Одним из несомненных плюсов профессии спасателя является разнообразие. Никогда не знаешь, какой вызов будет следующим, - рассказывает пожарник с тридцатилетним стажем, распахивая двери машины, - именно поэтому вот здесь у нас есть, к примеру, мешки для ядовитых змей, а в том ящике - контейнеры для пауков. Taisto Hakala прошел долгий путь до главы отдела главной спасательной станции Хельсинки. А наш корреспондент Алексей Табаков не только поговорил с людьми, которые ездят на больших красных машинах и ведут яркую - в самом прямом смысле слова - жизнь, но и своими глазами увидел, как все работает.Оберегать жителей от всевозможных неприятностей в Хельсинки начали еще в середине восемнадцатого века. Тогда в городе появился первый пожарный насос, а через сто одиннадцать лет - в 1861 году - первая профессиональная пожарная бригада. С тех пор произошло много всякого, например ввели в обращение телефон (через двадцать лет), открыли курсы первой помощи, а еще через сто лет и академию, где начали обучать спасателей.
До 2004 года ответственность за бригады быстрого реагирования отвечал каждый отдельно взятый муниципалитет. Затем произошло первое “укрупнение,” и Финляндию разделили на 22 “спасательных” региона.
Единственным городом, который сохранил централизованное управление своими срочными службами, остался лишь Хельсинки.
Впрочем, через два года планируется создать отдельный орган, который займет позицию между правительством и муниципалитетами. В его задачи будет входить контроль за как за чрезвычайными происшествиями, так и за мелкими инцидентами. У этой реформы есть немало “политических” причин, но главная, скорее всего, экономическая. Дальнейшее движение к централизованному управлению позволит сэкономить немало средств, хотя и увеличит нагрузку на тех кто работает “в поле”, то есть, на спасателей - пожарных и парамедиков.
При этом слово “поле” можно понимать почти в буквальном смысле. Поскольку Хельсинки практически со всех сторон окружен водой, в которой найдется немало островов, то немало инцидентов происходят отнюдь не на твердой земле.
Формально - это уже зона ответственности береговой охраны. Но эта служба взяла на себя контроль только над солеными водами. Реки, озера и глубокие пруды по-прежнему в юрисдикции каждой из восьми спасательных станций города.
На случай, если пожар произойдет на каком нибудь острове, департамент имеет три специальных судна. На практике же выясняется, что флотилия выходит не маленькой - еще сотня небольших лодок используется, к примеру, для сбора разлитой нефти.
Основных задач у спасательного департамента четыре. О первом мы уже писали - это неотложная медицинская помощь. Именно на нее приходится львиная доля вызовов и выездов - в прошлом году их набралось почти пятьдесят пять тысяч.
Затем следует наиболее спокойная и бюрократическая работа - предотвращение инцидентов. Сегодня в Финляндии насчитывается около четырнадцати тысяч инструкторов по безопасности.
Как правило, это не отдельная профессия, а дополнение к работе учителя, медсестры, социального работника или риск-менеджера. В крупных компаниях спасатели обучают даже управляющего директора. Который, в свою очередь, уже должен позаботится о том, чтобы все сотрудники знали, что делать в той или иной экстремальной ситуации.
Сюда же входят и плановые проверки. Например, в ресторанах и кафе инспектор проверяет не только кухню и наличие запасных выходов, но и, к примеру, такой факт: законно или нет увеличилось количество столиков сверх разрешенного по бумагам числа. Также именно эта служба ставит свое разрешение (в числе многих других инстанций) на планах постройки любого здания - от частного дома до электростанции.
Но главной задачей, разумеется, всегда остаются те самые спасательные операции.
Как показывает практика, самой частой причиной вызова является срабатывание автоматической пожарной сигнализации. Не той, что находится в квартире и слышат которую только сами жильцы и их соседи, а устройства расположенного в торговых центрах, школах или тренажерах залах. Девять из десяти таких срабатываний не имеют никакого отношения к пожару, но по инструкции владельцам заведения необходимо вывести всех посетителей и дождаться прибытия профессионалов.
В топ-лист наиболее частых происшествий также входят аварии на дорогах и инциденты с животными. Причем стереотипный пожарный, снимающий с дерева кошку, в прошлом году выезжал на вызовы чаще своего коллеги, которому приходилось доставать людей из разбитых машин - 687 раз против 681.
Кошками, впрочем, дело не ограничивается. Птенцы выпадают из гнезд, сами гнезда находятся в опасных местах, собаки, погнавшись за белкой, застревают в норах.
А учитывая растущую популярность содержания дома всяких экзотических животных, необходимость мешка для змей выглядит вполне обоснованной.
На спасательной станции есть даже огромная резиновая лошадь, на которой персонал тренируется справляться (к примеру, аккуратно поднимать с земли) раненых оленей или лосей.
Впрочем, если вам довелось столкнуться с агрессивным животным, то приедет уже полицейский наряд, в чью обязанность входит защита населения от подобных бед.
Четвертая задача спасателей связана с защитой - в обязанность МЧС входит организация гражданской обороны. И военный аспект здесь является не главным.
Ведь помимо кризиса, связанного с появлением потенциальных вооруженных формирований на горизонте, существуют еще три, гораздо более реальных - техногенный, природный и экономический.
