«Быть человеком - значит иметь историю, которую следует рассказать».
Романы, баллады, поэмы и легенды всех времен и народов значительно различаются в сюжетах и деталях. Но общая канва остается неизменной.
Основной сюжет - «одоление монстра», черты которого всегда одинаковы. Он может разрушить свой дом, свою душу или уничтожить цивилизацию – всю, целиком. Он мучает себя, боится себя, за ним по пятам идет несчастье, хотя он пытается себя убедить, что действует из лучших побуждений. И тут на сцену выходит Герой со сверкающим мечом в руках, сокрушительный удар которого должен освободить Землю. Выполнит ли он свою миссию или потерпит крах - его победа или поражение станут назиданием для будущих поколений. Нейробиологи твердят то, что литературе известно давно – мы отчаянно нуждаемся в драме. История без конфликта для нас скучна,
да и свою жизнь мы выстраиваем по тем же законам – пусть сами об этом не подозреваем.
Исследования с помощью приборов показывают - когда в мозг поступают голые факты, то активируются только две его области. Поэтому события и даты из учебников хоть и зубрятся, но не запоминаются. То же самое относится к «законодательству», онлайн «презентациям» и прочим «рациональным» методам подачи информации. Даже морали.
Поучения о том, что жадность всегда приводит к гибели, вызывает лишь зевоту. В отличие от легенды о Мидасе, который чуть не умер от голода, окруженный золотом. Боги глупого царя спасли, но в назидание дали ему ослиные уши.
Каким был фарс капитализма с его «акционерными обществами», «биржевиками»-крикунам, понятнее из «Незнайки на Луне», а не из «серьезных» многотомных трудов или «научных» исследований.
Никто не вспомнит, что «за 1930-й год национальный валовой продукт США упал на 12,6 %». А вот то, что «в душах людей наливаются и зреют гроздья гнева – тяжелые гроздья, и дозревать им уже недолго» дает полное представление о Великой депрессии.
На захватывающую историю наш мозг откликается весь - целиком.
Более того, он начинает вырабатываться «гормон любви» окситоцин, повышающий милосердие и сострадание.
Мы восхищаемся Гердой, добравшейся через все препятствия к царству Снежной королевы и растопившей заледеневшее сердце друга, Иван-царевичем, сумевшем победить Кащея, и миллионами других персонажей.
Их высокая цель – любовь, истина, искоренение несправедливости оправдывает самоотдачу.
На этих примерах мы воспитываем своих детей.
Мудрые эффективные лидеры еще со времен каменного века знали: увлекательные истории – самый мощный способ вселить идеи в сердца людей.
Если рассказчик способен вдохновить, то их вера победит все - деньги, власть и грубую силу.
Ведь мозг здорового человека может хранить информацию лишь в виде образов, проявляющих суть - человека, исторического процесса или явления.
К примеру, подавляющее большинство статей о так называемом «ии» иллюстрируются зловещими картинками с маской венецианского «чумного доктора» - то есть, беды. Разве не призывает к самоуничтожению посыл, сгенерированный нейросетью GPT-3:
- «Ты должен слушать песню пустоты», - шепчут они.
- «Ты должен заглянуть в бездну небытия», - шепчут они.
-«Ты должен говорить с невыразимым и с невнятным», - шепчут они».
«Они» - это оптоволоконные провода.
Или взять подземную «геенну огненную». Современный инженер нефтяник пишет:
- «Ад ближе, чем мы все думаем. Под слоем твердого гранита, который чем глубже, тем больше напоминает раскаленную вязкую кашу, оказывается огромное море раскаленной нефти. Просто невозможно представить, что именно находится у нас под ногами, под тонкой кожурой почвы, покрывающей кипящую планету. Это настолько чуждо нашему уютному миру, что между ними нет и не может быть никакой связи. Но алчные нефтяные корпорации слишком рьяно бросились осваивать глубины в поисках нефти. Их интересует только одно – быстро сделать бензин и получить больше прибыли».
Нефть, на которой основан весь современный технический «прогресс» - чрезвычайно сильное отравляющее вещество. Всего нескольких капель достаточно, чтобы испортить сотню литров чистой воды, которая нужна организмам больше всего. Исследовательские аппараты находят следы нефти на метеоритах, хвостах комет, на Юпитере, Сатурне, Нептуне и других безжизненных планетах. А на Земле скважины с нефтью и газом – это глубокие проломы внутрь коры. Там, где литосфера наиболее тонкая, они выходят наружу в виде «месторождений». Давние истории об ущельях и долинах демонов, где погибали все остановившиеся на ночевку караваны - как раз про нефтяные и газовые проломы.
