«Рационалисты» утверждают, что высшие ценности – это порядок и безопасность. Они фанатично веруют, что обладают ограниченным запасом энергии, поэтому стараются ее не использовать, а экономить. Для них самоотверженный подвиг или акт творчества – это чудо, о котором они слышали, но все равно в него не верят. Они категорически не понимают, что в жизни все как раз наоборот. Между людьми, событиями и всем, что составляет материальные и невидимые глазами миры, происходит постоянный обмен энергией, поэтому - чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Ведь биологические организмы обладают функцией самовосполнения. А вот инертность их полностью парализует. Современные нейробиологи считают отсутствие эмоциональной вовлеченности в события и «плоские» реакции результатом психологических особенностей, в результате которых индивиды отчаянно сопротивляются даже мысли о том, чтобы изменить свои шаблонные убеждения. Даже когда обстановка вокруг полностью переворачивается, они держатся за устоявшиеся стереотипы до самого конца – как своего, так и целого мира. Ведь провозглашается же, что каждый имеет право жить по-своему!
Но если при этом отсутствуют радость и счастье, а целью существования является лишь «служебный долг» или деньги, то живет ли на самом деле такой индивид? А когда он не осознает – кто он есть, то энергия неизжитой жизни трансформируется в силу, направленную на разрушение. Ведь «зло» есть не что иное, как равнодушие - в первую очередь к самому себе.
«Общественное мнение» называет подобную апатию «законопослушностью» или «адаптивностью». Именно такую трактовку утвердили в свое время основатели протестантизма Кальвин и Лютер, заявив, что «человек не только должен знать о полном своем ничтожестве, но и обязан делать все, чтобы смирить себя». Это утверждение и стало девизом современного «технически развитого» западного общества, успешно распространившего эту идеологию на весь остальной мир. В итоге «прогрессивный» индивид стал средством инструкций, норм, регуляций, бизнеса и «успеха». Теперь каждый обязан приносить себя в жертву «всеобщему благу».
- «Великие гуманисты прошлого полагали, что понимание природы человека немыслимо без осознания норм и ценностей его жизни, - пишет Эрих Фромм в книге «Человек для самого себя». – Ведь все наше поведение определяется ценностными суждениями, на обоснованности которых и основано психическое здоровье. Поэтому провозглашаемое «приспособление» никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия – напротив, именно оно является причиной депрессий. А единственное возможное лечение состоит в устранение препятствий, мешающих жить в полную силу, так как существование и раскрытие специфических сил организма – это одно и то же. Все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей. Отсюда цель жизни человека следует понимать как раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его природы. Он может превратить свои способности в действительность только путем реализации своей индивидуальности».
«Социально адаптированные» (то есть, тяжело больные) индивиды уже утратили способность восприятия действительности. Они видят лишь поверхность вещей и могут действовать только тем, что предстает в этой тусклой картине. Поэтому впадают в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем «просто данные».
Нормальный же человек в состоянии относиться к миру, одновременно воспринимая его реальность и оживляя собственной энергией. Ведь наш разум имеет третье измерение – глубину, благодаря которой он проникает в суть вещей, явлений и процессов. Не будучи оторванным от практических жизненных целей, он проникает вглубь, видит скрытые связи и не лежащие на поверхности значения – то есть, «смысл».
При этом очень важно, чтобы любое явление (или другой человек) были бы ему интересны. Иначе как сквозь поверхностную оболочку увидеть причины и взаимосвязи?
Вряд ли найдется какое-либо значительное открытие, изобретение или творческое произведение, на которое человека не вдохновил бы его интерес.
Но изобретя «совершенные» механические средства, современный индивид оказался запутавшимся в этих сетях и утратил понимание смысла – самого человека - превратившись в раба изобретенной им же самим машины. А пустота и бездумность жизни, отсутствие веры в себя и в человечество, обретя затяжной характер, привели к душевным нарушениям и сделали индивида неспособным даже к достижению его материальных целей.
Ведь все достояние цивилизации было создано недовольными. Колесо изобрели те, кому надоело тащить в гору тяжелый груз, а деньги - как инструмент обмена - придумали люди, пытавшиеся избежать протухания селедки или сгнившего урожая ячменя.
… Концепция науки о человеке опирается на предпосылку, что природа у всех одинаковая – с типичными чертами. Именно эта идея требовалась для обоснования неизменности социальных институтов, которые создавались якобы в соответствии с природой человека.
Но что, если допустить, что такого феномена не существует? И каждый индивид отвечает на воздействие внешней среды разными способами - в зависимости от его индивидуальных особенностей?
