ГЛАВНАЯ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВО | БИЗНЕС | ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЗДОРОВЬЕ | ДИСКУССИЯ | МНЕНИЕ | ОБЪЯВЛЕНИЯ
“Есть упоение в бою” 6-07-2022, 08:52 Общество
“Есть упоение в бою”
“Действуй, пока никто не сумел тебе запретить”


Умение ладить с окружающими важно и нужно. Но постоянно придерживаясь линии наименьшего сопротивления, мы рискуем окончательно затеряться среди тусклых середняков. Нам объясняют, как важно вписываться в группу, коллектив, а толерантность впечатывается в сознание. Нас всячески готовят к миру. В результате мы абсолютно не готовы к тому, с чем приходится сталкиваться в каждодневной реальности - к войне. Ведь для того чтобы реализовать принцип - любой: даже мира и пацифизма - мы должны быть готовы сражаться за него, чтобы достичь своей цели.

- “Надуманные идеалы бесконфликтности только запутывают дело. Общество может отрицать эту реальность, предлагая нам благостную картинку, но мы-то знаем обратное, - утверждает американский писатель Роберт Грин в книге “33 стратегии войны”. - На первый взгляд все выглядит гладко и мирно, но если копнуть чуть глубже, то окажется, что в современном обществе каждый стоит сам за себя, причем эта тенденция стремительно распространяется, проникая даже на уровень семейных отношений. И если в недавнем прошлом у людей была надежда, что о них позаботится некая структура - государство, система или общественная организация, то сейчас положение кардинально изменилось. Inter arma leges silent - говорили еще древние римляне. Поэтому каждому приходится лично блюсти свои интересы. Это не означает, что все мы - низкие и презренные существа, неспособные жить согласно идеалам мира и бескорыстия. Речь вовсе не о том, чтобы научиться с силой вырывать у других то, чего нам хочется. Скорее о том, чтобы когда дело дойдет до конфликта, научиться мыслить, просчитывать ходы, разрабатывать стратегию и направлять собственные агрессивные импульсы в верное русло - вместо того, чтобы подавлять их или вообще отрицать их наличие”.

Война - такая же обычная сфера человеческой деятельности, как экономика или отношения в коллективе. Это состояние знакомо каждому из нас - именно оно проявляет как самые лучшие, так и самые худшие черты нашей натуры.
Ведь в обществе - как и в жизни - не существует постоянства, поскольку в нем нет ничего устойчивого. Поэтому конфликт - единственный способ разрешения серьезных проблем.
А наши достижения и неудачи определяются тем, насколько успешно (или неуспешно) мы с ним справляемся.

Большинство людей прибегают к типичным способам: стараются вообще избегать конфликтных ситуаций, хитрят и манипулируют окружающими. Эти способы непродуктивны, они не приводят в результате ни к чему хорошему, поскольку не поддаются сознательному контролю, и только ухудшают ситуацию.
Ведь выйдя в мир и предъявив свои таланты, мы всегда сталкиваемся с завистью, неприятием и другими проявлениями неуверенности.

Больше всего не уверены в себе представители так называемых “руководящих кругов” - и не уверены чудовищно. Преторианцы, придворные свиты, всевозможные “администрации”, многочисленная охрана, спецсамолеты, карательные указы и тотальное регулирование - все это в любое время в любом государстве предназначено исключительно для подавления страха, что подданые увидят “верхушки” такими ничтожными, какие они есть на самом деле. Той же цели служат и пресс-релизы, считающиеся “официальной” историей, которую якобы вершат президенты, фараоны или главы корпораций. Поэтому любой человек, способный заслонить их своим обаянием, талантом или привлекательностью, становится самым непримиримым врагом.