К счастью, удачное расположение Хельсинки не предполагает ураганов, землетрясений или опасности утечки радиации. Зато природа способна подкинуть наводнение. В этом случае часто привлекается армия - в качестве дополнительных рабочих рук. Укладывать мешки с песком, например.
О кризисе экономическом Taisto рассказал на примере Греции. Когда в один не самый прекрасный день банки перестают выдавать деньги, на улицах скапливается все больше и больше людей, и никто не знает, что будет дальше. Поэтому, скорее всего, кто-то рано или поздно наберет “112”.
- Все, что происходит в Европе, может произойти и в Финляндии, - утверждает Taisto, вспоминая террористические акты, - поэтому мы пытаемся работать со всеми слоями населения. В Швеции, например, есть районы, куда пожарные или скорая не поедут без сопровождения полиции. Допускать в Хельсинки такого нельзя. Поэтому мы хотим видеть в наших рядах сотрудников с разным культурным бэкграундом.
Впрочем, желающих стать спасателем и так немало. Обычно на вступительные экзамены в академию приходит около двухсот человек ежегодно, но только пятнадцать из них начинают обучение.
Формально требований не много - возраст от восемнадцати до тридцати четырех лет, владение финским или шведским и прохождение службы в армии. Необходимость в гражданстве в законе обнаружить не удалось, но, видимо, последний пункт его подразумевает.
Если все формальности соблюдены, претендент приступает к прохождению тестов, как физических, так и психологических. В первые входят подтягивание, плаванье, бег, проверка общей координации движений и объема легких. Список вторых - еще длиннее и включает в себя проверку на боязнь высоты, узких пространств и устойчивость к стрессовым нагрузкам.
Все проверки занимают в среднем четыре месяца. Прошедшие их полтора десятка счастливчиков учатся еще три года (программа предполагает получение 90 кредитов минимум), а затем проходят трехмесячную практику.
Командному же составу необходимо пройти еще одни годовые курсы, а также начать углублять специализацию. Например, они дополнительно получают образование медбратьев. Что до высшего руководства, то эта должность предпосылает магистерскую степень. Но так как в спасательно ремесле, в отличие от парамедиков, ее не существует, приходиться развиваться в смежных областях. Например, в управлении персоналом или маркетинге. Последнее нередко бывает полезным.
Каждый год мы должны доказывать, что являемся продуктивной организацией, - говорит Taisto, - для сохранения финансирования на должном уровне. Сейчас годовой доход составляет тринадцать миллионов, а общий бюджет - пятьдесят два.
Разумеется, “доход” здесь понятие условное - спасатели не зарабатывают на населении.
Taisto высказал свое персональное мнение, что даже необходимость заплатить 140 евро за доставку в госпиталь на скорой не является такой уж обязательно мерой.
- За пациентом выехала машина. На месте происшествия парамедики использовали те или иные средства, чтобы стабилизировать больного и привезти его в госпиталь. Там за него взялись врачи. Включается сложное оборудование, применяются различные лекарственные препараты, часто очень дорогие. Считайте, что уже потрачено несколько тысяч евро, не считая зарплаты специалистом. И заплаченные пациентом 140 евро в данном случае составляют всего лишь несколько процентов от общих трат.
… Спасатель заступает на смену в девять часов утра и остается на ней в течении суток, после которых получает три дня выходных. Разумеется, дежурство может пройти абсолютно по-разному, но в среднем в день поступает 23 вызова. Пока мы беседовали с Taisto, по громкой связи дважды объявили о срабатывании пожарной сигнализации и уже через минуту со станции выезжала машина. Ее экипаж - от трех до шести человек, в зависимости от сложности возникших проблем. Возглавляет команду офицер, поэтому состав смены выглядит следующим образом - на станции всегда находится командующий, директор по спасательным операциям, два старших офицера, девять саб-офицеров, тридцать спасателей-пожарных и тридцать спасателей-парамедиков.
Ожидание вызова, впрочем, проходит во вполне приятных условиях. На втором этаже станции расположились жилые помещения. На каждых двоих сотрудников здесь приходится по одной комнате с парой кроватей, а для всеобщего пользования - ресторан, стол для бильярда (во время моего визита почему-то нарытый покрывалом) и большая комната отдыха. В каждом углу - шесты, по которым можно оперативно спустится к машинам. А если пойти по лестнице, то попадешь в огромный тренажерный зал.
Его посещение обязательно в каждую смену и абсолютно для всех, включая командный состав. Причем для поддержания сотрудников в лучшей форме департамент нанимает несколько профессиональных тренеров.
За стеной зала находится поле для флорбола, где, говорят, была дважды побеждена сборная полиции. А под полем находится бассейн, в котором отрабатываются спасательные мероприятия на воде.
Сегодня спасатель - одна из немногих профессий, в которой необходимо быть специалистом очень широкого профиля. Нельзя просто выучить формальные обязанности, как в офисе или даже на заводе, - заканчивает “экскурсию” мой сопровождающий, подводит меня к пожарной машине и открывает один из отсеков, - например, вот здесь - около пятиста различных инструментов, и каждым из них нужно уметь пользоваться. А через двенадцать часов перейти на скорую, где еще несколько сотен всевозможных приспособлений, абсолютно других, но так же обязательных к использованию. Впрочем, несмотря на сложности, большая часть из тех, кто однажды выбрал эту профессию, остаются с ней до конца.