Мы презираем обман, с помощью которого негодяи попирают интересы других людей, но восхищаемся вымыслом, помогающим нам стать лучше и раскрыть истинный потенциал. Собственно, проблема заключается не в самой лжи, а в том, кто, когда и почему ей пользуется. История изобилует примерами отдельных людей и целых народов, потерпевших крах из-за того, что они видели то, что хотели увидеть, а не то, что было на самом деле.“Допустим, вам нужно спроектировать модель самовоспроизводящихся роботов, которых предстоит отправить жить на далекую планету. Каким образом вы бы обеспечили их процветание и выживание на протяжении многих поколений? Надо, чтобы они разобрались, как себя защищать, поэтому вы бы наделили их страхом - эмоцией, способной научить избегать огромного числа опасностей. Вам бы хотелось, чтобы они сохранили потомство, поэтому вы бы запрограммировали их безумно любить своих детей. Но вам бы не хотелось, чтобы они рассматривали жизнь исключительно с позиции самосохранения. Лучше, чтобы они боролись за выживание при самых сложных обстоятельствах, даже если большинству суждено погибнуть. Поэтому вы бы не стали делать точный расчет и предусмотрели бы дефекты, постоянно конфликтующие с рациональностью - механизмы вымысла и самообмана”.
Множество понятий, которые влияют на нашу жизнь, существуют только в человеческом воображении - ценность денег, юридические законы, государственные границы или религии. Эти выдуманные фантомы способны убивать, ломать судьбы или приносить счастье. Но они обладают силой, лишь пока достаточное количество человек верят в их могущество. В исследовании “Иллюзия правды” журналисты Шанкар Ведам и Билл Меслер попытались выяснить, в каких ситуациях ложь приводит к трагедиям и краху цивилизаций, а в каких она же является единственным спасением.
К примеру, больше ста лет писатели и ученые пытаются придумать определение слова “нация”. И хотя существуют национальные флаги, гимны и огромные карательные организации под названием “органы национальной безопасности”, самих-то наций нет. Наиболее точное определение этому понятию дал политолог Б. Андерсон, чей вывод заключается в том, что мы считаем себя русскими, американцами или немцами просто потому, что мы так считаем.
Все нации существуют лишь внутри историй об общем прошлом - легендах о героях, и победах, которые мы передаем потомкам, а также рассказов о жестокости, малодушии и неудачах, которые мы замалчиваем.
Национальные мифы могут быть правдой или откровенной ложью. Но как только они появляются и миллионы людей в них искренне верят, они становятся по-настоящему реальными.
Иногда эти иллюзии могут быть конструктивными. К примеру, рационалист никогда не поймет, почему мужчины и женщины отдают свои жизни за произвольный набор линий, который постоянно меняется, да и начерчен был на картах другими людьми, в этих местах никогда не бывавших.
Но рационалист упускает нечто важное. Без истории США не было бы Нила Амстронга, вступившего на Луну, без истории России - Великой Победы над фашизмом и первого полета в космос.
Человек не позволит убивать себя ради денег или ничтожного знака отличия.
Но он сделает это ради того, что найдет отклик в его душе - героической истории его страны. Поэтому народности, у которых подобных историй нет, существуют без опоры, заполняя пустоту “законом”, “порядком” и разжиганием ненависти к героическим нациям.
Все движения, изменившие мир, основывались отнюдь не вложенных в них золоте или деньгах - у большинства основателей их никогда и не было.
Люди шли за лидерами, потому что те умели рассказывать истории - о былой славе, нынешних страданиях, будущем величии и о несправедливости, которую необходимо исправить. В каких-то случаях это помогало - если людей воодушевляет, что они строят оросительные системы во имя величия бога Ра (а не только ради себя и своей семьи), то вера в эту иллюзию позитивна.
Но чаще всего основополагающие национальные мифы приводят к катастрофам.