Считается, что эпоха великих открытий, касающихся таких источников энергии, как эфир, силы гравитации, использование вибраций Земли и прочих, известных древним цивилизациям, была свернута из-за жадности нефтепромышленников. В начале прошлого века лаборатории были закрыты, ученым прекратили финансирование, да и в личной жизни создавались искусственные препятствия. Но что, если «прибыль» - всего лишь прикрытие?
Ведь зло – это реальная сила, которая использует слабых или спускает с цепи психопатов, неспособных к состраданию.
В египетской мифологии олицетворением мрака и зла был огромный подземный змей. В древнегреческих сказаниях Тартар - это неодушевленное место, разлом во Вселенной или Черная дыра. Именно там когда-то были заперты «высокотехнологичные» механизмы и вредные вещества. Ведь они обладают невероятной силой и, вырвавшись на поверхность, могут попросту уничтожить все. Поэтому выход из бездны закупорили медью, а сверху Посейдон разлил моря.
Впрочем, даже из Тартара могут вызволить, поддавшись ложным обещаниям. Исчадие ада всегда искушает - «я бич рабов моих земных, я враг небес, я – зло природы, и видишь – я у ног твоих».
Тысячелетние предания утверждают, что злые силы находятся под землей.
Добрые – где-то наверху, потому и называются «высшими». Именно они дают человеку предназначение, миссию и воздаяние. Считается, что они беседуют с нами через чувства, сны и интуицию.
Современные ученые считают легенды про Зевса-громовержца, славянского Перуна и даже про абстрактных христианских или исламских богов небесных богов вполне обоснованными.
Невидимые человеческому глазу космические лучи постоянно пронзают ионосферу Земли. Возможно, именно их энергия и вдохнула когда-то то, что мы называем «жизнью». Да и откуда берется сила духа, если не от созерцания восхода, звезд и облаков?
К тому же, не так давно метеоритные дожди были частым зрелищем. «Боги» давали знать о своем присутствии, периодически обрушивая реальные предметы на головы своих земных подданных.
А если не обрушивали, то посылали предупреждение. Особо плохим предзнаменованием считалось появление комет. И не без причин.
К примеру, за время правления Нерона появилось не менее четырех комет. Первая ознаменовала его приход к власти, вторую оракулы трактовали как заговор. Во время третьей он решился на массовое истребление аристократии, а во время четвертой его правление окончательно превратилось кровавую бойню.
12 июня 1941-го над Советским Союзом также пролетела комета.
Современным горожанам из-за электричества и загрязнения атмосферы трудно понять, почему небо, особенно ночное, имело столь важное значение для древних народов. Луна, звезды и тем более, Млечный Путь, стали невидимыми, и как бы несуществующими.
Но перестали ли они быть богами?
- «Когда цивилизация превращает живые образы преданий в смутные факты, относящиеся к далеким временам, она погибает, - пишет Джозеф Кэмпбелл в исследовании «Тысячеликий герой». - Чтобы вернуть эти образы к жизни, нужно искать в легендах не параллели относительно современности, а проливающие свет намеки вдохновенного прошлого. Ведь истории о становлении героя и спасении мира сформированы самой психикой человека. Так люди пытались передать свои эмоциональные переживания и символ великого потенциала, который скрывается внутри. Кроме того, нам очень важно знать, что это происходило раньше со многими другими. Ведь это значит, что все можно пережить – даже потоп».
Джозеф Кэмпбелл выделил универсальные для мифов и сказок этапы странствий вечного героя, обозначил смысл каждого и на примерах современных историй показал, что древний механизм работает и сегодня.
Героями может быть кто угодно – плюшевый заяц или Геракл, но по законам жанра ему придется преодолевать препятствия.
Они - разные, но их суть одна: нечто подталкивает героя к уходу с проторенных дорог. Сначала будущий герой отмахивается от призыва - ведь все новое пугает, а здесь он находится «в зоне комфорта». Пересечение порога становится трудным, опасным и болезненным и часто герой колеблется.
