ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
Наказание без преступления 24-12-2017, 13:52 Общество
Наказание без преступленияС приближением парламентских выборов правительства - как обычно - пытаются внушить избирателям, что не зря они все эти годы ели свой тяжкий хлеб. И, если не получается показать, что “жить стало лучше, товарищи, жить стало веселей” в реальности, то пусть это будет хотя бы в речах и отчетах. К примеру, в Финляндии пытаются снизить уровень безработицы и шлют по этому поводу бесчисленные инструкции на биржу труда. Которая, в свою очередь, терзает безработных. Бывшим предпринимателям, чья фирма из-за экономической ситуации закрыта, заморожена или даже обанкрочена, приходят письма с требованием объяснить - почему они все это время занимались бизнесом.

Написано это требование на финском языке, причем бюрократическом, который и коренные жители понимают не всегда. И это при том, что при регистрации как job seeker можно выбрать язык для дальнейшего общения - финский, шведский или английский. (Кстати, последний в Финляндии знают практически все, что, в общем-то и мотивирует многих иностранцев к переезду.) Но в бюрократии, как известно, здравый смысл ни при чем, поэтому безработному, не знающего финского, биржа труда и Кела все равно шлют письма на нем. На вопрос: зачем создавать такие трудности, обычно следует ответ - “чтобы между нами не возникло недопонимания”. Хотя в законе об администрировании (статья 26б пункт 3) говорится:
“Дело может рассматриваться или быть переведено на язык, которые стороны знают адекватно - с точки зрения понимания сути”.
Впрочем, некоторые сердобольные сотрудницы переводят содержание клиентам, и даже подсказывают, как написать правильный ответ (вполне допускается и на английском). Правда, предупреждают - так как они не официальные переводчики (то есть, без лицензии) то никакой ответственности они за свой перевод не несут. Ну а самое неприятное для человека, имеющего 500 евро - и больше ничего - это то, что все эти письма одновременно идут копией в Кела. Та немедленно приостанавливает выплату пособия (до выяснения обстоятельств) и шлет клиенту очередное письмо (на финском, естественно) с угрозами потребовать вернуть десятки тысяч евро, так как во время выплаты пособия были “занятия бизнесом”.
Причем даты этих “занятий” биржа труда ставит разные, и берутся они, судя по всему, в прямом смысле с потолка. Да, еще в целях “улучшения сервиса”, в офисах бирж труда убрали ящик, куда клиент мог бросить письмо с объяснением. Теперь нужно документ отсканировать, чтобы “он попал прямо в систему”, а чиновники не возились с “очень большим количеством бумаг”. Правда, для этого требуется отстоять очередь на сканирование, которое помогают сделать девушки с абсолютно неживыми лицами, и заполнить еще одну форму. Ее необходимо прикрепить к ответу. То есть, к чиновнику теперь попадает не одна бумага, а две.

Впрочем, иногда биржа труда действует более решительно. Клиент просто получает письмо, где некая Халима сообщает, что с такого-то числа он больше не является зарегистрированным job seeker, и приводится даже ссылка на какой-то пункт инструкции. Копия, как обычно, идет в Кела, выплата пособия немедленно прекращается… А когда человек приходит спросить, в чем все-таки дело, выясняется, что Халима бирже труда неизвестна, где ее искать, и в чем причина такого решения - никто не знает. Если повезет, и попадется сотрудник, в котором еще осталось хоть что-то человеческое, то ошибку исправят и выплату пособия возобновят. Но месяца через три все повторится по новой.
Кстати, бумагу все-таки экономят и посылают решение о наказании клиента исключительно в Кела. А там - чтобы опять выяснить, в чем все-таки дело - придется отстоять в очереди часа три-четыре. Причем безрезультатно. Потому что в данном случае Кела лишь следует якобы установленному правилу - исполнять решения биржи труда. А поскольку инструмент наказания - лишение пособия - находится в руках этой организации, то она, в свою очередь, сочиняет свое решение. К сожалению, терзать сотрудников в данном случае абсолютно бессмысленно - без соответствующей бумажки с биржи ничего не получится.