К примеру, увидев нищих, немощных и больных, Будда создал свою теорию «нирваны», где нет ни страданий, ни желаний. В аналогичной же ситуации врач думает о том, каким способом вылечить этих больных.
Человек может приспособиться к рабству, но этот процесс будет сопровождаться снижением его интеллектуальных и моральных качеств. Он может адаптироваться к условиям, требующим подавления сексуальных стремлений или приспособиться к обществу, пропитанному взаимной подозрительностью. Но станет слабым и опустошенным.
Как только социальные институты входят в противоречие с природой человека, у него возникают психические и эмоциональные расстройства. Которые в конце концов принуждают его изменить эти условия, раз он не может изменить свою природу. Ведь если бы человек мог адаптироваться к любым условиям, не противодействуя даже тем, которые ему противны, он не имел бы истории вообще.
С одной стороны, любой индивид является представителем всего человечества. Каждый несет в себе характерные особенности всего рода. Одновременно и конкретный «он», и «все», он обладает своими отличительными особенностями и в этом смысле уникален, но в то же время в нем воплощены все характерные черты человеческого рода в целом.
Человек – самое беспомощное из всех животных, но именно эта его биологическая беспомощность – основа его силы, главная причина развития его специфических качеств. Самосознание, разум и воображение сделало его причудой Вселенной. Он не может избавиться от своей души, даже если бы и захотел, и от своего тела, которое заставляет его желать быть живым.
Он единственное существо, которое способно испытывать скуку, недовольство, для него собственное существование является проблемой, от которой он не в силах уйти. Каждая достигнутая им ступень развития оставляет его неудовлетворенным и ввергает в замешательство, которое подвигает его к новым поискам и решениям. Он одинок, поскольку является уникальной сущностью, совершенно не похожим ни на кого другого. Он должен оставаться один на один с собой, когда принимает решение.
И в то же время он не может выносить своего одиночества. Именно поэтому способен принять за истину мнение большинства или «официальное», где так называемая «власть», рынок или «здравый смысл» - то есть, общепринятая бессмыслица – определяет, что хорошо для человека, устанавливая законы и нормы его поведения.
Главная проблема современного технического общества – это безразличие человека к самому себе. «Власть» может быть физической или духовной, абсолютной или относительной, но она всегда обусловлена тревогой и беспомощностью подчиняющегося ей. Сила и страх – вот те подпорки, на которых она строится. (При этом критика ее не только недопустима, но попросту запрещена). Будь-то сеть оптоволоконных проводов или абстрактное «благо общества», за человеком не признается способность познать добро и зло – поэтому все требуется делать исключительно «по закону» или «согласно инструкциям».
А так как интересы «власти» (чем бы она не была) поставлены на карту, она предписывает смирение как главную добродетель, а непослушание - как страшный грех. Самым непростительным является бунт, подвергающий сомнению главную догму - что все «законы» создаются именно в интересах народа.
Но когда не столько физическое тело, сколько вся личность подвергается угрозе превосходящей его силы, индивид становится беспомощным и испуганным, а его действия – судорожными. Или вообще парализуются.
При этом воздействие основано одновременно на страхе и на скрытом обещании – что те, кто обладают силой, могут защитить и позаботиться о «слабых» - то есть, подчинившихся. Именно адаптивность к этой комбинации угрозы-обещания и означает окончательное падение.
Обращенные веруют, что в обмен на личность им дадут «устойчивое развитие», спокойствие и комфорт.
Более того, «инновационные» конторы заявляют, что с помощью стимуляции мозга электрическими разрядами можно улучшить психическое состояние индивида в автоматическом режиме. Так, если кто-то находится в депрессии или застрял в негативе, дистанционным нажатием кнопки можно перевести все это в «позитив». То есть, из недовольного индивида сделать довольного.
Но как тогда им управлять? Очень просто. С помощью все той же электростимуляции причинять боль, если он вдруг откажется выполнять приказ.
При этом «оболочка» находится в целости и сохранности.
А от бывшего человека останется лишь «видение чего-то милого и светлого, что было поймано, закостенело и покрылось жесткой оболочкой».
Ведь любовь человека - к себе и окружающему миру - не есть некая высшая сила. Это его умение, предполагающее заботу, ответственность и желание, в том числе, чтобы другие тоже росли и развивались. Именно эта способность и связывает его со Вселенной. Поэтому здоровый человек всегда сам является законодателем и исполнителем «норм».