Один из самых ярких примеров - германский фашизм. Когда в 1944 году немецкие военачальники потребовали направить все ресурсы на исправление ситуации на фронтах, нацистская верхушка (которой двигала слепая вера в то, что без полного “решения еврейского вопроса” войну не выиграть) настояла, чтобы силы были отозваны и направлены на транспортировку пленных евреев из оккупированных стран в концлагеря. Столкнувшись с выбором между собственным уничтожением и отказом от мифа об “унтерменшах”, нацисты выбрали уничтожение.
Факты не перестают существовать оттого, что ими пренебрегают.
Впрочем, как говорил Олдос Хаксли, “люди готовы, чтобы немного развлечься, послушать философов, как они слушали бы скрипача или фигляра. Но чтобы поступать так, как советует разумный человек - никогда. Когда бы ни приходилось делать выбор между разумным и безумцем, человечество всегда без колебаний шло за безумцем. Ибо безумец обращается к самой сущности человека - к его страсти и инстинктам”.
Христиане, коммунисты, исламисты, фашисты - все они выполняли священные миссии, которые были основаны на мифах с историями. “Верхушки” таким образом всегда пытались преодолеть свой комплекс неполноценности и удовлетворить садистские наклонности, но в подавляющем большинстве не оставили в истории никакого следа.
Зато имена героев (даже если на подвиги их вдохновляла фантазия) люди помнят и через несколько тысяч лет.
Впрочем, новейшие психологические исследования показывают, что смелые и решительные поступки вызваны вовсе не чувством долга, любовью к Родине или бескорыстным желанием спасти чью-то жизнь. Люди их совершают бессознательно. Они сначала действуют, и лишь потом понимают, что же они сделали.
Поэтому как ни пытаются ученые из “оборонных” ведомств, разработать “сознательный героизм”, у них ничего не получается. Может быть потому, что это явление - за гранью рациональности?
На протяжении большей части человеческой истории жизнь - при реалистичном отношении к ней - является не приятной и осмысленной, а депрессивной (иногда ужасающей). Люди - возможно, единственные из всех живых существ - понимают, что смерть неизбежна, и это ведет к обездвиживанию и ужасу.
Чтобы отвлечься и успокоиться, мы вопреки всем фактам придумываем красивые сказки. В противном случае мы просто не сможем нормально существовать.
Люди сочинили целый ряд мифов о бессмертии. В первую очередь, это религии - включая “церковь прогресса”, где вера основана на “спасении” с помощью “высоких технологий” -
а также поиски всевозможных источников молодости, волшебных эликсиров и тайных знаний. Но все это упирается в логические нестыковки - никто из нас не видел вечно живущих людей.
Поэтому единственная реальная возможность бессмертия - в сердцах и умах людей, которые помнят о вас.
Стихи Пушкина, драмы Шекспира, картины и статуи великих мастеров, мосты и соборы великих архитекторов, научные открытия изобретателей и врачей, (не боящихся проверять их результаты на себе) спустя сотни и даже тысячи лет наполняют нас гордостью как за человечество в целом, так и за его отдельных представителей.
В минуты полного отчаяния именно она нам помогает выжить.
Как и надежда на взаимопомощь.
Задолго до появления людей на Земле, животные получали травмы и болели.
Ни у рыб, ни у черепах не было системы здравоохранения, компьютерных томографов и рентгеновских аппаратов. Поэтому животные делали то, для чего их мозги и предназначены - старались обойтись тем, что есть.
Методом проб и ошибок в течение миллионов лет складывались “традиции” - в случае беды искать помощи у себе подобных.
Это нельзя назвать лечением в полном смысле слова - но это увеличивало шансы на выживание. У раненого маленького слоненка, обратившегося за помощью к матери, эти шансы были выше, чем у брошенного сородичами.
Со временем аспекты мозга, которые побуждали животных в сложных ситуациях искать помощи и доверять себе подобным, закрепились. Так же, как и те, что побуждали заботиться и защищать ближнего.
Эти древние инстинкты не исчезли просто потому, что у нас появились высокотехнологичное оборудование, сильнодействующие лекарства и конторы, распределяющие пособия по безработице. Мы по-прежнему жаждем получить понимание и сострадание.