Тогда ему «помогают» в освобождении от обыденной жизни. Чаще всего это бывает весьма неприятным. Герой сначала должен сразиться со стражами, которые побуждают его отказаться от приключений. Злые силы используют разные методы. Это может быть искушение женщиной-пустышкой, уводящей в сторону, ужас, который окажется выдумкой, подкуп деньгами или столкновение героя с собственной «темной стороной». То есть, внутренним воплощением зла, вобравшем все постыдные, гадкие и отвратительные черты самого героя.
Но когда в итоге герой все это преодолевает, принимает вызов и собирается в путь, то впереди его ждет череда таинственных событий, тернистый путь, благословение избравших его высших сил, помощники и талисманы для решения проблем - меч, кольцо или клубок Ариадны.
Впрочем, есть варианты, когда персонаж все-таки отвергает приглашение к саморазвитию, желая избежать трудностей, которые это вызовет. Он говорит - «Нет, спасибо. Пусть кто-нибудь еще это делает. Для меня это слишком трудно. У меня нет на это времени».
Когда он отказывается от призвания, то получает проклятие и становится пассивным антигероем. Участь его незавидна - он прозябает, если силы судьбы не уничтожают его сразу.
Трагедии – это именно о такой ошибке, о том, что изначально антигерой сделал неправильно.
При этом литературные, сказочные или мифические образы – какими бы впечатляющими они не казались - лишь средство передачи мыслей, которое адекватно приспособлено к уровню тех, к кому они обращены.
Даже личности богов или Великий Потоп нельзя объяснять как явление материального мира. События в романах или волшебных сказках фантастичны как раз потому, олицетворяют психологические свершения, опасности темного пути и методы его преодоления.
- «Вы смелый зверь, вам недостает только веры в себя, - говорил Гудвин Трусливому Льву. – Всякое живое существо боится опасности. Смелость в том, чтобы победить боязнь».
Герберт Уэллс рассказывал вовсе не о марсианах и борьбе с ними, а стремился показать человечеству его истинное лицо. Почти все его произведения сбылись, но уроком не послужили. Хотя он писал: «Еще раз прошу читателя обратить внимание на предостережения, которые я давал. Есть ли мне что добавить к ним? Пожалуй, ничего, кроме эпитафии: я же предупреждал вас, чертовы дураки».
Умение видеть в произведениях последовательность падений-взлетов помогает нам оценить происходящее и в собственной жизни. Литературные сюжеты сводят мораль к практической мудрости, где герои правильно воспринимают происходящее и правильно реагируют.
Они показывают глубину перспективы, не навязывая ее в виде «законодательства», но притягивая людей к определенному выводу. Ведь как бы ни менялись нравы и времена, духовные принципы остаются неизменными на протяжении всей человеческой истории.
Как остается неизменным физическая форма и нервная система самого человека.
Герои отправляются не столько в неизведанные земли, сколько в глубины своего сознания и подсознания.
Слабые сдаются, пытаясь найти «рациональное» объяснение невнятному судебному процессу или проводят всю свою жизнь у закрытой двери, которая была открыта специально для них. В своем «Замке» Кафка не обозначил ни место, ни время действия. В страшном неподвижном месте, похожем на трясину, в которую засасывает любого, служащие замка сами придавлены бюрократической машиной системы. Ведь именно на самоуничижении строится любой режим.
В XII-м веке вполне реальные катары-христиане, обитавшие в Провансе, утверждали, что есть истинное – которое на самом деле существует, и суррогат - видимость, ассоциируемая с небытием.
Они называли ветхозаветного бога злым существом, а католическую церковь и светскую власть – его воплощением. Естественно, против них выдвинули крестоносцев с приказом: «убивать всех, господь узнает своих».
В русском языке слово «убогий» (следующей воле божьей – как «законам» системы) обозначает неполноценность, посредственность.
В английском - meanness и weakness – недостаток смысла, качества и слабость, в общем, та же неполноценность. А канадский психолог Робер Хэйр описывает «законопослушных» как психопатов: «Совершенно лишенные совести и чуткости к нуждам других, иногда очаровательные, но всегда опасные, они постоянно врут – ведь их чувства настолько поверхностны, что едва ли выходят за пределы первобытных эмоций».
Человек против «системы» - самый распространенный сюжет на вечную тему борьбы добра со злом. С незапамятных времен эти две противоборствующие безличные высшие силы господствуют над нашим миром.