Аристотель утверждал - «нужно знать то, что относится к душе, точно так, как, вознамерившись лечить глаза, нужно знать все тело». По его словам, «добродетель» (наилучший поступок) – это «деятельность», которая способствует развитию функций и способностей человека. Она не является пассивным обладанием, неизменным даром или состоянием сознания.
Спиноза уверял, что сохранение существования – это развитие или совершенствование своей сущности. Поэтому счастье - не цель сама по себе, а переживание, сопровождающее возрастание сил, тогда как «адаптивность» всегда приводит к депрессии.
А Джон Дьюи считал - тот факт, что нечто вызывает удовольствие, еще не заключает в себе суждения о ценности этого. Целью человеческой жизни он полагал рост и развитие человека. Ведь именно для этого существуют трудности, с которыми нужно справиться, недостаток чего-либо, что необходимо восполнить либо конфликт тенденций, который следует разрешить путем изменения существующих условий. Дьюи настойчиво подчеркивал громадную важность бессознательных сил, определяющих не только внешнее поведение, но и скрытые желания и суждения.
Биологическая действительность в связке с психической сближает нас с остальной природой, отделяя от бестелесных вычислительных процессов «инновационных» технологий.
- «Если бы человек был чистым интеллектом, лишенным физической оболочки, то поиск цели жизни был бы достигнут созданием исчерпывающей умозрительной системы, - пишет Эрих Фромм, - Но он наделен не только душой и разумом, но и телом – поэтому его система ориентации подразумевает чувства и ощущения.
С помощью всего этого он пытается создать в своем представлении всеохватывающую картину мира, в рамках которой стремится получить ответ на вопросы о своем месте в нем и о том, что он должен делать. Ведь нет более сильного источника человеческой энергии. Выражением этой потребности в полноте существования и является приверженность какой-либо идее или сверхъестественной силе, к примеру, Богу.
В нашем языке попросту нет слова для обозначения того общего, что есть в разнообразных религиях - то есть, всех умозрительных систем, пытающихся дать ответ на проблему смысла жизни. Поэтому за неимением лучшего, можно назвать их все «схемой ориентации и поклонения». Мы видели фанатическую приверженность диктаторским режимам. Сегодня миллионы людей поклоняются деньгам, успеху или «работе». И во все времена мы поражаемся тому, как человеком владеют страсти, по своей силе превосходящие даже инстинкт самосохранения.
Конкретное содержание таких систем различается, но потребность в ориентации и поклонении является общей для всех во все времена. Ведь люди стремятся к чему-то большему, чем достижение физического удовлетворения.
И хотя человек не может избежать этой схемы, он свободен в выборе: поклоняться ли разрушительным силам или творящим.
Поэтому когда говорят, что идеалы или религиозные чувства ценны сами по себе - это небезопасно, да и ошибочно. Все системы ориентации, включая государственные режимы, должны оцениваться исключительно с позиции - являются ли они для человека «путеводной звездой» при реализации своих сил и отвечают ли на его потребность обретения гармонии с миром».
Большинству людей кажется, что их идеи не зависят от их эмоций и желаний, а представляют собой результат логического осмысления реальности и что их отношение к миру подтверждается их суждениями. В действительности же все идеи и поступки являются результатом их характера.
Так, индивид, обладающий потребительской ориентацией, верует, что «источник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое – будь то нечто материальное или какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие – это путь получения извне. Если такие люди умны, они будут искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию - вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятельно. Если они религиозны, то все, чего они ожидают - они ожидают от Бога, а не от собственных поступков. К руке дающей – в виде государства или системы - они испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх ее потери.
При тяжелой степени подобной ориентации индивиды окружают себя как бы защитной стеной. В физическом мире они могут отличаются педантичной аккуратностью или, наоборот, стремлением превратить все в свинарник, портя свою внешность бородами, усами или татуировками. Но их фанатичная вера ожидание благ от внешней «системы» остается непоколебимой.
В так называемой «рыночной экономике» человеческая индивидуальность - то, что своеобразно и уникально, лишается ценности. Теперь это – балласт.
Уникальность стала синонимом слова «странность», а равенство - «безразличия». Но когда индивидуальным «я» пренебрегают, отношения как к людям, так и явлениям становятся поверхностными.
Подобные разрушительные ориентации всегда главенствуют в обществах, где за одной группой закреплено право подавлять другую. И так как угнетенные не имеют сил изменить ситуацию, они будут почтительно взирать на эксплуататоров, как на своих благодетелей, поскольку структура общества внушила ему, что он неспособен что-то организовать и действовать активно и разумно.
