Постояльцы пригородного отеля затерялись в толпе журналистов, окружающая его территория полна полицейских с веселыми собаками, а серьезные мужчины из службы безопасности аккуратно обыскивали сумки всех присутствующих. Вся эта суета - из-за очередной встречи министров иностранных дел Финляндии и России - Тимо Сойни и Сергея Лаврова.
Обсуждать дела насущные и общаться с прессой министры решили не в Хельсинки, а неподалеку от Порвоо, в гостинице-усадьбе многовековой историей.
- В конце-концов у нас, в Финляндии, не так много дворцов, - пошутил кто то из организаторов пресс-конференции.Впрочем, вполне возможно, что подобное место было выбрано из-за дальнейших планов главных действующих лиц. Тихо Сойни спешил на открытое заседание парламента, открывающееся на малой родине Рунеберга, а Сергея Лаврова ждала еще одна встреча - с президентом Финляндии.
Поэтому с журналистами было решено пообщаться как можно быстрее.
Началось общение на довольно позитивной ноте. В первую очередь министры отметили, что самые прочные отношения - а именно деловые, между двумя странами - вновь начинают успешно развиваться. Упавший на самое дно товарооборот показал по сравнению с прошлым маем почти шестидесятипроцентный рост. Помимо грузов, границу начали пересекать больше туристов, и начала работу таможенная комиссия, в чью задачу вошла поддержка торговли.
Крупный бизнес также, по словам Сергея Лаврова, находит все больше возможностей в совместных проектах. Россия возводит атомную электростанцию и продолжает развивать объединению судоверфь, а финны, в лице Фортума, активно строят ветряные мельницы в Ульяновской области. Тимо Сойни отметил ключевые позиции России в арктическом регионе, председателем совета которого в ближайшее время станет именно Финляндия.
По традиции, хоть и вскользь, упоминалось всевозможное сотрудничество в плане культуры, обмена опытом в театральной и оркестровой индустриях.
А вот во мнениях по элементам сегодняшнего глобального кризиса у министров если и не возникли разногласия, то и какой- то общей точке зрения говорить не пришлось.
Основных поводов для беспокойства три - это ситуация на Украине, в Сирии и на корейском полуострове.
В разногласиях между Евросоюзом и Россией Финляндия полностью стоит на стороне Европы, - заявил Тимо Сойни, - и основное препятствие для нормализации ситуации - несоблюдение минских договоренностей. Пока этот вопрос не будет решен - прогресса не будет.
Сергей Лавров в ответ заметил, что правительства стран Европы поддержали антиконституционный переворот в соседнем государстве, признали его выборами и теперь именно на них лежит ответственность за принуждение участников конфликта к соблюдениям тех самых договоренностей.
Единственное в чем взгляды министров совпали по данному вопросу - это в позиции по наблюдателям ОБСЕ, нападения на которых были осуждены, а поддержка их миссии одобрена.
В Сирии обе страны желают деэскалации насилия, формирования особых зон безопасности и хоть какой-то кооперации всех игроков в регионе. Некоторые надежды возлагаются на четвертый раунд переговоров в Астане и их продолжение на Женевской площадке, по итогам чего сирийский народ должен сам определить судьбу своей страны. Правда, расследование недавней химической атаки в Сирии по словам Сергея Лаврова “заматывается” западными партерами.
О третей, потенциально горячей точке, он заявил, что у конфликта на корейском полуострове может быть только политическое решение, а любое военное вмешательство губительно.
Несмотря на то, что за окном раскинулась весенняя Финляндия журналисты предпочитали спрашивать об отношениях между Россией и США. И именно им было уделено две трети всех вопросов.
В частности, еще не так давно Хельсинки активно позиционировал себя как площадку для будущей встречи Дональда Трампа и Владимира Путина.
Сергей Лавров отметил, что Россия ценит политику последовательного нейтралитета и считает Хельсинки удобным местом встречи, но личных контактов между двумя президентами в ближайшее время не предвидится. Может быть, если только летом в Гамбурге, на заседании большой двадцатки.
Посетовал министр иностранных дел России и на администрацию президента Обамы, подорвавшую, по его словам, отношения между двумя странами. А так же на тех, кто использует антироссийские настроения для внутриполитической борьбы.
Зато за последний год Россия и Финляндия несколько продвинулись в решении нашумевшей проблеме отключенных транспондеров на военных самолетах стран НАТО и России. Стороны вносят новые предложения, однако реагируют на них с заметной задержкой. Что только усиливает роль Финляндии - как страны, обеспечивающей безопасность в небе над Балтийским морем. Так называемый план Ниинисте, предложенный финским президентом в 2016 году, предполагает, что над Балтикой военные самолеты России и НАТО летают всегда с включенными транспондерами — устройствами, делающими их видимыми для других воздушных судов и диспетчеров на земле.
Алексей Табаков