В течении длительного периода истории люди были чрезвычайно эгалитарны. Не потому, что были коммунистами - просто это была единственная возможность выжить. Так, если кто-нибудь убивал бизона, то смог бы им отобедать раз, максимум два, потом бы мясо испортилось. Гораздо разумнее было бы отдать его другим, которые, в свою очередь, поделятся едой в следующий раз.
Но по мере того, как группы разрастались и появилось сельское хозяйство, все менялось - легче стало, не помогая ближнему, не подвергаться общественному порицанию.
Но когда люди заботятся только о самих себе, все очень быстро идет наперекосяк. Страдают как богатые, так и бедные, а вымирание нескольких может привести к вымиранию всех.
По мнению некоторых исследователей, именно эта проблема создала предпосылки для внедрения социальной инновации - религии. Неважно, как она называется - ислам, христианство, корпорация, государство, техноутопизм или “народная воля” - суть всегда в страхе перед злобным сверхъестественным существом. Считается, что именно эта мотивация заставляет значительную часть людей относиться друг к другу должным образом и действовать в соответствии с нормами морали.
Поэтому все религии включают в себя обязательный элемент “божьей кары”. Не имеет никакого значения, как она выглядит - “геена огненная”, гильотина, тюрьма, общественное порицание или счет за неуплату штрафа (кредита): главное - страх и готовность подчиняться любому указу так называемых “властей”.
Вдохновленные религией солдаты с большей готовностью идут на войну, верующие во “всеобщее благо” налогоплательщики отдают немалую часть своей зарплаты неизвестно кому, “потребители” послушно покупают ненужные им товары, а “заботящиеся о здоровье окружающих” одевают намордники даже в пустом дворе.
Религиозные ритуалы - хитроумные и тягостные - не только закрепляют определенное поведение. На многие из них - особенно бесконечно повторяющиеся - мы так часто полагаемся, что это превращается в патологию.
При этом, чем они бессмысленнее и мучительнее, тем больше свидетельствуют о подлинности веры. Вставание в церкви на колени, вскидывание руки с вскрикиванием “хайль” или получение штрих-кода ради борьбы с вирусом” не служат никакой практической цели.
Но идеология массовых ритуалов как раз заключается в том, что в них нет никакого смысла.
Кроме одного - это знак принадлежности к “своим”.
Но во все времена в любых обществах были люди, которые лишь притворялись, что верят. Они всегда представляли опасность для “властей” - от инквизиторов до “демократических правительств”.
Именно поэтому религии требуют, чтобы во имя их приносились жертвы.
Когда люди сбрасывают младенцев с крыш, поднимаются на коленях по каменным ступеням, калечат себя гвоздями или “вакцинируются” - они становятся истинно верующими.
При этом закидывать рьяных приверженцев ложных убеждений фактами и информацией важно, но практически бесполезно. И иногда вовсе не потому, что они глупы. Очень тяжело сделать выбор между верностью, честностью и притяжением стада, требующего, чтобы мы руководствовались его интересами. Даже если оно идет прямо в пропасть.
Этот негативный вариант лжи и самообмана на протяжении пяти тысячелетий навязывался паразитическими структурами (“властью”) с помощью пыток, костров, мечей и концлагерей, которые освящены “законами” и указами, поэтому считаются “легитимными”.
В сегодняшнем “цифровом” мире пытки физические заменены на не менее мучительные моральные, а роль палачей исполняют электронные системы, называющиеся “банками”, “судебными приставами”, налоговой службой, “правоохранительными органами” и прочими материальными представителями вымышленной конструкции под названием “государство”, где подчинение масс основано на мифе о неприкосновенности власти.
Нам кажется совершенно необъяснимым, как живые (и вроде бы мыслящие существа) тупо действуют по “немецкому коду” - то есть, подобно роботам не способны выйти за пределы заранее заложенной программы.
Психолог Эрих Фромм объясняет такую “законопослушность” страхом.
Причем не перед “государством”, “обществом” или “системой” - страхом перед жизнью.
