают из столичного бюджета. А, например, специализированную помощь мужчинам — жертвам домашнего насилия — на 85 % финансирует ассоциация игровых автоматов.
Что касается всего остального, то в большинстве это спонсорство. Например, мебель дарит магазин IKEA, телевизоры — супермаркет бытовой техники Gigantti. Игрушки детям покупаются на средства, которые перечисляют самые различные организации и частные лица.
Запрещено фотографироваться и общаться с прессойВ основном, конечно, в приют попадают не самые обеспеченные слои населения. Но есть женщины (порой мужчины) из очень богатых семей. К сожалению, директор сообщила, что клиентам строго запрещено фотографироваться, давать интервью и рассказывать свою печальную историю прессе. В течение всего времени, пока они находятся в приюте.
Это продиктовано правило, прежде всего, их интересами. И это правда. Например, такая деталь. Здесь считают, что ребенок должен общаться с обоими родителями, даже если по вине одного из них он и попал в приют. Поэтому такие встречи тут организуются. Правда, в присутствии опытного сотрудника.
– А можно ли у вас пожить, если просто нет денег и квартиры? — поинтересовались мы у директора. Наверняка, такой вопрос возник не только у нас.
–Увы, нет. Только если вы являетесь жертвой домашнего насилия. Конечно, вы можете приехать хоть посреди ночи. Но только социальные работники дадут разрешение вас сюда поселить.
Отсутствие реальной причины не единственный повод для отказа. Приют — убежище для тех, кто имеет финское гражданство или вид на жительство.
–Неужели, если к вам придет избитая мужем женщина с детьми, проживающая здесь нелегально, вы сдадите ее полиции?
– Мы — нет! Но обязательно сообщим о ней социальным работникам. Такое правило. Кстати, в Финляндии действует специальная служба для женщин-иммигранток. Но об этом в следующий раз.
«Новости Хельсинки»