Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин говорил, что не может слишком часто слушать определённую музыку, потому что она ему «на нервы действует» и от неё «хочется милые глупости говорить, и гладить людей по головкам». А людей надо бить, безжалостно бить по головам! – добавлял, по словам современников, добрый дедушка Ленин.
Эти слова я вспомнил в последнюю пятницу сентября на первом концерте Павла Кашина в Финляндии, в стране, которой вышеупомянутый «музыкальный критик» дал сто лет назад независимость. Концерт Павла Кашина, для которого 2017-ый год так же является юбилейным, стал одним из самых ярких и запоминающихся событий в стране тысячи озёр за век самостоятельного существования. На концерте, состоявшемся в здании мэрии города Коувола, прозвучала целая плеяда песен из раннего творчества артиста. На концерте прозвучали песни из последнего по времени альбома и даже совсем новые произведения, которые ещё не выходили на дисках. Прозвучали на концерте и композиции, которые можно назвать «редкими» - песни, которые автор исполняет далеко не на каждом концерте. Не обошлось и без переводов французских поэтов.
А ещё на концерте прозвучали непрозвучавшие песни. Но об этом чуть ниже.
Павел Кашин в одной из недавних передач на Медиаметрикс сказал, что к творчеству или искусству подходит с «научным» подходом, который можно назвать «нравится – не нравится». Это, конечно, подход хороший. Я и сам зачастую им пользуюсь. Однако мне сегодня хочется рассказать о двух других, не менее «научных», подходах восприятия творчества.
Один из самых, пожалуй, принципиальных и неравнодушных персонажей периода соцреализма – Сергей Крашенинников («Каникулы Кроша», если кто не знает), на вопрос скупщика, прохиндея и афериста, нравится ли ему – Крошу – то или иное произведение искусства отвечал, что не очень хорошо в этом разбирается, но сделать правильный выбор ему всегда помогает фраза Александра Сергеевича Пушкина «Чувства добрые я лирой пробуждал…».
Павел Кашин, чья поэзия, безусловно, ориентируется на «наше всё», смог в Коуволе пробудить своей лирой не только добрые чувства, но и нежелание публики отпускать артиста со сцены. Многие люди после концерта ещё несколько дней пребывали под впечатлением, о чём не забывали делиться с окружающими на страничках в социальных сетях. Мне, например, очень понравилось, что уже «на бис» Павел исполнил песню «Музыка». Это было неожиданно и приятно.
Второй же подход предполагает некоторый рост «главного героя» в этическом смысле. На концерте в Коуволе можно было понять, что робкое «Ты забудешь постепенно о войне» 20-летнего молодого человека сменилось уверенным «Я поменял тебе мозги» взрослого 50-летнего мужчины.
А кто сказал, что этой песни на концерте не было?
В одной из своих книг Владимир Леви пишет, что неподаренные подарки дороже подаренных. Возьму на себя наглость продолжить эту мысль, и скажу, что непрозвучавшие на концерте песни слышны не меньше прозвучавших.
«Пока ты видел шоурил,
Я говорил
С тобою».
Алексей Абатов
Автор выражает личную благодарность:
- Организаторам концерта Павла Кашина в концертном зале мэрии города Коувола.
- Главному редактору газеты «Новости Хельсинки» Ирине Табаковой за информационную поддержку.
- Российскому Центру Науки и Культуры в Хельсинки за информационную поддержку.
- Программному директору радио Sputnik Алексею Разумовскому и саунд продюсеру Сергею Микуше (ди-джею Зебре) за проявленный интерес, внимание, отзывчивость и неравнодушие.
*фото из официальной группы Павла Кашина вконтакте