Кроме того, иерархическая система на протяжении многих поколений усиленно внушала, что ответственность - это обязанность, наложенная извне: “перед обществом”, “в интересах акционеров”, “ради воли избирателей” или “здоровья окружающих”.
Это ложь. У нас нет никакого “долга” ни перед какими вымыслами. Ответственность - чисто добровольный акт. Это ответ на потребности другого человеческого существа - высказанные или не высказанные.
Честность - одна из самых заветных человеческих добродетелей. Люди считают ее важнейшим критерием при выборе друзей или партнеров, она выше, чем все другие качества - даже высокий интеллект.
Но вспомните прочитанный недавно роман - историю, заставшую вас прослезиться.
Не абсурдно ли переживать из-за выдуманных героев и событий, которые никогда не происходили?
Герои и события придуманы, это так. Но ведь эмоции, которые мы испытываем при чтении - настоящие. Именно они приближают нас к миру надежд и страхов и заставляют на многое посмотреть по-новому.
И если такие истории вызывают резонанс и обладают могуществом, так ли уж важна их истинность?
Когда приходит Новый год и мы уверяем детей, что подарок под елку положил мужчина в красном костюме с белой бородой, мы вовсе не считаем себя лжецами.
Позитивный самообман - важнейший аспект человеческой истории.
Опыт многих поколений, да и новейшие исследования показывают: люди, считающие, что могут достичь своих целей, добиваются лучших результатов, чем те, кто полагает, что их мечты неосуществимы.
Существуют мифы, с которыми нужно считаться и которые стоит поощрять.
Ведь для того, чтобы держаться на плаву, нужна надежда. Но мир дает нам бесчисленные основания особых надежд не питать, пребывая в отчаянии и бездействии.
Если посмотреть на реальность, то отобразив всю жизнь на Земле во временной шкале, мы увидим, что вся человеческая история - взлеты и падения империй, каждое музыкальное произведение и написанная когда-либо книга - втиснута в крошечный отрезок.
Наша планета - одна из ста миллиардов планет, и это только в нашей Галактике. А Галактика - одна из двух триллионов, подобных ей.
Даже если мы отбросим все независящие от нас опасности - как космические, так и земные стихии - сознание собственной ничтожности может угнетать и вызывать глубокий ужас. А подобное мироощущение отнюдь не способствует выживанию нас и наших генов.
Способности нашего мозга возникали слой за слоем в течение миллионов лет. Например, нервные сети, отвечающие за страх, очень похожи на те, которые возникли у живых организмов за долгое время до появление человека.
Наша способность мыслить рационально не знает равных. Именно она позволила нам достичь научно-технического прогресса и легла в основу философии.
Но верить в то, что логика и рациональность это все, что имеет значение - поразительное заблуждение. Это всего лишь надстройки в громадном древнем городе.
В современном техническом мире он кажется невидимым, но этот город никуда не исчез.
Более того, он играет самую важную роль в вопросах нашего выживания. И хотя логика и рациональность подсказывают нам, как играть в игру под названием жизнь, ее правила определяет этот невидимый город.
При всем презрении, которое новые надстройки испытывают к нерациональности и нелогичности, они непрерывно связаны. Мы не можем оторвать и выбросить одну из них - так же, как не можем разрушить канализацию и водопровод и ожидать, что по-прежнему будут играться великие пьесы и совершаться научные открытия.
Поэтому когда новые надстройки ведут себя так, будто они и есть весь город, поднимается восстание.
…Легко говорить правду, когда дела идут хорошо. Но когда наши близкие сталкиваются с трудностями, испытывают страх или терпят неудачи, мы с головой ныряем в омут обмана.
И если посмотреть на него не как на порок или слабость, а на как адаптационную реакцию в сложных обстоятельствах, то многие из нас, столкнувшись с невыносимой болью, выберут ложь, дарующую надежду, а не истину, ведущую к отчаянию.
