В современном обществе доминирует ползучая догма, которую принято называть «позитивным мышлением». Грусть, печаль и тревога рассматриваются как патология, которых – как считается – у человека быть не должно. Этот токсичный «оптимизм» дает возможность прятать голову в песок, отрицать вездесущность страдания и становиться невосприимчивым к чужой боли. Но разрушительная сила, которую мы отвергаем внутри себя, рано или поздно проявляется во внешнем мире.Представьте себе, что наша психика – бескрайнее море, в недрах которого есть сокровища и чудовища, подводные течения и водовороты. В толщах воды скрыты биологические программы выживания и приспособления, агрессия, страх, стремление унижаться, потребность заботиться или лениться.
Этим программам сотни тысяч лет.
А сознание – лишь тонкая пленка на поверхности, включающая разум, жизненные ценности или способность критически мыслить. Мы собираем их по крупицам, взращиваем, ищем опоры.
В это же время в наши ежедневные чувства и поступки врываются непонятные импульсы, которые мы предпочитаем не замечать.
Но как вода под давлением не сжимается – а находит и проламывает самое слабое место – так и всякое насилие над нашей природой, спрятанное в подсознании, превращается в психическое заболевание, расстройство в поведении и неуправляемую агрессивность по отношению к другим.
- «Незаметно, исподволь мы предаем себя день ото дня, уступая страху. Но подавлять все тени внутри себя – значит рано или поздно взрастить там чудовищ, - пишет американский психолог Джеймс Холлис в книге «Почему хорошие люди совершают плохие поступки». - Ведь жизнь всегда изначально конфликтна, и любая идеология, которая стремится обойти эти противоречия, идет на заведомый обман.
Наша крепчайшая узда – привычка, то есть, шаблон. Мы нервничаем, когда рутина оказывается нарушенной. Нас начинают злить сбои в стереотипной «нормальности». И хотя никто не просыпается по утрам со словами «сегодня я причиню вред себе и окружающим», однако день ото дня мы поступаем именно так. Ведь то, что мы делаем, является компенсацией того, чего не видим.
Воинствующая убежденность, религиозное рвение, агрессия и враждебность – все это признаки тайного сомнения и уныния. Поэтому наша личная и общечеловеческая история полна трусливых поступков, предательств и кровавых повторений».
Человеческая психика не является чем-то цельным, единым или однообразным. Она многогранна и всегда разделена, так как представляет собой фрактальные энергетические системы, действующие независимо от нашего сознательного намерения.
Эти системы всегда активны (даже во сне) и разыгрывают свои собственные программы - независимо от того, известно нам это или нет.
Классический литературный пример – Отелло. Ничто не радовало раздираемого внутренней ущербностью героя – ни достаток, ни высокое положение, ни даже ни красавица-жена, которая «его за муки полюбила, а он ее – за состраданье к ним». Завистливый Яго стал лишь триггером – и без его участия рано или поздно все закончилось бы «молилась ли ты на ночь, Дездемона».
Ведь чаще всего темные стороны подсознания отрицаются и проецируются на других. Это так удобно – если ты знаешь, что враг снаружи, значит его нет внутри, и незачем отягощать себя обязанностью вглядываться внутрь себя.
Есть и другие способы не видеть угрожающей правды.
К примеру, подавление – когда какая-то область в жизни кажется опасной (или хотя бы просто трудной), то огромное искушение - ее просто не замечать, а собственные ужасные поступки – не помнить.
Конечно, потом это дорого обходится – как нам самим, так и окружающим.
Или – как вариант – иллюзия контроля. Четкое расписание (работа, спортзал, планирование отпуска на год вперед), чересчур аккуратно складывание вещей или строгое соблюдение «указаний начальства» («законодательства») - все это кажется «порядком» и вроде бы помогает.
Но очень скоро обыденность и рутина засасывает как в болото. Как результат - теряется спонтанная реакция на неожиданные ситуации, гибкость мышления и способность прислушиваться к голосу своей души.
Исчезает связь не только с ней, но и с теми импульсами (чувствами или чертами характера), которые мы не хотим признавать, хотя они хорошо видны окружающим.
Нашу жадность, холодность, глупость, агрессивность – все это мы считаем «происками» врагов. Выдает нас лишь избыточная реакция на самые незначительные события и тревожные сны.
Современная чисто материалистическая догма утверждает, что сознание сосредоточено в мозге. Поэтому мы уверены, что вся эта расщепленная совокупность находится под его контролем. Или, по крайней мере, познаваема.
В реальности же она обладает способностью действовать независимо от нашего сознательного намерения.
