Как только ты ощутишь вкус полета,
твои глаза всегда будут обращены в небо,
поскольку ты уже был там и жаждешь туда вернуться.
Леонардо да Винчи
COGNOSCE TE IPSUM – что попросту значит:
чтобы узнать, насколько ты хорош,
нужно сделать усилие и стать самим собой.
Сократ
Хотите – верьте, хотите – нет, но первые строки этого эссе рождаются, пока я сижу в немного тесной, но уютной и удобной напичканной всевозможными компьбтерными диспдеями и приборами кабине самолета Аэробус А320, летящего из Москвы в Афины на высоте 34000 футов над скрытой облаками землей. Автопилот делает свою работу, а мой коллега помогает следить за приборами, поэтому я пользуюсь моментом и ослабляю напряжение первых 30 минут полета, когда мы взлетали и набирали высоту. Здесь, высоко над землей, потрясающе красиво. Меня переполняет ощущение абсолютного комфорта и спокойствия. Я здесь как дома. Похоже, я все-таки взобрался на самый верх! Но это был совсем не легкий путь! В семнадцать лет у меня не было сомнений относительно будущего. Я мечтал о полётах. Но медосмотр в лётном училище не прошел. Решил быть как можно ближе к авиации и несколько лет спустя получил диплом радиоинженера Ленинградского института аэрокосмического приборостроения.
И только пару лет спустя начал строить свою карьеру в телекоммуникационном гиганте Lucent Technologies. Начинал я как инженер-технолог и дослужился до руководителя отдела контрактов, затем – руководителя проекта, директора проектного отдела и, наконец, менеджера по работе с крупными клиентами.
Тем временем я получил образование юриста и несколько дипломов по менеджменту. Я делал свою работу хорошо, и это приносило все большее удовлетворение по мере роста и усложнения обязанностей и проектов. Проект SkyLink стал наивысшим достижением в Lucent: команда, которую я возглавлял, начала создавать эту популярную теперь всероссийскую мобильную сеть нового поколения с нуля, построив маленький пилотный сегмент в Петербурге. Еще на начальной стадии нам пришлось преодолеть ряд технологических, правовых, коммерческих и административных проблем. В январе 2005 г. начался новый виток моей карьеры. Я стал директором по работе с крупными клиентами в Nokia Networks; в моем подчинении – международная команда из 25 профессионалов, и наша задача – успешное управление самым большим европейским отделением Nokia Networks.
Стань летчиком
В профессиональном сообществе меня считали примером успешной карьеры. Я же сам честно стремился работать бескомпромиссно, и это приносило удовлетворение и повышение самооценки. И все же в глубине души мне не было покоя. Мечта не покинула меня, а заставила искать способы ее воплощения. С момента первого полета на четырехместном поршневом тренировочном Яке-18 у меня не оставалось сомнений, где тратить свое свободное время (и деньги!). Маленький аэродром под Петербургом стал моим вторым домом. Я надеялся, что, подобно многим другим людям во всем мире, смогу совместить повседневные рабочие обязанности с «воскресными полетами». Но когда я налетал достаточно часов для лицензии летчика гражданской авиации, меня осенило: я должен сделать полеты своей работой. Говорят, что, приняв решение, ты уже на полпути к успеху. В моем случае все оказалось не так легко. Бросить успешную карьеру в развивающейся компании, высокий управленческий пост в ведущей фирме на рынке ради мечты – это казалось безумием. Учитывая, что профессиональная жизнь летчика довольно коротка, а мне было уже далеко не 17, даже те, кто разделял мою страсть, качали головами. Большинство моих коллег откровенно думали, что это как минимум глупо и безответственно.
Я предпочел начать все заново, с нуля. Новая должность выглядела несколько экстравагантной – но такой естественной для меня: второй пилот-стажер в компании «Аэрофлот»! Думаю, именно мотивация помогла мне справиться с огромным количеством тестов и экзаменов, и в том числе медицинских, с наивысшими баллами. Я отдавал учебе все свои силы и когда мой первый лайнер, Ту-154, повез меня в первый настоящий полет, я знал, что не ошибся.
Нет - это совсем не простая работа. Ломаный режим, психологические нагрузки, постоянная концентрация отнимают много сил. Все эти шесть лет в Аэрофлоте я бескомпромиссно работал и учился. Уже два года я – командир корабля. Неделю назад стал командиром-инструктором. И ни разу я не пожалел о сделанном выборе. Не помню ни одного дня, когда я шел на работу или возвращался домой с плохим настроением.
И несмотря на то, что работа современного линейного пилота уже не напоминает романтику и героизм полетов летчиков 30-х годов а скорее похожа на работу оператора сложной компьютеризированной и автоматизированной машины и зарегулирована огромным количеством правил и инструкций, я не чувствую скуку или рутину.
Магия лидерства
В профессиональной жизни мне повезло познакомиться с людьми, чьи вдохновение и харизма, лидерский и новаторский дух разительно отличался от тех, кто проводил время в офисе ежедневно «от и до», машинально исполняя предписанные должностными инструкциями обязанности. Я видел эту разницу и убедился, что секрет волшебства – в том, чтобы найти верную дорогу, хоть это и кажется самым сложным.
Либо ты лучший, либо – «один из» (будь ты официант или гендиректор многонациональной корпорации), и дело здесь в том, чтобы определить для себя лично, что хорошо, а что плохо. Если твой приоритет – профессиональный рост, в какой-то момент стоит все разом изменить и посмотреть, что выйдет. Главное – не бояться и встречать многочисленные трудности на новом пути «с открытым забралом». В моем случае результат стоил усилий.
На правильном пути
Оглядываясь на свое «офисное» прошлое с теперешней высоты, не могу не удивляться: что держало меня так долго в тесном кабинете с постоянными телефонными звонками и совещаниями, в то время как шум турбин и звуки переговоров с диспетчером управления воздушным движением кажутся мне совершенно естественной средой?
Да, возможно мне еще пригодится управленческий опыт. Но я теперь точно знаю что такое вкус неба и что ты чувствуешь когда делаешь любимую работу и нужен людям.
Александр Егоров
Фото Федор Борисов