Но обезличивание, бессодержательность, утрата смысла жизни и автоматизация ведут к все большей неудовлетворенности. В итоге индивид становится целиком зависим от внешних сил, утрачивая возможность заботиться о собственном существовании и чувствовать ответственность за него. Все, что ему остается, это одобрение или неодобрение системы, государства или общественного мнения. Как персонаж «Процесса» Кафки он считает себя виноватым, потому что «авторитеты» осудили его. Хотя он виновен потому, что растратил свою жизнь впустую.
По мнению Эриха Фромма, лишь совесть, вера и отсутствие «стабильности» способны стоять на страже человеческой личности.
Ведь на протяжении всей истории люди отстаивали принципы справедливости, любви и истины наперекор всем видам давления.
Род человеческий уже давно бы застрял на своем полном опасностей пути – если бы у его представителей не было такого понятия, как совесть. Во многих философиях именно она считается законом разума, внушенным человеку Богом, и основанном на том, что человек пребывает в гармонии с космическим порядком.
Ведь что такое совесть, как не реакция личности на правильное функционирование? Или, наоборот, дисфункцию, когда поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувство беспокойства и дискомфорта?
Совесть – это голос заботы о самих себе. И поскольку ее назначение в том, чтобы быть стражем подлинного интереса человека, она действенна в той мере, в какой человек не утратил себя полностью и не стал жертвой своего безразличия и деструктивности по отношению к себе.
При этом людьми часто владеет иллюзия, что их совесть будет говорить громким голосом и ее откровение будет ясным и отчетливым. Но чаще всего оно настолько тихо и трудно различимо, что это считается тревогой (или даже болезнью), ощущением усталости и безразличия. Но когда бессознательные муки совести становятся очень сильными, они приводят к физическому или душевному заболеванию.
Лишь сон зачастую оказывается единственным состоянием, в котором не удается заглушить свою совесть. Но трагедия в том, что когда мы слышим, как наша совесть говорит нам во сне, мы не в состоянии действовать.
А когда мы в состоянии действовать - забываем то, что узнали во сне.
Вера обычно ассоциируется с религиозными учениями и воспринимается как нечто несовместимое с рациональным мышлением. Поэтому если ее нельзя согласовать с «наукой», то следует отвергнуть или заменить фактами и теориями, доступными проверке.
Но что, если вера состоит в признании доводов души, а неверие – в их отрицании?
Может ли человек в таком случае жить без веры? Или он делается бесплодным, беспомощным и полным страха? Ведь именно вера представляет собой твердую убежденность, основанную на плодотворной интеллектуальной и эмоциональной деятельности.
Как, например, ученый приходит к новому открытию? Разве он начинает ставить эксперимент за экспериментом, накапливать факт за фактом, не веря в то, что он ожидает найти? А почему была выиграна Великая Отечественная война? Из-за веры в победу.
История человечества полна примеров веры в разум и истину. Ради нее люди сгорали на кострах и шли на баррикады. Всеми ими руководила вера в образ как обоснованную цель, которой надо добиться.
Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что знает - и в будущем он будет таким же, каков сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас.
И хотя полагают, что вера представляет собой состояние, в котором человек пассивно ожидает, когда его надежды сбудутся, это совершенно не так. Вера – это всегда выражение внутренней активности. К примеру, когда Моисей бросил посох в Красное море, оно расступилось только тогда, когда первый человек прыгнул в волны.
Впрочем, сегодня мы не верим в свои силы, у нас нет веры в человека, в самих себя, и в то, что наша энергия может создать.
У нас нет совести, и мы не осмеливаемся доверять нашим оценкам. Мы – стадо, которое идет по дороге, раз другие идут той же дорогой.
Но при этом мы все равно неудовлетворены, испытываем тревогу и беспокойство.
Есть лишь единственное решение – принять ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями мы можем придать смысл своей жизни.
Который, впрочем, не подразумевает какой-то определенности и завершенности.
Ведь непредсказуемость и есть как раз то условие, которое вынуждает человека развивать свои возможности.
Ирина Табакова
P.S. Уважаемые читатели!
Финские фашисты не ограничились закрытием счетов нашего независимого СМИ, и отобрали у нас офис и единственное жилье. Но мы по-прежнему продолжаем печатать наши статьи и готовим к печати книгу "Постгуманизм". Реквизиты для финансовой поддержки на карты Сбербанка:
4276160926908345
или
5469380087807355А так же банк Nordea
FI70 1469 3500 2886 55