Министр финансов Людовика XIV - Никола Фуке - был умен, смекалист и совершенно незаменим для короля. Но однажды он “промахнулся” - устроил в честь господина грандиозный прием. Цветники и фонтаны, изысканный обед из семи блюд, грандиозные фейерверки - праздник продолжался всю ночь и был признан присутствующими самым невероятным и удивительным. А на следующее утро министр был арестован и заключен в изолированную тюрьму в Пиренейских горах. Формальным поводом стало якобы воровство из государственной казны - хотя деньги на праздник были взяты с разрешения короля. На самом деле, Людовик XIV, называющий себя “солнцем”, не мог позволить кому-либо другому превзойти себя. Пусть даже в таком незначительном деле, как устройство мероприятия. Изысканный праздник Фуке задел его самолюбие и оскорбил “королевское достоинство”. Разумеется, Людовик никому не открыл бы правды - вместо этого он нашел подобающий предлог, чтобы избавиться от человека, который заставил его ощутить неуверенность.
В эпоху Средневековья наемный солдат, имя которого не сохранилось, спас Сиену от иностранных захватчиков. Как могли добрые горожане наградить его? Никакие деньги, никакие почести не шли ни в какое сравнение с тем, что их городу сохранили свободу. Горожане хотели провозгласить солдата правителем города, но один из участников ассамблеи вышел вперед и предложил: “Давайте убьем его и провозгласим потом святым - покровителем города”. Так они и сделали. Недовольство Кассия, организовавшего заговор против Юлия Цезаря, выросло из чувства глубокой зависти. Он просто не мог выносить присутствия кого-либо более талантливого.

Вожди и правители всех времен и народов всегда делали так, чтобы в трудные времена появлялся враг - это отвлекало народ от размышлений о тяготах жизни. Но как заставить подданных меньше думать о себе и больше о коллективе? Самый простой вариант - вовлечь их в ситуацию крестового похода против ненавистного врага, которым становились не только люди, но и животные, в том числе домашние. Так, сегодня сторонники “зеленой экологии” обвиняют коров в загрязнении планеты углекислым газом. А в 1233 году римский папа Григорий IX выпустил буллу - инструкцию по борьбе с “еретиками”, в которой воплощением дьявола назывались кошки, поэтому их - особенно черных - было приказано истреблять. В результате “строгого следования законодательству” крыс, разносящих чуму, стало некому ловить, и в Европе распространилась инфекция, которая погубила треть всего населения.
Сегодня абсолютно ничего не изменилось. На вид все цивилизованно, прилично, демократично и честно. Но неприглядные страсти бушуют так же, как всегда. Мировые “лидеры” уже не просто не уверены - они напуганы до ужаса.

Все современные государства провозглашают демократические ценности. Большинство из “руководящих кругов” изображаются как симпатичные, добродушные и незлобивые.
Сами они воспринимают себя как кладезь мудрости, цивилизованности и изысканности, но под блестящей оболочкой скрывается вся та же темнота - алчность, зависть, ненависть и стремление упиваться унижением своих подданных.

Во время Второй мировой войны композитора Дмитрия Шостаковича и его коллег вызвали к Сталину с поручением написать новый государственный гимн. Разговаривать с “верховным главнокомандующим” было очень опасно: один неверный шаг мог стоить жизни. Он смотрел на собеседника, как удав на кролика, и тому казалось, что на шее затягивается петля. Эта встреча не стала исключением и приняла угрожающий оборот: Сталин стал критиковать одного из композиторов за плохую аранжировку написанного им гимна.
Шостаковичу единственному удалось сохранить присутствие духа. Вместо того чтобы позволить Сталину устрашить себя, он попытался увидеть “правителя” таким, каким тот, собственно, и был: маленького роста, толстый, уродливый, лишенный воображения. Знаменитый пронзительный взгляд диктатора был нечем иным, как хитрой уловкой, призванной скрепить его собственную неуверенность.
Кроме того, композитор всем своим видом и интонациями голоса показывал, что не боится Сталина. А человека, который не выказывал страха, диктатор чаще всего оставлял в покое.