В Финляндии Тe-toimisto в дословном переводе с английского обозначает “офис занятости и экономического развития”. На практике, эти, безусловно, полезные цели совмещаются с необходимостью усложнять жизнь любому, кто из-за финансовых проблем вынужден был там официально зарегистрироваться. Причем достучаться до чиновника, принявшего решение - невозможно. В лобби - только те же девушки, которые мечутся от сканера к клиенту и, как выясняется, к сотрудниками te-toimisto вовсе не являются, да охранник, испуганно показывающий на свою форму - я, мол, тут ни причем. Все остальное наглухо закупорено. Ящики для жалоб и прочих документов убраны не только из офиса, но даже из подъезда. На сайте никакой информации о том, кто хотя бы возглавляет эту контору, нет вообще. Как нет ни одного телефона и электронной почты - что в открытой Финляндии выглядит странно. Впрочем, контакты сотрудников биржи труда отнюдь не бином Ньютона. Как и везде в Европе, выглядят они: имя.фамилия@название организации. В данном случае - @te-toimisto.fi. Вероятнее всего, на жалобу не ответят. Но хотя бы будут в курсе вашего негативного мнения. Да и в случае серьезного конфликта распечатки email могут быть приняты к рассмотрению.
К сожалению, эта организация настолько прочно вросла в отношения между Kela и получающими пособие по безработице людьми, что даже в случае если она пока ни причем, Kela сама принимает решение снизить сумму выплат - если нет официальной регистрации в офисе “по занятности и экономическому развитию”. Сначала на 20 процентов, потом на 40. Так что даже на языковые и профессиональные курсы нужно ходить только на те, которые по каким-то причинам включены в списки Te-toimisto.

Между прочим, именно возможность научиться чему-то новому является наиполезнейшей услугой. За полгода получить основы ведения фермерского хозяйства, сертификат социального работника (а эта сфера с большим отрывом занимает первое место среди вакансий в Финляндии) или стать способным разбираться с большей частью бытовых поломок - цель вполне достижимая. Главное, на эти курсы попасть. А сделать это пользуясь исключительно сервисами самого Te-toimisto отнюдь непросто. Самые популярные курсы выдают “fully booked” уже через двадцать минут после размещения.
Индонезийский предприниматель, собирающийся начать работу в собственном же ресторане, описывает запись в престижную кулинарную академию следующим образом:
Запись открывается два раза в год. Формально никто не знает когда, но в реальности уже за месяц известен день, а за неделю - точное время. Например, в этом году слухи утверждали, что заветная форма появится в 13:00. В полдень сотни (а может и тысячи) желающих открывают страницу курсов и начинают каждые десять секунд ее обновлять. Если через час курс не появился, то частота обновлений становится уже раз в две секунды, нервы на пределе, кошка запирается в спальне… а в итоге все решается мгновенно. Почти как покупка билетов на премьеру концерта.
С менее популярными курсами проще. Иногда даже на полностью занятые можно попасть, просто связавшись со школой или учебным центром напрямую, принеся бумагу из биржи труда, подтверждающую, что пока вы являетесь безработным. Часто это дает пятидесяти процентную скидку на обучение.
Зато решившие, что они и сами смогут заплатить пару сотен евро за обучение, поэтому нет необходимости тащиться в офис государственной службы, стоять там в очереди и сообщать: мол, хочу поучиться, могут оказаться в ситуации, когда через пять лет Te-toimisto как-то узнает о вашей “не санкционированной” учебной деятельности и попросит ее финансово возместить.