Именно на лжи основан эффект плацебо. Хотя на самом деле речь идет о чем-то более важном, чем умение мозга внушать, что сахарные таблетки - это и есть мощнейший антидепрессант. Есть что-то гораздо могущественнее, чем самовнушение - власть драматизма и обрядов, заложенных в практику врачевания с древнейших времен. Еще Платон отмечал силу врача исцелять с помощью слов и фраз.
Ведь страдания, которые нам причиняют болезни, во многом вызваны тревогой и беспокойством по поводу недугов. И тем, что для нас означает “быть больным”.
Когда в дверях появляется врач, которому вы доверяете, он не устраняет ни вируса, ни жара, вызванного инфекцией. Но от него исходит могущественный посыл, который мы хотим услышать, когда нам плохо: “Не волнуйся, я здесь. Я о тебе позабочусь”.
Таким образом он избавляет нас от беспокойства и тревоги.
А когда он выписывает рецепт, и мы покупаем лекарство, то убеждены, что оно работает, потому что в него включены те или иные химические вещества.
В некоторых случаях, это соответствует действительности. К примеру, антибиотики убивают микробов вне зависимости от того, верим мы в них или нет.
Но в подавляющем большинстве современных “лекарств”, мы всего лишь заключаем сделку с гигантскими фармкомпаниями, которая состоит из вереницы лжи и самообмана.
Для того, чтобы продвигать препараты против “повышенного холестерина”, виагру и подавляющее большинство того, что продается в аптеках, “бигфарма” использует огромное количество приемов. И самый распространенный из них, что высокая цена - показатель высокого качества.
Впрочем, самообман “дороже - значит лучше” используется повсеместно. Экономист Антонио Ранхель провел смешной эксперимент по этому поводу. Скупив несколько ящиков вина по десять долларов, он пригласил знакомых и незнакомых на дегустацию, предварительно повесив на бутылки свою цену - по пять и по 90 долларов. Сделав несколько глотков из “дорогих” бутылок, участники эксперимента начали причмокивать от удовольствия, заявляя, что вино просто превосходное.
Люди применяют подобный самообман при оценке любых товаров и услуг, включая лекарства, пищу, одежду, жилье и технику.
К примеру, что такое айпод? В Apple придумали историю, что айпод с какой-то стати лучше, чем МР3-плеер. Хотя на самом деле айпод и есть всего лишь МР3-плеер.
Просто он считается “модным, крутым и прикольным”.
Выпущенный несколько лет назад смартфон - кусок железа с пластмассой - никак не может “устареть”. Но считается таковым потому, что корпорации выпускают “новейшие” модели - гораздо худшего качества, чем старые - в том числе, из-за всемирного дефицита чипов.
При этом пациенты злятся, когда им говорят, что их состояние улучшилось после “сахарных таблеток”, а не новейших препаратов. Ценители вина ненавидят исследования, показывающие, что дешевый напиток нравится им больше, если его разливают из дорогих бутылок. Это оскорбительно - будто они не могут отличить хорошее вино от плохого!
Ради самообмана под названием “деньги” люди продают душу, талант, друзей, родных, время, отпущенное им для жизни, наконец.
Но что такое “деньги”, если не обычные бумажки, ценность которых основана исключительно на коллективных убеждениях и взаимном доверии?
К сожалению, мы понимаем, что они ничего не стоят, только во время войн и крушения режимов.
Ни одна собака не откажется от куска мяса даже ради тысячи таких же, обещанных ей через 5 лет. А человек, поверивший в облигации, “инвестирует” свою сегодняшнюю порцию, чтобы в будущем, возможно, получить полторы. Наша способность верить в выдумку - главное, что отличает нас от животных.
И часто именно вера в могущество вымысла склоняет чашу весов в пользу выживания, даже если с “научной” точки зрения она оказывается ложной.
Взять тот же ритуал.
Изобретенный “верхушкой” для унижения индивида, он всегда является мучительным издевательством.
Но становится полезным, когда человек придумывает его себе сам.
