“Жизнь непростая штука: дает нам кучу лимонов, а в конце еще и умираешь”, - задумчиво произнес министр иностранных дел Финляндии на встрече с представителями международного пресс-центра, подводя итог получасового рассказа о ситуации в мире. Журналисты покивали и перешли к неудобным вопросам. Итак, что Тимо Сойни думает о Brexit, миграционном кризисе, отношениях с Россией и ситуации в Сирии? На встречу министр, в традиционной белой рубашке и синем галстуке (под стать флагу) прибыл с небольшим опозданием, застряв в пробке по пути из Эспоо. Выразил надежду, что с продлением метро такие проблемы останутся в прошлом и посетовал, что уже завтра придется улетать в Тайланд. К сожалению, не в отпуск.
- 502 дня я нахожусь на этой должности, и в самом начале радовался возможности так часто путешествовать, - вспоминает мистер Сойни, - теперь могу точно утверждать: никакого веселья в этом нет. Каждая новая страна для меня теперь - новая конференц комната. Ведь больше ни на что времени не хватает.
Перемещаться по миру министру иностранных дел Финляндии, действительно, приходится часто. Внутри Евросоюза - по вопросам выхода Великобритании. И, если среди рядовых граждан эта тема уже отошла на второй план, то для государственных служащих как раз настают напряженные времена.
- Я всегда был евроскептином и довольно давно ожидал такого события как Brexit, - признается министр, - сам я его не поддерживаю, да и работой системы ЕС в целом тоже недоволен.
Британия - очень здравомыслящая страна и сейчас мы ее теряем. Однако нельзя назвать результаты голосования неожиданными. Да, в Лондоне процент сторонников выхода был меньше, но в столицах люди всегда голосуют несколько иначе, это касается и Хельсинки, и Москвы, и Лондона.
Возможен ли Finеxit? Ведь по мнению экспертов, если кто и станет его лицом, то именно Тимо Сойни.
- Наверное, сейчас большинство граждан выскажется против на подобном референдуме, - уверен он, - и, как человек занимающий должность министра, я, безусловно, не поддерживаю его проведение. Однако мы не должны запрещать дискуссию, даже если она выглядит опасной. Я абсолютно уверен, что нет “неправильного” голосования. Люди сделали верное решение, проголосовали за хорошую партию или прекрасного кандидата? Значит, и их дела пойдут хорошо. В обратном случае - наоборот. Граждане всегда сами отвечают и будут отвечать за последствия своего выбора. Ограничивать его - значит создавать дополнительные проблемы.
Ситуация, когда вторая по эффективности экономика еврозоны, страна со вторыми по силе вооруженными силами покидает союз, несмотря на возможные потери, говорит сама за себя. Сейчас и здесь есть две основные повестки, решение которых должно вернуть доверие людей к такой большой организации. Первая - это создание рабочих мест и связанный с ними экономический рост. Когда в некоторых странах уровень безработицы достигает двадцати процентов, сложно показать гражданам, что мы движемся в правильном направлении, и что завтра будет лучше. Вторая - это безопасность. Теракты во Европе показали, что сотрудничество между странами помогает решить последствия подобных катастроф, однако для их предотвращения требуется гораздо больше. Не добавляет спокойствия и миграционный кризис.
- В какой-то момент люди начали думать, что ситуацию никто не контролирует, а это гораздо опаснее, чем непосредственно поток беженцев, - считает мистер Сойни, - да и в разрешении кризиса мы пока не преуспели.
Масса просителей убежища устремляется в Финляндию потому, что они неверно информированы о легкости получения вида на жительства. На практике это оказывается совсем не так. В итоге многие граждане Ирана, Сирии и Сомали, попав в Финляндию, оказываются в ситуации, когда страна не может их принять. В то же время мы не можем вернуть их на родину из-за того, что правительства этих стран не подписали соответсвующие договора. Недавно мы инициировали подобные переговоры с властями Афганистана. К тому же, разные регионы Сомали или Ирана имеют достаточно разный уровень безопасности, и мы часто наблюдаем картину, когда человек получал вид на жительство, а потом несколько раз в год ездил на родину.
В теории, справиться с миграционным кризисом должна была помочь Турция, но попытка переворота осложнила не только решение данной проблемы, но и отношения между недавним кандидатом в Еврозону и Финляндией. С одной стороны, переворот всячески осуждается и признаются только законные методы смены власти - выборы, импичмент…С другой - возникшая дискуссия о возращении смертной казни и репрессии к представителям армии и профессорского состава также потребовала обсуждения.
И не стоит забывать, что во время попытки переворота погибли сотни людей и кому-то в итоге придется за это отвечать.
Кризис в международных отношениях также все больше влияет на Финляндию. Например, недавний инцидент с пересечением воздушной границы страны российскими истребителями отнюдь не способствовал снятию напряжения.
В подобных случаях действует строгий протокол. Поднимаются по тревоге наши вооруженные силы, делается снимок нарушителя границы, инициируется расследование. По итогам которого вызывается посол той или иной страны. В конце концов, не только российские самолеты иногда залетают на нашу территорию. Иногда это происходит из-за ошибок в навигации, иногда из-за плохой погоды… Именно поэтому так важно продолжать общаться на высшем уровне. Можно по разному относится к ситуации. Мы предпочитаем практично. Напряженные отношения между Россией и НАТО, странами балтийского региона - это все часть и специфика нашего региона. Нам приходится говорить друг с другом. Тем более, у Финляндии уже был тяжелый опыт войны с Россией и мы не хотим его повторения. Не боимся, нет, но не хотим. Но к сожалению, вынужден признать, сейчас наше влияние на Россию очень ограничено.
За океаном в данный момент тоже решается многое. Выборы в США всегда были громкой темой за пределами материка, однако в этот раз все кажется еще серьезней.
- Эта компания не столько самая “громкая”, - говорит Сойни, - сколько самая негативная, и это печально. Однако я считаю, что представитель партии должен быть и самым ярким сторонником ее ценностей. Республиканцы должны быть показательно жесткими, демократы показательно либеральными. К тому же в Европе в целом, и Финляндии в частности, другой подход к выборам. Раз в шесть лет выбирают президента, раз в четыре состав парламента, поэтому у кандидатов и действующих должностных лиц есть время передохнуть. В США же предвыборная компания, учитывая структуру Конгресса, в принципе не прекращается, и политикам приходится быть активными все время.
Тем не менее, кто бы не победил на грядущих выборах, Финляндия будет сотрудничать с победителем.
Последним вопросом стал рост националистических настроений. На него мистер Сойни отвечал уже как лидер партии.
В парламенте страны нет экстремистских партий и быть не может, - заверил он, - Perussuomalaiset осуждает насилие в любом его проявлении, а высказывания отдельных членов партии не являются ее официальной позицией. Те, кто поддерживал незаконные методы, был немедленно исключен из нашей партии.
Алексей Табаков