Этот мир внутри нас Карл Юнг назвал Тенью. А уж ему-то было что рассказать об этих силах. Под воздействием ужасов мира, провозглашающего преданность иллюзорному прогрессу и приносящего на заклание судьбы отдельных людей, он доказал, что потребности в «социальной адаптации» порождены чувством беспомощности и неудовлетворенности, с которыми принято справляться с помощью отклонений, замещений и всевозможных интоксикаций. Он утверждал, что Тень состоит из аспектов нашего существа, работающих на то, чтобы заставлять ощущать дискомфорт от самих себя.
Ведь Тень – это не просто бессознательное. Тень – то, что нарушает ощущение самости.
Являясь частью нас самих, Тень не покидает нас, повинуясь одним лишь уговорам нашей воли и «правилам хорошего поведения». Она проникает во все будничные дела, присутствует во всех начинаниях, неважно, какими бы возвышенным ни казался их замысел.
Каждый из нас обладает персональной Тенью, и каждый - хотя и в разной степени - делает свой вклад в коллективную.
Поэтому любое «цивилизованное» общество – на самом деле темные струи подсознательного потока, непризнанные, или, наоборот, кажущиеся «рациональными» переплетения времени, места и племенных ритуалов.
Эти «тени» дают о себе знать в нашей общественной системе, в политике, в межличностном общении и в религиях.
Бесконечная сложность человеческой психики проявила себя в бесконечных сложностях того мира, каким мы его вообразили и который создали.
При этом Тень не есть зло как таковое, хотя может совершать то, что нами или другими будет расценено как зло. Ведь те, кто не принимает в расчет разделенность человеческой души, остаются в неведении относительно своих мотивов и, следовательно, опасны для себя и остальных.
К несчастью, наша культура основывается на ложной идее, что социально корректному поведению можно научить. Наша уголовно-исполнительная система ратует за строгость наказания, не прилагая никаких усилий для того, чтобы изменить людей к лучшему путем публичного порицания, то есть, потери доверия и репутации.
Мы называем места лишения свободы «исправительными» - хотя их идею придумали развили квакеры, верившие, что принадлежность к общине является духовной необходимостью человека. И только поэтому он добровольно изменяет свое поведение, чтобы быть возвращенным в него.
Достаточно понять скрытие программы, которые задействуются при вступлении во взаимоотношения индивида с «системой», чтобы ощутить то темное, которое налагает отпечаток на наше сознание.
В иудо-христианской идеологии эта примесь получила название «первородный грех», который, возможно, навечно запечатлелся в человеке, словно какой-то генетический дефект, заряжаемый программными энергиями по мере развития истории.
Ну а поскольку мы все представляем одну большую человеческую общность, то разделяем исторически привлеченные энергии, завязанные на деньгах, власти, сексуальности и тому подобное.
При этом подавляем ли мы то, что затаилось у нас в подвалах подсознания или же проецируем это на других, мы в любом случае буквально топим всех в собственной отрицаемой Тени.
Но как жить, если испытываешь жестокие, порочные, корыстные чувства в отношении других людей? Как можно предположить, что внутри вроде хорошего человека оказывается убийца?
Насколько нравственны будут поступки каждого из нас, знай мы, что не придется за них отвечать?
И почему обнаруживается столько расхождений между ценностями, которые мы исповедуем, достоинствами, которые считаем своими, и таким шокирующе деструктивным поведением?
По мнению Джеймса Холлиса, проблема в том, что мы просто не знаем о себе того, чего мы не знаем. В том числе и того, что на самом деле известно о нас другим людям. Мы не можем ответить на вопрос «Скажи, чего ты не осознаешь?»
При этом Тень никуда не исчезает и исподволь просачивается в наши ценности и в наш выбор. И даже если в какой-то момент мы чувствуем, что всего лишь придерживаемся программ, полностью противоположных человеческой морали, всегда отыскиваем оправдание - почему мы делаем так, как делаем, и поступаем так, как поступаем.
Сложность Вселенной и нашей души столь велики, что фантазировать, будто мы доподлинно знаем себя – все равно что взойти на гору в сумеречную пору и считать, что мы видим всю круговерть звезд в бескрайнем просторе над нами.
Ведь в лучшем случае, мы узнаем то одну звезду, то другую.
При этом с давних пор мы проецируем на неведомые миры свою психическую потребность в определенности. Так, в древнегреческом видении мира Космос обозначал гармонию – то есть, представление о пластически упорядоченном гармоничном целом.
Но знает ли рыба, что плавает в воде? Наверное, нет. Она – одно целое со своей стихией. Так же обстоит дело и с Тенью. Она воплощает в себе все беспокоящее нас, то есть чуждое нашему идеалу. Толкования, которые предлагаем, миры, которые выдумали – все они берут начало в нас самих.
К примеру, что движет религиозным фанатиком, не жалеющим времени на то, чтобы силой обратить кого-то в свою веру? Искренняя убежденность в пользе общего дела или же беспокойство внутреннего сомнения, которое изгоняется лишь достижением единомыслия?