Множество людей не желают думать своей головой и ищут готовый рецепт. Им кажется, что пройдя определенную серию этапов можно достичь определенной цели. Им хочется получить список рекомендаций от какого-нибудь “эксперта”: правительства, министерства, гуру, начальника или “главы государства”. Они верят, что “верхи” действуют в их интересах, да и бороться с “системой” бесполезно, потому что она сильнее.
Но история и мировая литература доказывают, что это не так - реальность творят обычные люди, а вовсе не короли.
Поэтому как минимум половина успеха в борьбе с системой зависит от того, позволяет человек (или нет) втянуть себя во “властные игры”. Для этого в первую очередь требуется оценить - во что обойдется покорное сотрудничество. Как писал Ницше: “Ценность вещи подчас заключена не в том, какую пользу она может принести, а в том, что за нее платят, то есть чего она нам стоит”. Возможно, конформизмом вы добьетесь желанной цели, но какой ценой? В этом смысле необходимо принимать во внимание потраченное на выполнение всевозможных “указов” время - а оно гораздо более важно, чем другие ценности. К тому же, строгое соблюдение “закона” всегда усиливает “власть”, в то время как нарушение -уменьшает и в итоге рушит.
Кстати, считать, что быть предметом нападок плохо - опасное заблуждение, пусть и широко распространенное. Ведь если на вас нападают - значит, вы достаточно значительны, чтобы стать мишенью. Радуйтесь этому вниманию и возможности проявить себя. Общество нуждается в ярких личностях, возвышающихся над серостью и посредственностью.
Кроме того, если вокруг нет врагов, можно облениться. Неприятель, наступающий на пятки, заостряет наш ум, помогает быть бдительным, сосредоточенным. Поэтому лучше оставить врага врагом, не пытаясь сделать его своим союзником. При этом не оставляйте ему никаких шансов - уничтожьте его. Этот закон не следует игнорировать ни при каких обстоятельствах, но иногда лучше - если только это возможно - позволить врагу самому разрушить себя.

А если вас загнали в угол, поймали в ловушку, если приходится обороняться, совершите поступок, который нельзя легко понять или истолковать.
К примеру, однажды разведчики Ганнибала, допустив грубейшую ошибку, завели войско в болотистую местность. Римляне перекрыли единственный проход через горы в глубь материка и уже торжествовали победу. Но глубокой ночью римские караульные увидели внизу что-то непонятное: к горе направлялась громадная вереница огней - тысячи и тысячи. Часовые горячо спорили о том, что это могло означать: подкрепление с моря? Войско, которое пряталось в засаде? Призраки? Тем временем огни рассыпались по всей горе, снизу доносился ужасный шум, словно там трубили миллионы рогов. “- Это демоны”, - решили часовые, и в панике покинули свои посты. На самом деле Ганнибал приказал привязать пучки веток к рогам тысячного стада быков, которые шли в обозе его армии. Когда ветки подожгли, возникло впечатление, что гору окружает несметное войско. Как только огонь стал обжигать кожу животных, те разбежались во все стороны, так что огни стали распространяться по склонам горы. Успех этого приема, однако, не в самих по себе огнях или шуме, а в том, что часовые не смогли понять, что происходит, именно тайна привела их в ужас и обратила в бегство.
Еще не так давно мир был наполнен непознаваемым. То, что не удавалось понять, люди переосмысливали в мифах. Сейчас явления, прежде считающимися загадочными, стали объяснимыми с “научной” точки зрения. Или - в соответствии с ней же - перестали существовать вообще. Но за это пришлось платить: в примитивном мире, лишенном тайн, мы мечтаем о чем-то, что невозможно до конца объяснить.
Люди - в том числе, современные - без ума от тайн, которые никогда не надоедают, так как постоянно требуют усилий для объяснения. Загадочное не “Есть упоение в бою”удается схватить. А то, что нельзя измерить и употребить, порождает власть.

Так, в XVI веке Карл V, находясь на вершине власти, внезапно удалился в монастырь. Вся Европа была заинтригована его неожиданным уходом. Люди, которые ненавидели и боялись его, теперь называли великим. Он стал казаться святым.
Когда Маргарета Зелле - Мата Хари - прибыла в Париж в 1904 году, в ее кармане лежало полфранка. Она была одной из тысяч миловидных девушек, стекавшихся в Париж каждый год, чтобы найти работу натурщиц, танцовщиц в ночном клубе или статисток. Через несколько лет, когда их неизбежно заменяли более юные девушки, им оставалось оканчивать дни на панели или возвращаться домой постаревшими и раскаявшимися. Маргарете не умела танцевать и никогда не работала в театре, но в детстве путешествовала с семьей, и ей приходилось видеть танцы жителей Явы и Суматры. Зелле прекрасно понимала, что в ее плане важны были не сами по себе танцы, не лицо или фигура, а то, удастся ли ей окутать себя ореолом тайны. О ней ничего не было известно наверняка. Именно поэтому она стала такой знаменитой, популярной и влиятельной, что самые высшие чины охотно выбалтывали ей все секретные сведения.