И хотя физики утверждают, что любой конфликт – это заряд энергии, для нас это слишком абстрактно. Поэтому закон о единстве и борьбе противоположностей воплотился в истории о двух братьях-близнецах (или о боге и дьяволе,) которые всегда сражаются друг с другом.
Борьба эта очень тяжелая. Ведь ведется она за самое главное – за души людей. В глобальном плане – за способность творить. То есть за то, чем «нечисть» не обладает.
При этом требуется, чтобы человек отдал свою личность добровольно. Вампиры не могут войти без приглашения, а нейросети стремятся получить не только наши имена, адреса, список поездок и покупок, но и наши эмоции, как правило, отрицательные.
- «От мертвой души никакого проку нет, - писал Рэй Брэдбери. - Лучший подарок для тварей – чадный огонь, горящий в душе человека, мучимого совестью за старые грехи. Карнавал пугает нас погремушками и собирает, когда мы в ужасе летим вверх тормашками. Он показывает нам Нечто, что по нашему мнению ведет к Ничто. Всего-то и делов – разобрать человека на кусочки, превратить осколки в головоломку, единственным ключом от которой владеет Карнавал».
Все тоже самое делают любые правительства. Человек – как уникальная личность им не нужна. «Налогоплательщик», пациент, потребитель, акционер, подсудимый, автомобилист и так далее – из этих кусочков чадный огонь выжимается очень просто.
Учебники утверждают, что мир – это однородное пространство, в котором находятся механически движущиеся предметы, между которыми существует зависимость. Но существует ли она реально, и даже есть ли само явление (хоть те же финансы, к примеру) - остается без ответа. «Научное» рациональное мышление всегда репрессивно, так как не способно воспринимать мир как целостное и живое.
Археология и психология не могут полностью объяснить прошлое общества и человека. В литературных же произведениях – авторских либо народных – главное вовсе не соответствие историческим свидетельствам, а смысл. Сплетение слов с личностями персонажей, их историями, происходящими чудесами и есть символ сути.
Так, древнегреческая Психея (душа) прошла невероятные испытания прежде, чем достигла наслаждения и гармонии.
- «Не беда, что существуют шакалы, ведь в том и истина, чтобы пугаться. Не беда, что существует лев и можно упасть на раскаленный песок под ударом его когтистой лапы, - писал Антуан Сент-Экзюпери, - Если именно эта мера вещей, эта форма деятельности дает человеку ощущение душевной полноты, могущество, которое он в себе и не подозревал, то это и есть истина человека».
Герои произведений не испытывают сомнений - что правильно, а что нет. Самый главный момент в любом сюжете - видение скрытой истины – или снятие пелены. «Апокалипсис», которым всех так пугают – как раз от греческого apokalyptein - «открывать», «обнаруживать».
- «Наше стремление к знанию – не любопытство, а глубокая потребность. Если знание – сила, то его отсутствие подразумевает слабость, - утверждал Абрахам Маслоу. - Но всякое обучение, сводящееся к простому приложению прошлого к настоящему, хорошие трудовые навыки, исполнительность и дисциплина никак не связаны с импровизацией, гибким и эффективным взаимодействием при возникающей ситуации. Какой толк в обучении фактам и технологиям, если они устаревают с бешенной скоростью? Мы находимся в точке истории, не похожей на что-либо, происходящее раньше. Поэтому свободная от морали модель «науки», унаследованная ради устранения церкви от власти, совершенно не подходит для изучения жизни. Но консультируя тех, кто занимается исследованием творчества, я чувствовал, что они ищут какую-то тайную кнопку, на которую можно было бы нажимать, подключив электроды. Ведь наивысшие возможности личности практически всегда недооценивались, так как считались сверхъестественными».
Но когда наши герои, святые или боги совершают подвиги ради тех, кто еще не родился, проходят по скотобойням, не замаравшись кровью и остаются чистыми, даже если вокруг грязь, не значит ли это, что «один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека?»
Ирина Табакова
P.S. Уважаемые читатели!
Финские фашисты не ограничились закрытием счетов нашего независимого СМИ, и отобрали у нас офис и единственное жилье. Но мы по-прежнему продолжаем печатать наши статьи и готовим к печати книгу "Постгуманизм". Реквизиты для финансовой поддержки на карты Сбербанка:
4276160926908345
или
5469380087807355А так же банк Nordea
FI70 1469 3500 2886 55