А могут ли добрые дела сопутствовать жизни, полной страданий?
Где берут начало нравственные устои, на которые мы так часто ссылаемся? Являются ли они врожденной добродетелью человечества или привнесенным извне комплексом?
Может ли нравственность порождать зло для самого человека и его ближних?
И может ли добро, лишенное своей противоположности, избежать впадения в односторонность?
Не станет ли рано или поздно эта односторонность подавляющей и принудительной?
Наше бессознательное наделено зарядом энергии, позволяющим подняться из темного моря и выйти наружу, ничуть не потревожив поверхности – то есть, сознания. Если бы это было не так, то изначально разрушительные религии (в том числе, капитализм, фашизм или техноутопизм) не получили бы столько приверженцев. А нынешние политологи и маркетологи не смогли бы стимулировать положительные реакции на любой продукт – от выбора стирального порошка до президента.
Кстати, сегодня именно технологии завуалированной дезинформации и манипуляции смыслами, разработанные разведслужбами во время Второй мировой войны, жадно перенимаются как потребительской рекламой, так и «правительствами». Они овладевают нами, узурпируя подсознание там, где засели наши страхи. Или там, где мы кажемся себе уродливее всего. Скрытая энергия, словно долго сжатая пружина, распрямляется в мгновение ока. И стоит ли удивляться, что подчас это оказывается так соблазнительно?
Сколько зла, умышленного или неосознанного, было совершено самыми обычными гражданами, подхваченными приливом подобных энергий? Ведь то, что отрицается нами внутри себя, обязательно проявляется во внешнем мире - так или иначе, раньше или позже.
Конечно, проще всего обвинять других, проецировать вину на кого угодно. Или держать все в себе, делая вид, что ничего не происходит. Но именно в такие мгновения мы опасней всего для самих себя, наших семей и общества.
Ведь то, чего мы не знаем - или боимся признать - ранит не только нас, но и других.
К примеру, чем питается совершенно чуждое нашей сознательной жизни удовольствие, вызванное несчастьем другого, как не бегством от самих себя?
А злоба и зависть?
Именно на теневых проекциях развязываются кровавые войны. А потом мы недоуменно спрашиваем: а ради чего, собственно, все это затевалось?
Но лишь немногие достаточно сильны, чтобы признавать за собой недостатки, скрытые намерения и сокровенные мотивы. Способность принять ответственность за темные сущности, когда они дают о себе знать, требует немалой храбрости и сильного самосознания.
Поэтому тех, кто на протяжении тысячелетий хотя бы пытается объяснить все это, мы ненавидим и уничтожаем. Ибо они совершают самое ужасающее из злодеяний – напоминают о тех наших сторонах, знать о которых нам нестерпимо.
…Со времен древней Греции философы рассуждали на тему – хорош человек изначально или плох. Платон утверждал, что если кто-то совершает дурной поступок, то только потому, что не осознает последствий. Руссо писал про врожденную «хорошесть».
Иммануил Кант ввел такое понятие, как «категорический императив», обозначающий, что мы всегда должны поступать так, как если бы последствия наших поступков были бы применимы и к нам самим. И вовсе не потому, что мстительное божество накажет – просто неприемлемо жить в мире, где никто не доверяет другому.
Артур Щопенгауэр утверждал, что человек должен быть движим не «законодательством», а внутренним желанием делать добро из сострадания.
Да и все мировые религии были основаны на том, что внутри человека есть мудрость, достоинство и доброта. Поэтому задача каждого – культивировать это в своих поступках.
А вот современные биологи и нейрофизиологи темы врожденной «хорошести» или «плохости» не затрагивают. Они утверждают, что человеком движет лишь «чисто физиологический» инстинкт самосохранения.
Но как тогда быть с духовным инстинктом – совестью?
Или с нашей способностью не оставаться в стороне, приходя на выручку оказавшимся в беде? Или стремлением к познанию и развитию собственной личности?
Ведь «Тень» - это не обязательно плохая сторона. Она может быть яркой и несущей жизненную энергию. К примеру, это могут быть отложенные за кажущейся ненадобностью способности.
Внутри нас столько всего намешано, что мы вряд ли сможем все понять и усвоить. Тем не менее, качество нашей жизни напрямую зависит от уровня осознанности, привносимого в повседневный выбор. Все тот же Карл Юнг утверждал - «человек становится просветленным не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому, что делает тьму сознательной. Однако последняя процедура не из приятных и, как следствие, непопулярна».
Как показывает весь ход истории и человеческий опыт, отвергнутое или оставленное без внимания играет огромную роль как в нашей жизни, и в жизни других.
А то, что забыто из прошлого, всегда обречено на повторение.
Но в любом случае мы целиком ответственны за действия и последствия проявлений Тени, даже если в момент их совершения не подозреваем о них.
Ирина Табакова