Да и в целом, с точки зрения сотрудников Te-toimisto, идеальный безработный - это тот, кто никогда не проявляет никакой инициативы. Единственное, что он может - и должен! - делать, так это писать бесчисленные CV и посылать их в бесчисленные же организации. И, если придет отрицательный ответ - переслать его куратору. В случае, когда не приходит совсем ничего - сделать копии писем и опять переслать в Te-toimisto. Это будет свидетельствовать о том, что вы “активно ищите работу”. Ну и самое главное - что куратор вроде как не зря проедает деньги налогоплательщиков.
При этом даже тотальная дигитализация упирается в конечное число чиновников, физически присутствующих в офисе занятости. Правительство и налогоплательщики в этом вопросе вполне солидарны - лишние бюрократы: нехорошо и дорого. И сокращению этих “кровопийц народных” только рады. Как, впрочем, в любой стране мира.
Но как только перебиральщиков бумаг (пусть даже последние оцифрованы) становится мало, то решение каждого вопроса занимает все больше и больше времени. “Мы сейчас очень заняты, но попытаемся ответить вам как можно скорее, недели через три” - такой ответ уже не является редкостью. А когда дней через двадцать недовольный клиент напишет жалобу, то она опять попадет на самое дно бесконечного бумаговорота, и ожидание составит еще несколько недель.

В итоге наступает момент, когда пациенты (простите, клиенты) начинают верить, что это нормально. Вы все еще не согласны? У биржи труда есть, чем переубедить. Для начала - “электрошок”, то есть, лишение пособия. Ну а если не помогает - “лоботомия” - требование вернуть все деньги, выплаченные Kela иногда за несколько десятков лет.
Да, самое интересное, что решение, которое выносит биржа труда, формально называется “утверждением” или “мнением.” Которое, тем не менее, обязана выполнять не только государственная Kela, но и касса взаимопомощи предпринимателей, являющаяся частной организацией. При этом, обжаловать можно только их решения. “Мнение” Тe-toimisto - нельзя.
Впрочем, если порыться в законодательных актах и инструкциях, к примеру, в Labor policy statement то там ничего подобного нет. Сказано лишь, что биржа труда может переслать свое “мнение” в Kela и прочие фонды, выплачивающие пособие по безработице, изменить его, а также исправить ошибку, сделанную во “мнении”, если оно неправильное. На самом же сайте Te-toimisto написано, что во время безработицы человек имеет право учиться, работать и даже заниматься бизнесом - правда, на временной основе. Зато дальше сказано, что вопрос о том, частично или полностью вы заняты (и имеете ли право на пособие) решает биржа труда в каждом индивидуальном случае - то есть, как в голову взбредет. Ну и в целом все очень запутано - то мнение, то решение, то утверждение. Кстати, о том, что Kela, AYT и так далее обязаны выполнять это “мнение,” в правилах и инструкциях не сказано ни слова - только то, что эта организация может его туда послать. Что, впрочем, никак не мешает сотрудникам Te-toimisto осуществлять свою карательную функцию.
Между тем, в Конституции Финляндии - статье 19-й - все очень ясно:
“ Те, кто не может обеспечить себя необходимыми для жизни средствами, имеют право на получение необходимого пособия и заботу. Законом каждому гарантируется базовая поддержка в случае безработицы, болезни, инвалидности, пожилого возраста, при рождении ребенка или в случае потери кормильца”.
И только после ссылки на эту статью Конституции, сотрудники биржи труда начинают реагировать. Судя по всему, до этого они не успели прочитать ни основной закон своей страны, ни даже ту информацию, которая написана на сайте их собственной организации.

Наверное, не совсем справедливо сваливать всю вину только на государственную организацию, чьей задачей является борьба с безработицей. За десятилетия и финны, и иммигранты, и бюрократы привыкли к мягкости системы. Поэтому чиновник, получающий довольно высокую зарплату, не особо вникает в то, чем занимается его безработный “подопечный”. А часть последних, однажды попав на рельсы “500 евро в месяц” не особо пытается с них сойти, благополучно сползая к серой экономике.
Возможно, поэтому попытки властей снизить реальный процент безработных (в конце-концов, скоро выборы) вызывают всю больше и больше личных драм. В которых ни одна из сторон на самом деле вовсе не заинтересована.
 
Другие новости по теме:

  • Не в пользу бедных
  • Prepare for the worst
  • Случайные вакансии


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи

    Архив новостей
    Май 2024 (2)
    Апрель 2024 (2)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577