Да и в целом, суть любого обмана - переключение внимания. Отвлекая людей, которых вы собираетесь обмануть, вы выигрываете время и пространство, чтобы сделать что-то незаметно для них. При этом “добрые и великодушные” поступки обезоруживают даже самых подозрительных, превращая их в детей, готовых поверить любому эффектному жесту. В Древнем Китае это называлось “дать раньше, чем возьмешь”. Наблюдая, как вы отдаете, окружающие не замечают, как вы берете. Это касается как троянского коня, так и любой “социальной помощи” и прочей “заботы”, исходящей от государства.
… Опасность, по мнению большинства людей, возникает тогда, когда они чувствуют, что им что-то угрожает. Они стараются отступить и спрятаться в той или иной крепости “самоизоляции”. Но в результате они получают все меньше и меньше информации, теряя возможность видеть и оценивать происходящее вокруг. Они становятся легкой добычей, к тому же изоляция делает их подозрительными. В этом состоит хитрость, к которой на протяжении тысячелетий прибегает “власть”.
Люди стараются опираться на кажущиеся простыми и понятными вещи, с которыми они уже имели дело раньше. Это может сводиться к накоплению денег, заведению “нужных” связи или фанатичной вере в “инновационные” технологиям и те преимущества, которые они дают.
Но все это вещи сугубо материалистичные. Истинная же стратегия лежит в области психологии - это вопрос ума, а не физической силы.
Все в жизни может быть отнято - да, собственно, и будет отнято в определенный момент. Материальные ценности исчезнут, последние достижения техники устареют, а единомышленники бросят.
Но ваш ум не отнять никому. Даже находясь в жесточайшем кризисе, вы сумеете найти выход и принять правильное решение.

Кстати, именно поэтому в паразитических структурах типа бюрократических организаций, корпораций и государств выработка стратегии всегда была уделом избранных - полководцев, генеральных штабов, монархов или совета директоров. Солдат, рабочих и рядовых сотрудников стратегии не обучали, поскольку это неосмотрительно - вооружать их знаниями, способными облегчить подготовку заговора или мятежа.
В эпоху колониализма туземцев призывали на службу в армии западных стран, они же служили и в полиции, но даже тех, кому удавалось продвинуться по службе до высших чинов, держали в неведении относительно искусства стратегии - это считалось слишком опасным.

Впрочем, с явным врагом иметь дело всегда довольно легко. Гораздо более сложными и болезненными оказываются сражения, происходящие в нашем собственном лагере. Речь идет о союзниках, играющих, казалось бы с нами в одной команде, которые источают доброжелательность, но при этом тайком саботирует наши интересы.
Другие - их еще труднее распознать - играют тонкую игру пассивной агрессии. Они предлагают помощь, которая так и не бывает оказана, или прибегают к мощному и весьма действенному тайному оружию, заставляя нас испытывать чувство вины.

“В стратегии нужно рассматривать собственные эмоциональные реакции на события как своего рода болезнь, которую нужно излечить, - считает Роберт Грин. - Страх заставляет нас переоценивать неприятеля и уходить в слишком глухую оборону. Но война требует, чтобы мы были истинными реалистами и видели вещи такими, каковы они есть. И в первую очередь, необходимо судить о людях по их поступкам. Неважно, что они говорят - слова ничего не значат. Взгляните на то, что они сделали. Дела не лгут, соврать поступком невозможно. Но ту же логику вы должны применить и к самому себе. Оглядываясь назад, анализируя свои неудачи и поражения, вы сможете точно определить, в чем крылась ошибка и что сегодня вы сделали бы по-другому. Воевать нам приходится постоянно, ежедневно - такова реальность, все живые существа борются, чтобы выжить. Но величайшая битва из всех - это битва с самим собой, со своими слабостями, эмоциями, с недостатком решимости доводить начатое до конца”.