Ритуал успокаивает перед лицом неопределенности, укрепляет надежду и настраивает мышление на позитивный лад. Можно носить в кармане безделушку перед важными встречами, надевать определенную футболку, перекрещивать автобусы, поезда, молиться перед полетом или три раза плевать через плечо…
Мы - рациональные люди - прекрасно знаем, что все это никак не повлияет на результат. Но чувствуем обратное.
Все то же самое относится и к “плохим” приметам. Когда переходит дорогу черная кошка или на пороге человек спотыкается, сразу же появляются сомнения и неуверенность, что в итоге и приводит к негативным последствиям. Слова проклятий, произнесенные сжигаемой “ведьмой” или жертвой, сброшенной с крепостных стен, точь в точь сбываются на протяжении многих поколений.
И хотя с чисто “научной” точки зрения никакого объяснения этому факту нет, даже сверхрациональный Нильс Бор подвешивал подкову на двери - для защиты от нечисти и для удачи. Когда ученики спрашивали его: “ведь вы же в это не верите?”, он отвечал: “какая разница - верю я в это или нет, если это работает”.
. . . В конце прошлого века никому не известный писатель из маленького городка на западе США придумал сотни вымышленных женщин, и от их имени стал посылать письма десяткам тысяч мужчин.
У каждой “женщины” был свой неповторимый авторский стиль, лексика и история. Многие мужчины, получившие эти письма, отвечали на них, изливали душу, влюблялись и верили, что нашли свою “вторую половинку”. Они слали на счет организации писателя сотни тысяч долларов - только чтобы письма не прекращались. Некоторые составляли завещания, передавая все свое состояние вымышленным женщинам.
Схему раскрыли почтовые инспекторы и передали дело федеральным следователям.
К этому моменту писатель заработал на любовных письмах миллионы долларов, офис его организации занимал одно из самых престижных зданий, а печатных станков хватило бы на газету приличного тиража.
Но когда он предстал перед государственным судом по обвинению в мошенничестве, “жертвы” пришли, чтобы защитить его. Они давали показания, что именно эти “поддельные” письма уберегли их от тоски, одиночества, мыслей о самоубийстве и заявляли, что инспекторы почтовой службы разрушили их жизнь.
Свидетели со стороны защиты рассказывали, что все у них было пусто и бессмысленно, не было к чему стремиться, нечего ждать от будущего. И что только после получения писем они почувствовали - они нашли то, что искали: направление и смысл.
Обвинение настаивало, что писатель намеренно вынудил участников рассылки поверить в нечто, не являющееся правдой, а затем наживался на ложном веровании.
Защита доказывала - отношения с “жертвами” ничем не отличается от отношений между любым писателям и его читателями.
Но ни та, ни другая сторона не коснулись сложных психологических вопросов, поднятых в этом деле. В частности, с какой стати журналисты и прокуроры решили, что должно казаться получателям писем истинным или нет?
В ответ на высказывания “государственных обвинителей”, что мистификации необходимо положить конец, многие участники переписки заявили, что никогда еще не пересылали средства организации, которая бы той же мере стоила вложенных в нее денег.
А если миру это не нравится, - заявляли они, - то будь этот мир проклят.
Мы многое потеряли, опираясь только на рациональность.
Мы не верим в Деда Мороза, духов, домовых и фей потому, что нам кажется, что современный технологичный человек не зависит от подобных убеждений.
Зачем они нам, если есть “прогрессивные” системы для удовлетворения психологических и физических потребностей?
Мы отвергли интуицию, инстинкты и разноголосые позывы древних способностей нашего мозга. Но когда обстоятельства меняются в худшую сторону, когда рушатся основы всего нашего мира, разум распахивает двери для самого безумного самообмана.
В окопах не бывает атеистов.
Ирина Табакова
P.S. Уважаемые читатели!
Финские фашисты не ограничились закрытием счетов нашего независимого СМИ, и отобрали у нас офис и единственное жилье. Но мы по-прежнему продолжаем печатать наши статьи и готовим к печати книгу "Постгуманизм". Реквизиты для финансовой поддержки сообщим - как только откроем счет