В глубине души мы привыкли намечать пути к отступлению, искать лазейку, подстраховку на случай, если дела пойдут худо. Это могут быть богатые родственники, на помощь которых можно рассчитывать в случае провала, привычная работа, удобные отношения. Они видятся благом, на самом же деле - это беда.
Именно они разрывают на части, лишают цельности. Ведь ради того, чтобы чего-то добиться, нужно поставить себя в безвыходное положение. Иногда даже в позицию “один против целого мира”.

Американский писатель Карлос Кастанеда в “Путешествие в Икстлан” описывает диалог двух персонажей:
- “Поступки - это сила. - Особенно, если человек понимает, что эти поступки являются его последней битвой. Есть особое всепоглощающее счастье в том, чтобы действовать, в полной мере осознавая, что каждый поступок вполне может оказаться последним. В противном случае, сколько бы ты ни жил, они будут поступками осторожного человека.
- Разве так плохо быть осторожным?
- Да нет, ничего плохого в этом нет, если только ты бессмертен. Хотя бы потому, что осторожность заставляет нас цепляться за вещи, существующие только в нашем воображении. Осторожность мешает нам узнать свое предназначение и прожить жизнь по-человечески. Бессмертным ничто не кажется безотлагательным, и потому они отдаются делу лишь наполовину, тлеют, а не горят. Единственное, что поможет человеку измениться - это настоящее дело и давление извне. Он должен сам создавать для себя ситуации, в которых на карту поставлено слишком много, вступать в неизведанный мир, где, чтобы дойти до конца, приходится полагаться только на собственный ум и энергию”.

Но зачастую мы слишком подолгу выжидаем, медлим в нерешительности. Между тем иногда очень важно начать действовать, не дожидаясь ощущения, что готовы к этому полностью, надо форсировать события и перейти Рубикон.
Знания, опыт и теория хороши до определенного предела: сколько ни думай заранее, это не может подготовить к хаосу реальной жизни.
Когда мы были детьми, наши пытливые умы находились в постоянном движении. Мы были открыты для новых переживаний и впитывали все возможное.
Все великие стратеги в этом отношении остаются детьми. Объяснение просто: они сохраняют свежесть и остроту детского восприятия мира, они видят вещи такими, каковы они есть. Они обладают повышенной чувствительностью как к опасности, так и к предоставляющимся возможностям.

Впрочем, и всем остальным в моменты смятения и беспокойства необходимо принуждать себя быть решительным, призывая на помощь агрессивную энергию - это поможет справиться с избыточной осторожностью и инертностью.
Ведь любые ошибки можно исправить, если действовать энергично и инициативно. Осторожность требуется только для предварительной подготовки, но когда битва началась, ум должен быть чист от сомнений.

Не слушайте тех, кто, спасовав перед неудачами, трубит сигнал к отступлению.
Не верьте и тем, кто скажет, что надо жить в мире со всеми. Они попросту страшатся борьбы и скрывают этот страх за ширмой фальшивого дружелюбия.
Их бесконфликтность переходит в привычку, и вскоре они перестают ощущать, что “есть упоение в бою”.
Они стремятся к сдержанности и скрытности, поскольку такая позиция намного безопаснее, нежели демонстрация своей позиции. Однако зачастую их согласие - всего лишь простая любезность, а то и банальный подхалимаж.

… Мы - люди - привыкли считать себя мыслящими существами. Мы воображаем, что от животных нас отличает способность думать и рассуждать. Однако это верно лишь отчасти: в такой же мере нас отличает от животных и способность смеяться, плакать, переживать самые разные чувства. По сути, мы существа эмоциональные не в меньшей степени, чем мыслящие.
Нам нравится считать, будто разум и рассудительность помогают нам управлять своей жизнью. На самом деле именно чувства, которые мы испытываем в данный момент, определяют наше поведение.

“Есть упоение в бою”Именно поэтому для нас нет ничего страшнее неожиданности и непредсказуемости. Нас так пугают землетрясения и ураганы, потому что мы не знаем, когда это случится. Сходное воздействие, хотя и не настолько сильное, оказывает на нас непредсказуемость в обществе. Поведение животных укладывается в схемы, именно поэтому людям удается охотиться и убивать их. Лишь человек обладает способностью постоянно изменять свое поведение и импровизировать.
Впрочем, большая часть людей никак не реализуют эту возможность. Они предпочитают повторять одни и те же привычные действия, потому что это не требует усилий и потому что они заблуждаются, веря, будто если они не станут раздражать других, то их оставят в покое. Ежедневная рутина помогает поддерживать иллюзию собственной рациональности. В привычной веренице дел легко удается сохранять спокойствие, и мы думаем, что у нас все под контролем. Но стоит любому из нас оказаться в неблагоприятной ситуации, как вся рациональность мгновенно улетучивается, и мы буквально прогибаемся под грузом тревоги, раздражения, смятения. В такие моменты становится особенно ясно, насколько же мы эмоциональны.
Оказывается, что наш разум гораздо слабее наших чувств. Но мы ощущаем эту слабость только в критические моменты - как раз в то время, когда так нужна сила.
При этом ни знания, ни интеллект не помогут взять себя в руки в трудный момент.
Эту силу можно выработать только через опыт, в каком-то смысле даже через страдание. Поэтому тем, на ком лежит ответственность, ничего не остается, как развивать в себе эти качества или погибнуть.

Несмотря на кажущееся спокойствие, уровень конфликтности в современном мире выше, чем когда-либо. В немалой степени потому, что мы все находимся в состоянии полной рассеянности, никак не можем сосредоточиться, удержать свои мысли в одном направлении, пока нас не потянули в тысячи других.
В итоге возникает разрыв - даже пропасть - между нашими мыслями и познаниями с одной стороны, и нашей реальной жизнью - с другой. Мы впитываем факты и информацию, но все это лежит мертвым грузом. Мы читаем книги, которые нас развлекают, но не имеют приложения к реальной жизни. Мы знакомы с множеством благородных идей, которые никак не воплощаются на практике. У каждого есть собственный богатый опыт - не осмысленный до конца, не вдохновляющий нас, опыт, уроки которого мы так бездарно игнорируем. Но любые происходящие события не имеют никакого значения, если мы глубоко и всерьез не размышляем о них, а идеи, почерпнутые из книг, ничего не стоят, если мы не применяем их в жизни.
Мы чувствуем усталость не потому, что действительно утомлены, а потому, что нам чрезвычайно скучно. Не имея по-настоящему серьезных проблем, которые необходимо решать, мы впадаем в умственную и эмоциональную спячку, летаргический сон.
Поэтому и ощущаем пустоту, которую пытаемся заполнить пустыми фантазиями.

Ирина Табакова

P.S. Уважаемые читатели!

Финские фашисты не ограничились закрытием счетов нашего независимого СМИ, и отобрали у нас офис и единственное жилье. Но мы по-прежнему продолжаем печатать наши статьи и готовим к печати книгу "Постгуманизм". Реквизиты для финансовой поддержки:
4276160926908345
или
5469380087807355
 
Другие новости по теме:

  • Инстинкт жертвоприношения
  • Призрак счастья
  • Машинные боги


  • Навигация по сайту
    Популярные статьи

    Архив новостей
    Май 2024 (2)
    Апрель 2024 (2)
    Март 2024 (1)
    Февраль 2024 (1)
    Декабрь 2023 (2)
    Ноябрь 2023 (1)

    Информация
    editor@novosti-helsinki.com
    Издатель: 12 CHAIRS OY
    Телефон: +358 (0) 458798768
    +358 (0)404629714
    Реклама: oy12chairs@yandex.ru
    Главный редактор – Ирина Табакова.
    Специальный корреспондент- Алексей Табаков

    Название, слоган, тексты, фотографии, рекламные блоки являются объектами авторского права.
    Перепечатка и использование без разрешения редакции запрещены.
    © Новости Хельсинки. ISSN 1799-7577

    Publisher: 12 Chairs OY
    Tel.+358(0)458798768,
    +358(0)404629714
    Advertisement enquiries: oy12chairs@yandex.ru
    editor@novosti-helsinki.com
    Editor-in-chief Irina Tabakova
    Special correspondent- Alexey Tabakov

    All pictures, articles,slogans,advertisements,graphics are subject to copyright. No reprinting or reproduction is allowed without permission
    © «Новости Хельсинки». ISSN 1799-7577
    Главная страница Copyright © 2013. © «Новости Хельсинки» All Rights Reserved.ISSN 1799-7577